В Петропавловске люди рискуют покалечиться на разрушенной паводком дороге

Единственный путь к садово-огородным участкам выглядит так, будто подвергся бомбежке.

Небывалое наводнение этого года лишило многих петропавловцев не только жилья, но и любимых дач, а всего пострадало более четырех тысяч участков. Люди до сих пор с ужасом вспоминают, как стихия прошлась по их «фазендам», превращая в прах все, во что вкладывали столько труда (зачастую несколько поколений), денег, времени, любви.

Причем всех этих «ингредиентов» в некоторые дачи было вложено гораздо больше, чем во многие дома, подвергшиеся затоплению. Только вот, в отличие от владельцев ставшего непригодным жилья, которым сейчас дают взамен новые дома и квартиры, деньги на ремонт, дачники получили только по 100 МРП.

- Не описать словами, что я испытала, попав на территорию своей дачи после паводка: это боль, слезы, истерика, неприятие случившегося, - рассказала Галина Гальстер, собственница дачи в обществе «Элегия». – Все, конечно, сказалось на здоровье. Да, я понимаю, что кто-то и единственного жилья лишился. Но у меня тоже был прекрасный двухэтажный дом… В начале июня 2021 года после долгих поисков дачного участка я остановилась именно на этом. Бывшая владелица рассказала, что даже в период паводка 2017 года дача, находясь на возвышенности, не была затоплена. Когда я её купила, это был небольшой дачный домик, земля и обычные грядки.

За три года этот участок был изменен кардинально, до неузнаваемости. Я в неё вложила огромное количество денежных средств, работала вместе со строителями днями и ночами. В неё вложено много сил, нервов, труда, здоровья. Дачный домик преобразовался в огромный, шикарный двухэтажный дом со всеми удобствами: это и дорогая мебель, баня, душевая, тёплые полы, техника (бойлер, водный насос, стиральная машинка) и многое другое. По всей территории мы положили брусчатку, сделали современные грядки, мангальную зону, детскую зону отдыха, построили красивую беседку, также укомплектовав всеми удобствами. Вместо деревянного заборчика огородили всю территорию. Помимо этого, за свой счёт были построены огороженный пирс, детская песочница, завезли песок - это всё было сделано для всех проживающих в нашем сообществе, дети были счастливы и благодарны.

Для нас это не просто дача, а дом, в котором мы жили весной, летом и осенью… И вот все разрушено… Увидев последствия паводка, я поняла, что потеряла всё. Помимо огромного ущерба всей территории, наш дом, построенный из бруса, вырвало с фундамента и унесло через несколько участков. Сейчас картина, как после бомбёжки.

Всё, заработанное и созданное честным трудом за все мои годы, разрушилось, пришло в негодность. Дом совсем не подлежит восстановлению. Всё, что сейчас осталось лично у меня, - это кусок земли и фундамент. Находиться на территории страшно и невыносимо больно.

Много и других общих для всех дачников проблем: разрушенные дороги, по которым невозможно проехать, отсутствие водоснабжения, электроэнергии и многое другое. Полученные 100 МРП мы направили на восстановление дачного общества, никаких других денег и помощи от государства мы больше не получили.

Сами, объединившись, стараемся хоть как-то помочь восстановить дачное общество… Но ни для кого не секрет, что это "капля в море". Мы нуждаемся в помощи от государства, от городских властей. Мы такие же пострадавшие, как и жители Подгоры, Заречного, Мичурина, которые из-за большой воды потеряли всё.

Сами мы точно не справимся, хотим, чтобы и на нас обратили внимание!

***

Участники нескольких садоводческих обществ, включая «Элегию», «Электрон», «Березку», назвали одну из наиболее серьезных проблем - состояние дамбы-насыпи, которая ведет влево сразу от автомобильного моста через реку Есиль. Если часть дачников могут добраться до своих участков по объездной дороге через Хромзавод, привести в порядок которую власти уже помогли, то для других этот путь на дачи - единственный.

Даже вполне здоровые и ловкие молодые люди с осторожностью пробираются по этим жутким провалам и крутым подъемам, глубоким воронкам, словно после взрыва бомбы. А ведь ходить здесь приходится и тем, кому за 70 и даже за 80. Говорят, некоторые падали и шишки набивали. Опасную дистанцию стараются преодолевать с палками в руках. Но как быть, если необходимо еще и нести какую-то поклажу, инструменты, воду? Причем, по наблюдениям людей, разрушения продолжают усугубляться.

Журналистам ранее удалось запечатлеть, как с посохом в руках пробирается по этой дороге на свою дачу 82-летняя Нина Беседина. Честно признаться, большинство людей, даже более молодых, наверняка отказались бы уже от этой затеи преодоления таких препятствий. Но люди старшего возраста рассуждают иначе: мол, мы здесь по 50 - 60 лет возделывали землю, как же ее бросить?! Люди говорили, что единственная дорога к дачам требует пристального внимания, и взывали к помощи властей.

- Мы здесь своими силами не справимся, идет вибрация, продолжают углубляться эти промоины, - говорили дачники еще в мае в интервью телевизионщикам.

С тех пор ничего не изменилось….

- Эта дамба была построена еще в советское время, кажется, в шестидесятые, раньше была в идеальном состоянии, за которым следили, даже вели обрезку деревьев, чтобы все просыхало, обдувалось ветром, - вспоминает дачница Светлана Салихова. - Но с 90-х годов этого не стали делать, только сами дачники пытались своими силами навести порядок. Для многих дачников общества «Березка» это единственный путь к участкам. Он был очень удобный, получается, съезжаешь с моста, буквально 30 - 40 метров - и вот их общество… Весной случился весь этот кошмар, наверное, 80 - 90% дач в наших обществах ушли под воду, и сейчас туда не подъехать. Дамба подверглась серьезному разрушению. Люди теперь паркуют машины вдоль дороги, оставляют и идут пешком. Идут с риском для здоровья, тащат на себе тяжелые мешки. Старики в стрессе, конечно, постоянном. Лично я бы не пошла по этой дороге. И, честно говоря, то, что эти люди все-таки остаются на своих шести сотках, можно расценивать как подвиг.

***

Своими силами отремонтировать разрушенную дамбу дачники, разумеется, не могут, слишком большие средства требуются. А у них и без того забот полон рот. Да, акимат помог с восстановлением дороги через Хромзавод, помогает с вывозом мусора, невероятного количества камыша, плотно сбитого с кореньями, для чего дали технику. Да, каждому дачнику из бюджета выделили в качестве единовременной помощи по 100 МРП (по данным городского акимата, общая сумма помощи владельцам 4 202 дач города составила 1 551 378,4 тыс. тенге).

Но, положа руку на сердце, скажем, что для восстановления хорошей дачи 100 МРП существенной роли не сыграют. Поэтому полученные в виде такой разовой помощи деньги члены вышеназванных садоводческих товариществ самостоятельно тратить не стали, а собрали в единый фонд, чтобы решить общие первоочередные задачи.

Им обязательно нужно восстановить электроснабжение. Во время паводка была полностью разрушена линия электропередач. Уже позже, когда сбрасывали воду с территории Хромзавода, во время земляных работ был поврежден высоковольтный кабель. Дачники долго выясняли, как это произошло, считали, что примерно восстановили картину. Но обращения в разные инстанции успеха пока не принесли. В акимате на версию, что это городские чиновники дали команду рыть канаву в этом месте, ответили, что к повреждению кабеля отношения не имеют.

«Полицией принято решение об оставлении вашего заявления без рассмотрения и о списании в номенклатурное дело в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения и наличием гражданско-правовых отношений, - указано в ответе из прокуратуры города. - В частности, из материалов следует, что в период паводковой ситуации в районе Хромзавода неустановленные лица проводили земляные работы, при которых повредили электрический кабель. Исходя из материалов дела, усматриваются гражданско-правовые отношения, которые следует разрешить в порядке гражданского судопроизводства. При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого решения и принятия мер прокурорского надзора не имеется».

В АО «Севказэнерго» после изучения ситуации на месте пояснили: да, повреждено 270 м кабеля кл-10 кВ м и сети 0,4 кВ, но сети, которые находятся на балансе потребителя, потребитель должен сам и восстанавливать. А ведь кабель стоит более двух миллионов тенге! Это едва ли не больше половины всей и без того небольшой суммы, собранной дачниками в фонд.

Еще в мае в пресс-службе акимата комментировали, что вопрос решается, ведутся работы по обустройству. Мол, позже, когда сырость уйдет, будут и дорогу делать, и мусор вывезут, и с электричеством решат. На днях автору этих строк пояснили, что дорогу не делали, так как там не могла проехать техника.

- ЖКХ в курсе данной проблемы, жители уже обращались, там техника застревает пока и возможности проехать нет, но дорогу сделают, как только земля просохнет, - сообщила пресс-секретарь акима Петропавловска Асем Айтолла.

Но позже добавила, что дамба находится в ведении «КазАвтоЖола» и именно туда людям теперь нужно официально обратиться, но «со своей стороны акимат окажет содействие».

Поскольку речь идет о важном социальном вопросе, мы будем отслеживать развитие событий и надеемся, что помощь дачникам будет оказана. Знаем, что на момент, когда верстался этот номер газеты, представители дачников должны были побывать на приеме у градоначальника.

К слову, есть и письменные заверения со стороны отдела ЖКХ Петропавловска. Вот, что сказано в ответе на обращение дачников, датированном 20 июня:

«На ваш запрос от 30.05.2024 года КГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Петропавловска» сообщает, что специалистами отдела ЖКХ до 30.07.2024 года с выездом на место будет проведено обследование и рассмотрен вопрос по ремонту дороги, ведущей к садоводческому товариществу «Элегия», и ремонту высоковольтного кабеля. Касательно переустройства переливных труб и обустройства протока соединения старицы с рекой Ишим данные вопросы будут рассмотрены при комплексном многофакторном обследовании дамбы в поселке Кожевенный».


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Дачные страдания"
11.07.24

Поделиться статьёй: