В Петропавловске дольщики жилищно-строительного комплекса «Трио» бьют тревогу

Строительство многоэтажек, расположенных в самом сердце города, не ведется уже много месяцев. Стройка погрязла в слухах, сплетнях, обросла множественными проверками и судебными разбирательствами. По плану дома должны были ввести в эксплуатацию в 2018 году, затем сроки перенесли на конец 2019-го. Однако уже сентябрь, а из трех 18-этажных домов даже первый еще не возвели до конца.

ЖСК «Трио» был создан в 2016 году и зарегистрирован по юридическому адресу «Пушкина – Карима Сутюшева». Согласно договору генеральным подрядчиком выступало ТОО «Казградстрой НС» под руководством генерального директора Александра Авдеева, который, собственно, и придумал ЖСК, а председателем кооператива был назначен его заместитель Максим Шпанов.

Реклама о продаже квартир в элитном жилом комплексе с торговыми площадями и подземными паркингами была весьма заманчивой. Люди охотно вступали в кооператив, надеясь в скором времени переехать в престижный район и первоклассное жилье. Однако у фирмы-подрядчика возникли финансовые проблемы. Стройка встала, а доведенные до отчаяния дольщики теперь ходят по различным инстанциям.

Сначала во всех своих бедах они винили генерального директора ТОО «Казградстрой НС» Александра Авдеева. Однако после его видеообращения к Президенту РК на канале Ютуб, где он рассказывает о преступных махинациях, проведенных за его спиной, а также рассказов представителей фирм, проводивших работы на объекте в качестве субподрядчиков, дольщики выяснили, что уже после ухода ТОО «Казградстрой НС» со стройки вывозили различный строительный материал и даже «украли» один из башенных кранов. Тогда все шишки посыпались на нового председателя кооператива Берика Жунусова, а также нового застройщика - ТОО «Зерттеу СК», который проводил последние работы на объекте в течение двух или трех месяцев.

Автор этих строк пообщалась со всеми сторонами этого конфликта. И у каждого, как водится, своя правда.

ОДНА СТОРОНА МЕДАЛИ

На встречу с журналистами дольщики пригласили руководителей субподрядных организаций, которые участвовали в строительстве дома на первоначальном этапе, сотрудничая с ТОО «Казградстрой НС».

Так, например, руководитель ТОО «Монолиткапстрой СК» Василий Хазов рассказал, что на объекте сейчас не хватает больше половины завезенной им опалубки, а при той, что сейчас имеется, дом построить невозможно.

- Вот эти этажи поднял я. Авдеев оставался мне должен. Мы завершили здесь работу и ушли. Вы же как собственники наблюдали за строительством? – говорит Василий Хазов, обращаясь к дольщикам. - Когда все работы прекратились, здесь стояла неразобранная опалубка. Больше года она простояла. Потом всю опалубку разобрали. В журнале есть записи, где производился вывоз, но не было ввоза ни одного. У нас сейчас начался суд, так как опалубка приобреталась мной как подрядчиком для выполнения работ. Мы суду предоставили все необходимые документы: акты, счет-фактуры по количеству. Сейчас идут тяжбы. Также здесь лежали краны. Недавно вывезли отсюда кран. Тоже запись есть. На каких основаниях и кто его вывозил - неясно. А мы сделали запрос, какими машинами вывозилась опалубка. Оказалось, что машины принадлежат ТОО «Зерттеу СК».

Тот факт, что со стройки вывезли кран, подтвердила и директор ТОО «Интеграл-Север» Татьяна Ковалева, которая утверждает, что он принадлежит именно ей. Якобы эти краны Авдеев отдал фирме Ковалевой за долги еще в 2018 году, а потом она сдавала их же ему в аренду.

- Так как в 2019 году имущество его фирмы было арестовано, два наших башенных крана попали на эту стройку.

Один из них 24 августа 2019 года был вывезен господином Жунусовым. Мы возбудили уголовное дело по факту кражи, - рассказала Татьяна Ковалева. - У нас есть все правоустанавливающие документы на эти краны. Но доказать пока ничего не можем. Они с наших кранов стерли все номерные знаки.

- Скорее всего, председатель что-то продавал, что-то сдавал в аренду. Человек, который этот объект начинал, говорит, что из того, что осталось, дом не построить. А если что-то и вернется, то будет в негодном состоянии. То, что отсюда вывезено, было куплено на деньги, которые мы сдавали за квартиры, и было приобретено именно для строительства этих кооперативных домов, - строит свои предположения дольщик Олег Желобкович и даже предоставляет остальным выписки из журнала охранного агентства, где указаны даты вывоза материалов.

- В 2016 году мы вложились со 100%-ной оплатой в покупку трехкомнатной квартиры в этом доме, - рассказывает дольщик Гульнара Еркебуланова. – Но с конца 2017 года стройка уже толком не велась. Наш нынешний председатель ЖСК Берик Серикович Жунусов с нами не встречается, мы не можем добиться отчета по деньгам, не знаем, что происходит, куда техника делась. Очень много дольщиков. Немалые деньги. Некоторые люди продали свои квартиры, чтобы жить в этом элитном доме, влезли в долги, в банке кредиты взяли. И сейчас мучаются, живут на съемных квартирах, с родственниками.

В общем, крайним после встречи в глазах пайщиков остался действующий председатель кооператива Берик Жунусов. По их словам, он уже долгое время не идет с членами кооператива на контакт и кормит их постоянными обещаниями, игнорируя личные встречи. Вот и в этот день на встречу с прессой они позвать его не смогли. Председатель попросту не брал трубку.

Другая истина

А вот с журналистами господин Жунусов пошел на контакт охотно, признавшись, что и сам, видя нездоровую атмосферу вокруг стройки, хотел публично выступить перед пайщиками и общественностью. Все, что было сказано выше, он не опроверг, но и не совсем подтвердил.

Берик Жунусов - четвертый по счету председатель кооператива. После Шпанова очень непродолжительное время пост занимал Подзывалов, которого сменил сам Авдеев. Таким образом, он сам стал и заказчиком в лице кооператива, и подрядчиком. Однако стройка шла медленно, а затем и вовсе остановилась. Дольщики все чаще стали собираться вместе и в один прекрасный момент решили переизбрать председателя.

С приходом Жунусова была проведена аудиторская проверка и строительно-экономическая экспертиза на факт соответствия целевого освоения денежных средств, поступивших от членов кооператива. По результатам проверки выяснилось, что в период с августа 2016 года по февраль 2019-го в кооператив поступило 760 млн. тенге. Однако 210 миллионов из них дольщики недосчитались и обратились в прокуратуру СКО о привлечении Авдеева и других причастных лиц к уголовной ответственности за присвоение и растрату чужого имущества (ст. 189 ч. 4 УК РК). Следствие еще не закончено.

- Деньги траншами перегоняли старые председатели в ТОО «Казградстрой НС» без актов выполненных работ, без подписи технадзора, - сказал Берик Жунусов. А также поведал о том, что хоть в проекте и заложено целых три дома, государ-ственная экспертиза была получена не на все. Об этом пайщики, естественно, не знали. И буквально недавно председатель сделал новую.

Несмотря на то что на все дома не было даже готовых экспертиз, пошел слух о том, что квартиры практически во всех домах уже проданы. Однако это не так. На сегодняшний день в кооперативе состоят 44 пайщика. У кого-то две смежные квартиры. У кого-то одна. Но голос имеют только 44 дольщика.

- Квартиры проданы в трех домах, но разрешение и экспертиза первая получена в 2016 году на один дом. Вот эти 44 человека на все три дома, - говорит Жунусов. – А если бы третий дом экспертиза не прошла по СНИПам и нормативам? А там уже продано несколько квартир.

Поняв, что ТОО «Казградстрой НС» в ближайшее время, несмотря на обещания руководителя, не приступит к строительству, Жунусов направил Авдееву уведомление о расторжении договора. Сделал проект, который вывел стоимость одного дома порядка 1,3-1,4 млрд. тенге. Начал искать другого застройщика и нашел. Новым подрядчиком стало местное ТОО «Зерттеу СК», которое при наличии аванса и соответствующих отчислений обязалось продолжить строительство.

Фирма приступила к работам в конце марта и, по словам Жунусова завезла свою арматуру, опалубку и другой материал.

- На счету денег не было. Но т.к. есть график, по которому пайщики должны вносить средства, то, когда деньги поступили на счет, я их перевел. Проавансировал застройщика, и он зашел на первый дом, залил с 13-го на 14-й этаж, - рассказывает Жунусов.

Однако, видя всю сложность ситуации, дольщики, видимо, побоялись продолжать вносить взносы, и финансирование проекта прекратилось. Естественно, подрядчик не захотел работать бесплатно и оставил объект, обещая продолжить работы, как только поступят деньги.

А потом началось самое интересное. По словам председателя кооператива, к нему целыми вереницами приходили субподрядчики ТОО «Казградстрой НС», пеняя на то, что фирма должна им ту или иную сумму, а стройматериалы или техника принадлежат им. Так было и с опалубкой, и с вышеупомянутыми кранами.

- С тем же Хазовым, который выступал по опалубке, сейчас эти вопросы разрешаются в судебном порядке. Хазов заявил, что она его. Но суд первой инстанции мы выиграли, - говорит юрист Нурлан Сыздыков. - Судом доказано, что «Казградстрой НС» вывозил опалубку. С сентября они все силы передали на бюджетный объект, и все, что было в бытность Хазова, вывозилось туда. Есть показания, что по договору менялись опалубкой. По кранам аналогичная ситуация. Несколько людей обращаются.

- Есть уголовное дело, в рамках которого описали эти краны. Соответственно, без решения по нему никуда имущество не может деться. Что касается второго крана – по проекту на том месте, где он лежал, должен строиться третий дом. Мы его перевезли на другую территорию в черте города, чтобы он не создавал помехи при строительстве. Официально, в присутствии следователя. Пока не будет решения по уголовному делу, ни Ковалева, ни мы тем более, ни кто-то другой не может его забрать или продать. Принадлежность всех материалов будет доказываться через суд, - заключил Сыздыков.

Что касается машин, которые что-то вывозили, они действительно принадлежат ТОО «Зерттеу СК».

- Если бы было, что какой-то Иванов или Петров вывозил, тогда были бы вопросы. Но они должны быть ТОО «Зерттеу СК». А кто еще? У нас с ними взаиморасчеты. Есть факты по арматуре. Он как генподрядчик закупал арматуру для нашего объекта. Он так же мог ее завозить и вывозить. Это не запрещается строительством. Потому все эти обвинения провокационного характера. Кому это надо? – спрашивает Берик Жунусов и сам же отвечает на свой вопрос. – Наверное, Авдееву.

Кстати говоря, о «грехах» Авдеева перед кооперативом Нурлан Сыздыков также рассказал: юрист отменил договоры о продаже и возвратил в кооператив 15 квартир, которые якобы Авдеев отдавал за свои долги. Фактических вкладов у этих дольщиков на счету не было, зато были договоры о членстве. Все они расторгнуты. Таким образом, дольщиков в кооперативе по-прежнему остается 44. А в первом доме из шести тысяч квадратных метров на сегодня свободно более трети.

- То есть еще в запасе у меня есть где-то 500 млн. тенге. И при продаже этих квартир даже по 200 тысяч за квадрат я смогу этот дом достроить. Возможно, по лифтам, по сетям я буду перекрывать за счет другого комплекса. Но у меня и проект на три дома, - заключил Сыздыков, который, к слову, считает, что если бы люди вовремя платили взносы, то дом бы можно было уже достроить.

Правда №3

А вот руководитель ТОО «Казградстрой НС» Александр Авдеев, как в своем видеообращении, так и лично при встрече с журналистами рассказывает совершенно о другом, и тоже весьма убедительно. Он признает, что фирма не выполнила собственные обязательства. Но на это есть ряд объективных причин, большинство из которых касается конфликта фирмы с местной исполнительной властью.

- Чтобы строить по долевому участию, я должен иметь 100% денег на счету. Этого у меня не было, поэтому ЖСК придумал я, инициировал его я, - говорит Александр Авдеев. – В ЖСК люди вносят паевые взносы по собственному желанию, избирается председатель, выбирает подрядчика, в данном случае ТОО «Казградстрой НС». Они платят, а мы строим.

И все шло более или менее хорошо, пока Авдеев не заболел и не назначил руководить фирмой и всеми ее компаниями своего заместителя Максима Шпанова. Он же был председателем сразу в двух кооперативах, которые строило ТОО.

- Получив полноту власти, Шпанов совместно с начальником отдела снабжения ТОО «Казградстрой НС» Малковым, имея преступный умысел на хищение денежных средств пайщиков кооперативов «Наш город» и «Трио», вступил в преступный сговор с поставщиками строительных материалов и субподрядчиками по явно завышенной стоимости поставок и выполняемых работ, разницу в которой поставщики и субподрядчики возвращали, - говорит Авдеев.

- Я доверял ему как сыну - и ошибся. Ребята ограбили меня на 1,3 млрд. тенге, - утверждает он. - Я выгнал Шпанова, завел уголовное дело, передал следователю шесть диктофонных записей, где руководители фирм (с которыми работал Шпанов. – Прим. авт.) признаются, что давали взятки. Но по настоянию прокуратуры дело было прекращено.

Спустя время Александр Иванович узнал, что в прокуратуре собирались дольщики и выбрали нового председателя, которого якобы предложили представители местной власти.

- В феврале мой заместитель Жунусов и начальник службы экономической безопасности Сыздыков захватили кооператив «Трио». Они, оказывается, заранее к этому готовились: сначала пропала печать «Казградстроя НС», пропали кое-какие документы, особенно касающиеся «Трио», а так как я выгнал Шпанова и остальных, я просто взял управление в свои руки. Но во время моего правления ни одной сделки совершено не было, - говорит Авдеев.

- В это же время на объект запустили «проакимовскую» фирму - ТОО «Зерттеу СК». Таким образом, был произведен рейдерский захват «казградстроевского» объекта, была выставлена охрана, и строи-тельство продолжила другая фирма, полностью используя имущество ТОО «Казградстрой НС»: краны, опалубку, стройматериалы и людей, - говорит Авдеев.

А на уже бывшего генерального подрядчика завели уголовное дело, вменяя ему похищение 210 млн. тенге из кооператива. Однако руководитель компании утверждает, что, наоборот, не он, а дольщики должны ему немалую сумму.

- В 2004 году там уже начиналось строительство. При этом долгострое было забито очень много свай и сделан мощный монолит. Да такой, что я его долбил всю зиму. Снос обошелся очень серьезно – почти в 50 млн. тенге. Договоры со всеми фирмами были. Мы выдолбили, все снесли, вырыли огромный котлован. Только эти земляные работы потянули под 100 млн. тенге. Ведь техника была арендована. Мы выставили красивый забор на 6,5 млн. тенге и даже вешали там светильники. Все эти деньги вкладывал «Казградстрой». Тогда квартиры не продавались. Продажи открылись, когда была залита первая плита на первом доме. И то дольщиков приходилось уговаривать, - вспоминает Авдеев прошедшие события.

Люди практически не вкладывали 100% стоимости, поэтому ТОО «Казградстрой НС» тратил собственные деньги, и, по словам Авдеева, эта сумма достигла порядка 300 млн. тенге.

- Это легко доказать, подняв акты сверки в бухгалтерии кооператива и бухгалтерии ТОО «Казградстрой НС». Получается, что кооператив, продавая квартиры, не давал мне деньги на стройку, а постоянно рассчитывался со мной. Это элементарно доказуемо, - говорит Авдеев. - По документам видно, что на 800 с лишним млн. тенге актов выполненных работ отработано, подписано. И миллионов на 150 работ еще не подписано, в том числе стоимость проекта, который ТОО «Казградстрой НС» оплатил. Так что не я 210 млн. должен, а где-то в этих же пределах мне должен кооператив. Но не буду же я на людей подавать в суд, тем более на кооператив, который сам же и создал.

- У дольщиков один выход – вернуть Авдеева на место. Сюда нужно вложить деньги. Ни один дурак их вкладывать не будет, кроме меня. Дело чести, - говорит А. Авдеев. - Что бы там ни говорил Жунусов, дом стоит, строительство не идет, а чтобы достроить объект полностью, необходимо еще 4,5 млрд. тенге. Сейчас у меня два врага – внутренний и внешний. Внутренний - это внутренние хищения на 1,3 млрд. тенге и 1 млрд. 270 млн. мне должен акимат за выполненные мной, но не оплаченные бюджетом работы и проекты. Сейчас мне нужно забрать свои деньги из бюджета, а это 1,2 млрд. тенге. Раздам долги - и бюджетную 12-этажку дострою, и миллиард вложу в кооператив «Трио». Хочу сделать его в стекле. И сделаю.

КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ?

Понятно, что ничего не понятно. Дольщики обвиняют председателя в хищении средств и собственности кооператива, тот, в свою очередь, кивает на Авдеева. А последний вообще говорит о преступном заговоре, который совершили сразу несколько лиц, находившихся у него в подчинении. Результат – страдают дольщики, у которых еще все-таки теплится надежда когда-нибудь въехать в собственные квартиры ЖСК «Трио».

Понятно, что основная причина, по которой сейчас не ведется строительство, – отсутствие финансирования. Дольщики, которые должны ежемесячно вносить платежи в кооператив, опасаются новой «утечки денег». Долгострой стоит, квартиры в нем, естественно, не продаются. Так что строить попросту не на что.

- До какого времени это еще будет продолжаться? Обратите внимание, что в Петропавловске есть такая же проблема, как в Астане, в Алматы. Дома не строятся, - обращаются дольщики к представителям исполнительной власти. - Нам бы хотелось, чтобы появились инвесторы, которые помогли построить дом. Это очень хорошее место в городе. Элитное место. Легко уйдут эти квартиры. Но люди, которые хотели бы их купить, боятся. Инвесторы тоже боятся. Но нам нужны инвесторы. Если люди увидят, что дом строится, тогда начнут вкладываться в этот дом. А если стройку заморозить совсем, то это все, крах! Наши деньги нам уже никто не вернет.

Кто прав, а кто виноват в этой истории - судить не нам. В этом должны разобраться компетентные органы. Однако дольщикам, по сути, все равно, кто стоит за всей этой неразберихой. Для них главное - чтобы вложенные ими миллионы не пропали даром, дома все-таки достроили, а жители уже, наконец, смогли справить новоселье.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Тяжела ты, моя доля"
19.09.19

Поделиться статьёй: