В Петропавловске буквально застряли в каменном веке почти 30 семей из разъезда на 2629 км

Из всех благ современной цивилизации здесь есть, пожалуй, только электричество и Интернет. А впрочем, освещения на улице тут тоже нет. Единственная колонка то и дело ломается или перемерзает, так что за водой приходится ходить за полтора километра, мусорные баки отсутствуют, а поход в ближайшие магазин и аптеку можно сравнить с настоящим подвигом.

Но самая большая беда жителей – отсутствие автобуса. Выбраться без машины с разъезда не могут ни взрослые, ни дети. Так что на остановку, в школу и в сад приходится добираться пешком: либо по оживленной трассе, либо по заросшему болоту, которое кишит… нет, не безобидными лягушками, а порою очень даже грозно настроенными бродячими собаками.

ТУДА НЕ ХОДИ - СЮДА ХОДИ

Алия Абильгазина проживает на разъезде вместе с отцом, мужем и маленьким ребенком. О проблемах, с которыми местным жителям приходится сталкиваться уже много лет, она знает не понаслышке. Живет здесь с самого детства. Говорит, что местным властям и раньше не было до них дела, однако жителям хорошо помогала железная дорога, на которой работали родители. Ведь выросшие здесь много лет назад дома как раз и строились для работников железнодорожного разъезда.

Особенно остро все насущные проблемы Алия ощутила в этом году. У нее подрос ребенок, которого решили отправить развиваться в детский сад «Алакай». Находится он далеко, так что встал вопрос о том, как туда добираться.

- У нас в семье есть машина, но муж очень рано уезжает на ней на работу, так что водить и забирать ребенка в сад и из сада приходится мне самой. Когда это возможно, я вожу его на санках. Но в основном из-за плохой дороги идти приходится пешком, так как никакой транспорт до сада не идет. В среднем дорога в одну сторону занимает около 40 минут. В мороз приходится кутаться самой и как можно теплее одевать деток, в дождь или в сильный снегопад - идти в обход по трассе, что занимает еще больше времени, - говорит Алия.

Вот и на этой неделе, когда все кругом замело, даже на санях проехать здесь было невозможно. Так что дорога до учебного заведения заняла целый час. Санки пришлось оставить у соседей и идти пешком.

Чистить эту дорогу, по которой жители добираются в школу, в сад и на работу, никто не будет. Да ее и дорогой-то назвать очень сложно. Это обыкновенная тропинка, которая соединяет разъезд с Рабочим поселком. Ведет она через так называемое болото. Весной и осенью дорожку затапливает, так что приходится ходить в окружную по объездной, зато летом камыши здесь вырастают выше человеческого роста, а тропинка превращается в настоящую полосу препятствий.

А впрочем, она такая в любое время года. Зимой ее заметает снегом, а весной и осенью она утопает в грязи и лужах. А еще по ней то и дело «прогуливаются» бродячие собаки. Вокруг очень много промышленных предприятий, где держат таких «охранников». Однако они не сидят на цепи, а свободно гуляют по территории, с которой в любой момент могут выйти «развеяться».

- Здесь даже алабай бегает. Вокруг много производственных организаций. Мы хотели обратиться к их руководителям, чтобы они привязали своих собак, чтобы они не бегали и не пугали народ. Либо их, может быть, увезти куда-то или отстрелить. Потому что от каждой базы собаки бегают целыми стаями. Одна побежит, залает, и тут же набрасываются сразу все. А потому не знаешь куда деться, особенно если с ребенком, - говорит Алия.

А особую опасность собаки представляют весной. Тогда стаи собираются особенно большие - по 15, а то и 20 четвероногих. Каждый спасается от них как может. Кто-то прихватывает с собой палку, кто-то, чтобы задобрить, берет в дорогу хлеба. Однако и это не всегда помогает. А не дай Бог, случится беда - кто будет за это в ответе?

НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ЖЕЛАНИЯ?

Не ходят в это, видимо, забытое властями место и автобусы. Это при том, что дорога для автомобилей здесь достаточно хорошая. И ее, кстати, чистят. Правда, как, наверное, уже успел догадаться читатель, не местные коммунальные службы.

Спасибо работникам ПМС, которые расчищают к себе проезжую дорогу к базе и которой потом пользуются местные жители. Если бы не они, несчастный разъезд замело бы так, что ни въехать, ни выехать из него было бы невозможно.

Да и вообще пока дома, построенные здесь, принадлежали железной дороге, жизнь тут в полном смысле этого слова била ключом. Дорожку, ведущую к Рабочему через болото, регулярно чистили и подсыпали, детей возил в школу автобус, а взрослые, большинство из которых, в общем-то, и работало здесь же, в ПМС, добирались на работу либо пешком, либо на служебном транспорте.

Когда дома приватизировали, предприятие перестало заниматься здесь вопросами благоустройства. А акимат на себя эти обязанности, видимо, так и не взял. С того момента прошел уже не один десяток лет. Однако воз и ныне там.

- У нас недалеко раньше была газозаправочная станция. Когда ее убрали, осталась асфальтированная площадка, где удобно было бы разворачиваться автобусам, там есть туалет, рядом расположена колонка. В общем, существуют все условия для того, чтобы здесь была конечная остановка транспорта. Однако к нам не ходит ни один автобус. Хотя могла бы доезжать хотя бы «восьмерка», - говорит Алия.

В ШКОЛУ - ЧЕРЕЗ ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЙ

Правда, «восьмерка» не едет до ближайшей школы №27. Но она могла бы довозить хотя бы до другой остановки местное взрослое население. К слову, в школе есть собственный автобус, однако, по словам Алии, он собирает детей по всему Рабочему поселку, но на разъезд не заезжает. А потому ученики отсюда вынуждены добираться до школы пешком.

- Говорят, что к нам ехать очень далеко и у нас мало детей. Однако мы посчитали, что здесь живет 13 школьников. Правда, не все они учатся именно в 27-й школе. Некоторые едут в центр на автобусе. Сначала идут полтора километра до остановки, затем садятся на автобус и где-то около получаса едут до своего учебного заведения, - говорит Алия.

Впрочем, до остановки ведет достаточно хорошая дорога. Правда, хороша она в основном только для транспорта. Идти приходится прямо по открытой трассе, а не по тротуару, навстречу машинам, в полной темноте и с риском, что на тебя вот-вот нападут бродячие собаки.

Семья Зарины Капаровой скоро станет многодетной. Сейчас в ней воспитывается трое детей, и уже в этом месяце Зарина вновь готовится стать мамой.

- У нас двое школьников. Учатся они в первом и во втором классах. Третья дочка еще маленькая. Однако и ей скоро предстоит пойти в детский сад и столкнуться с проблемой, как в него добираться. Отправить одних детей в школу я не могу. Сейчас они, конечно, еще малы, но и в будущем мне все равно придется их водить, так как добираться до учебного заведения одним очень далеко и опасно. У нас нет освещения, нет дороги, мы идем через камыши, где постоянно ходят собаки. Я недавно шла за ребенком в школу и встретила целую стаю. Тропинка узкая и длинная, так что мне пришлось вернуться, пропустить их и вновь отправляться в путь. Я в положении, но стояла на морозе, ждала, пока они пройдут. Опоздала, конечно, - вспоминает Зарина.

Скоро в сад пойдет и младшая дочь Капаровых. Машины в семье нет, а вести ее в детский сад пешком, да еще и с будущим малышом будет очень сложно. А между тем, если бы до школы организовали подвоз детей, можно было бы подвозить до сада и малышей. Их здесь тоже не слишком много. А детский сад расположен буквально в паре десятков метров от школы. Так что одним «ударом», как говорится, можно было бы убить сразу нескольких зайцев.

Зарина живет здесь с родителями с самого детства. Она помнит, как их возил школьный автобус. А еще несколько лет назад на разъезд «запускали» автобус №28. Он ходил сюда некоторое время, заезжал в ПМС, разворачивался там и ехал в город. Это было очень удобно. Однако удобства эти продлились недолго. Перевозчик, сославшись на нерентабельность и большие затраты, ездить сюда отказался. Теперь люди, чтобы добраться на работу, вынуждены идти около полутора километров по трассе на остановку. При этом они не просят регулярных рейсов. Достаточно, чтобы транспорт заезжал сюда хотя бы несколько раз в день. Особенно актуально это было бы в утренние и вечерние часы, чтобы добраться на работу и с работы.

Что касается школы №27, то сегодня ни один автобус, который мог бы завернуть на разъезд, мимо нее не едет. Проблему со школьниками и детским садом мог бы решить только школьный транспорт. Хотя на той же «восьмерке» дети могли бы добираться до центра в другие учебные заведения.

НИ СВЕТА, НИ ВОДЫ

Еще одна беда жителей разъезда – отсутствие колонок. Точнее, одна колонка, установленная во времена «царя Гороха», здесь все-таки есть. Но зимой она часто перемерзает, а летом ломается. Так что за водой приходится ездить чуть ли не за тридевять земель. Частенько приходится буквально добывать воду в самом Рабочем поселке. Ближайшая колонка находится около остановки, так что либо за водой нужно ехать на машине, либо пешком преодолевать расстояние более чем в полтора километра. Хорошо еще зимой на хозяйственные нужды можно растопить снег. Летом дело обстоит сложнее.

А потому жители уже несколько лет просят местные власти установить на разъезде еще хотя бы одну колонку. Но их просьбы так и остаются невыполненными.

- Мы писали в акимат, однако местные власти отписываются общими фразами типа «рассмотрим на ближайшем заседании». Освещение нам провели ровно до конечной остановки восьмого автобуса. Дальше, видимо, посчитали, что люди не живут. Нам, кстати, так и сказали монтеры, которые устанавливали фонари: «А что, там разве люди живут?» - вспоминает Алия.

Однако люди здесь действительно живут. В построенных 14 домах сегодня проживает 27 семей. Рядом строится еще несколько домов. Есть здесь и многодетные семьи, и пожилые люди. Даже взрослые боятся ходить по темноте, что уж говорить о детях. Хотя опасность здесь представляют не только бродячие собаки, но и подвыпившие дебоширы, и различные хулиганы, которых в Рабочем поселке предостаточно.

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Наталья Анпилогова живет на разъезде уже 28 лет. Говорит, что за это время ничего здесь особо не меняется. Город становится краше, но только в центре. На его окраинах народ продолжает жить абсолютно той же жизнью. Наталья работает в больнице, в половину восьмого ей нужно быть на работе, а потому выходить из дома, чтобы дойти до остановки и добраться до работы, ей нужно очень рано. Хорошо если погода на улице «летная», если же метет пурга, идет дождь, снег или метель, то дойти до остановки становится не только трудно, но еще и опасно.

- Идти приходится по трассе. Здесь нет ни тротуаров, ни освещения. То и дело по дороге едут большегрузы, так что при неосторожности можно с легкостью угодить под машину, - говорит Наталья.

Нет на разъезде ни аптеки, ни магазина. И если лекарства можно закупить впрок, то, чтобы приобрести, например, булку хлеба, необходимо также преодолеть путь длиной в полтора километра. Ближайший магазин расположен в Рабочем поселке. Идти до него быстрым шагом нужно минут 25-30. Вот какой аппетит можно нагулять перед обедом! Это в случае если вообще кушать не расхочется. А то встретишь собак - и вообще забудешь о голоде.

Устав стучаться в закрытые двери, жители разъезда написали акиму города настоящую петицию с просьбой обеспечить их элементарными благами цивилизации: организовать подвоз детей до школы, пустить на разъезд хотя бы один автобус, выделить средства на освещение и установку дополнительной водоразборной колонки. Также жители просят поставить им мусорные баки. Они готовы платить, ведь мусор действительно накапливается. Все, что возможно, они сжигают в печках, а что сжечь невозможно, приходится складировать в мешки и вывозить в ближайшие мусорные баки в Рабочем поселке. Конечно, это проблематично. Но и устраивать свалки около собственных жилищ люди не хотят. Хотя здесь есть и такие примеры.

Петицию с собранными подписями представители Первого антикоррупционного медиацентра направили в акиматы города и СКО в конце декабря. И вот недавно жители получили на нее ответ. Правда, он не слишком отличается от предыдущих. Вопрос с транспортом обещают рассмотреть на заседании межведомственной комиссии. На сессию городского маслихата решили вынести вопрос по освещению. А для установки колонки нужны ПСД и техусловия, которые уже как-то обещали разработать. В общем, ничего нового не ответили…


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Вне зоны доступа"
14.01.21

Поделиться статьёй: