В Петропавловск прибыли участники седьмой медиа-экспедиции «Победа - одна на всех!"

В этом году колонна из пяти ретроавтомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» проедет не только по городам России, но и Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Маршрут пробега охватит более 40 городов, в том числе десять казахстанских. Главная цель организаторов - воздать должное труженикам тыла, ковавшим Победу на заводах, полях и в цехах эвакуированных предприятий.

Победа - одна на всех!

Свой визит в Петропавловск организаторы начали с возложения цветов к Вечному огню, памятнику воинам 314-й стрелковой дивизии и обелиску Победы. А после в здании областного краеведческого музея они встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и молодежью области.

Технический директор медиаэкспедиции Игорь Илык рассказал, что инициаторы проекта - члены молодежного парламента при думе Ханты-Мансийского автономного округа и региональной общественной организации «Молодые журналисты Югры».

- Нам пришла идея о том, чтобы связать старшее поколение с молодежью и сделать всех причастными к Великой Победе, - рассказал Игорь Илык. - Мы нашли такой инструмент, как автомобиль ГАЗ М-20 «Победа», потому что это первый автомобиль, который в 1946 году вышел с конвейера в послевоенные годы. Это некий символ мирной жизни, символ того, что войны не будет.

Впервые раритетные «Победы», своеобразные машины времени, у каждой из которых, кстати, есть свой позывной, отправились в путь в 2012 году по городам Уральского федерального округа. В 2013 году автопробег был посвящен 70-летию со дня победы в Сталинградской битве и прошел через все города-герои России, Украины и Беларуси, став международным. В 2014 году состоялась патриотическая медиаэкспедиция, посвященная 70-летию со дня освобождения Крыма и города-героя Севастополя. А весной 2015 года прошла самая масштабная медиаэкспедиция «Победа – одна на всех», посвященная 70-летию со дня Великой Победы и освобождению Европы от фашистов. За 50 дней 30 участников повторили победный, освободительный путь советского солдата от города-героя Сталинграда через все столицы стран освобожденной Европы до Берлина. Финиш состоялся в Москве.

В 2016 и 2017 годах медиаэкспедиция прошла по всем муниципалитетам Югры. Организаторы отмечают, что эти два года понадобились для того, чтобы обработать материал, накопленный в предыдущих экспедициях.

Память сильнее времени

Руководитель международной экспедиции, председатель молодежного парламента Югры ХМАО Николай Заболотнев на встрече с общественностью Петропавловска рассказал о цели экспедиции этого года - она посвящена героическому подвигу тружеников тыла Урала, Сибири и Средней Азии.

- Это не просто проезд по городам, цель нашей экспедиции - собрать информацию о тех ветеранах, тружениках тыла, которые живут в Казахстане и других странах Азии, о предприятиях, детских домах, которые были эвакуированы в годы войны, работали на нужды фронта. Эту информацию мы будем перерабатывать и в максимально доступных форматах транслировать в социальных сетях, - подчеркнул руководитель экспедиции. - Молодежь Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана должна дружить, взаимодействовать. Никто не должен забывать, Победа далась нашим предкам ценой огромных жертв, никто не разбирался в национальностях, все просто шли и отдавали свой долг во имя Родины. Наша память должна быть сильнее времени!

Труженик тыла, ветеран труда Владимир Михайлович Тимошин на встрече с ребятами из Югры рассказал о своем военном детстве, участии в послевоенном восстановлении Родины.

- Спасибо вам за память! Вы наше будущее и, надеюсь, правильно понимаете ценность того подвига, - отметил ветеран.

В финале встречи гости из России подарили музею специальный выпуск газеты медиаэкспедиции.

Машины с характером

Впереди у ребят - дорога в тысячи километров. После Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана они вернутся в Россию, финишировать экспедиция планирует 9 мая в Ханты-Мансийске. Впрочем, временные сроки в экспедиции - дело условное, ведь поездка на «Победах» весьма непроста. Крейсерская скорость экспедиции - 50-60 километров в час. По словам технического директора медиаэкспедиции Игоря Илыка, восемь тысяч километров – это большой «стресс» для автомобилей и для людей, которые их будут обслуживать.

Ведь никаких благ, элементарных подлокотников и подголовников, к которым сегодня многие привыкли, в этом автомобиле нет. Тело находится в постоянном напряжении. Важно быть готовым к таким моментам. Одна из наиважнейших проблем для нас сегодня – отсутствие бензина. Двигатели этих автомобилей были рассчитаны на 66-й, максимум 80-й бензин. Сегодня 80-й даже не найти. Мы снимали головку блока цилиндра, растачивали ее, чтобы нормально сжигался 92-й бензин, - отметил Игорь Илык. - Мы проехали примерно 1000 километров еще до старта, то есть позади уже 3000 километров. У каждого из автомобилей есть свои проблемы. Во-первых, авто простояли всю зиму, во-вторых, это не коллекционные машины, которые наполированными стоят в гараже для фото. Помимо того, что мы держим их в опрятном состоянии, они еще и едут по графику. Проблем очень много: увеличиваешь скорость - страдает кардан, «летит» карбюратор, течет масло. А если поломка происходит в степи, тебе просто некому помочь. Тогда, как говорится, Гугл нам в помощь. И тут стоит отметить, насколько двигатель прост в обиходе. Даже не являясь специалистом, можно устранить неисправность.

На помощь членам экспедиции приходят товарищи и совершенно незнакомые люди из городов по маршруту экспедиции - дарят запчасти, помогают с ремонтом. Найти их, кстати, не составляет труда даже в Европе. После 1957 года лицензию на производство автомобиля продали Польше, правда, кузов ГАЗ М-20 изменили и название у машины стало другим - «Варшава».

Кстати, по согласованию с организаторами можно присоединиться к колонне проекта на раритетном автомобиле ГАЗ М-20 «Победа» по пути следования.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"Экспедиция на "машине времени"
24.04.18

Поделиться статьёй: