В первые дни учебы в нескольких городах Казахстана были зафиксированы случаи вмешательства в процесс онлайн-обучения посторонних лиц

«Хакеры» сорвали стриминговые уроки, продемонстрировав детям во время занятия видео порнографического характера и нецензурную брань. Но это далеко не единственная причина, по которой родители казахстанских школьников просят вернуть в школы традиционное обучение.

Спустя неделю после начала занятий они написали петицию в адрес президента страны. Несмотря на жалобы родителей, «дистанционку» пока не отменяют в связи с эпидемиологической ситуацией.

В СКО 12% младших школьников и все старшеклассники продолжают заниматься удаленно. Как начался учебный год в нашей области, рассказала руководитель областного управления образования Гульмира Каримова в прямом эфире социальной сети Facebook.

Г. Каримова напомнила, что для организации учебного процесса детям с особыми образовательными потребностями, детям из малообеспеченных и многодетных семей, а также сиротам было передано более 15 тысяч компьютеров.

- До 1 сентября за счет экономии местного бюджета было приобретено около двух тысяч компьютеров. Кроме того, из резерва Правительства выделено 1,8 млрд. тенге на приобретение еще порядка 12 тысяч единиц компьютерной техники (компьютеры, ноутбуки, планшеты). На заводе имени Кирова уже закуплено и передано детям из семей с низким уровнем дохода 1980 единиц техники. Уже в выходные придут еще более 2,5 тысячи планшетов. До 15 сентября — 500 ноутбуков. Оставшиеся ноутбуки придут в октябре. Все это оборудование также будет передано детям во временное пользование. Родители должны понимать, что это государственное имущество, поэтому они несут полную ответственность за его сохранность, - подчеркнула Г. Каримова.

Она добавила, что для обеспечения прозрачности закупа оборудования создана рабочая группа под председательством заместителя акима СКО, с участием руководителя управления превенции и добропорядочности департамента агентства по противодействию коррупции, представителей общественности.

Руководитель управления образования напомнила, что процесс обучения в дистанционном режиме может проходить как в синхронном, так и в асинхронном формате. Обучение в синхронном формате предполагает стриминг или проведение урока в реальном времени с использованием интернет-платформ и других средств связи.

Однако уроки необязательно проводить в режиме реального времени. Педагог, исходя из цели урока, самостоятельно определяет, какую часть урока нужно провести в формате стримминга, а какую в асинхронном формате (самостоятельное изучения материала школьниками с помощью электронных платформ, выполнение заданий по теме с обратной связью с педагогом).

- Непрерывная длительность занятий детей непосредственно с персональным компьютером, ноутбуком или планшетом в течение учебного времени должна составлять не более 15 минут в классах предшкольной подготовки и первых классах, не более 20 минут во вторых и третьих классах, до 25 минут — в четвертых и пятых классах, в старших классах - до 30 минут.

Между тем в Казахстане зафиксировано несколько случаев срыва занятий «в прямом эфире» на платформе Zoom. Один из них произошел в столице. Жительница Нур-Султана пожаловалась, что в процесс обучения учащихся пятого класса на платформе Zoom вмешались посторонние лица, включив для просмотра детям непристойные слайды, тем самым сорвали урок математики. Обстоятельства случившегося выясняются, по факту происшествия полиция завела уголовное дело по статье 311 УК "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов". Есть предположения, что это случилось по вине участников учебного процесса: возможно, ссылку на трансляцию кто-то отправил посторонним лицам, решив пошутить. Подобным же образом «хакеры» срывали онлайн-уроки в Алматы и в Актобе.

- В целях предотвращения подобных ситуаций на местном уровне нами было проведено совещание с руководителями районных отделов образования, а они в свою очередь совещались с директорами и учителями о правилах работы на платформах и повышении it-компетенции педагогов. По правилам работы на платформах, любой, кто заходит в конференцию, сначала ожидает, пока его добавят в конференцию. Так как учителя являются организаторами конференции, они должны впускать в виртуальную комнату только учащихся класса, после чего закрыть её. Ученики в свою очередь должны подписываться своей фамилией, когда заходят на платформу, где проводится стриминговый урок, — сказала Г. Каримова.

Она также отметила, что в первые два-три дня были сбои на интернет-платформах, но приняты меры по их устранению.

- Налажена тесная связь с разработчиками платформ. Создан чат, где каждый учитель может задать вопрос разработчикам программы или внести предложение по усовершенствованию работы платформ, — сказала Г. Каримова.

Также с 10 августа действует единый колл-центр 35 00 07 по вопросам учебного процесса. На данный номер поступило уже 34 звонка. Вопросы касались дистанционного формата обучения, передачи компьютеров во временное пользование, обеспечения интернетом, работы классов предшкольной подготовки, кабинетов коррекции и организаций дополнительного образования.

- При улучшении эпидситуации будет осуществлен постепенный переход на традиционный режим всех школ, — заключила руководитель управления образования.

Тем временем по прошествии первой недели учебы казахстанские родители составили петицию с требованием возврата традиционного обучения в школах. Свое обращение они адресовали президенту Республики Казахстана Касым-Жомарту Токаеву и министру образования и науки Асхату Аймагамбетову. В обращении авторы настаивают на том, чтобы право детей на среднее образование, закрепленное 30-й статьей Конституции Казахстана, было обеспечено в полном объеме — по всем без исключения дисциплинам при непосредственном, личном участии профессиональных педагогов.

Цифровые технологии разрушают традиционную школу, из-за чего уровень знаний детей стремительно падает, считают авторы обращения.

«Дистанционные уроки не обеспечивают раскрытия всей полноты учебного материала и его усвоения. Видеоконференции сложны для восприятия информации: детям трудно сохранять концентрацию более 5-7 минут подряд. Фрагменты, которые учащимся удаётся уловить из объяснений учителей, не складываются в целостную картину. Предоставленные сами себе дети теряют мотивацию и интерес к учёбе, они растеряны и угнетены. Уровень эффективности дистанционных занятий стремится к нулю. Дети, по долгу учёбы по шесть часов прикованные к экранам, жалуются на боль в глазах, шее и спине, общее недомогание и быструю утомляемость", – говорится в тексте.

Петиция опубликована на платформе citizengo.org. Её подписали порядка 26 тысяч человек.

Однако данное мнение разделяют далеко не все родители и школьники. Многие вполне довольны дистанционным форматом обучения, отмечая такие плюсы, как понятные учебные программы, возможность не отвлекаться на одноклассников, гибкость графика - задания можно выполнять, когда у тебя есть время, когда ты более продуктивен. Но главное – большая доля казахстанских родителей просто боятся за здоровье своих детей, которые и без коронавируса болеют частыми ОРВИ.

С таким мнением солидарен и глава казахстанского минздрава, который на днях на брифинге в СЦК указал, что в открывшихся для традиционного обучения школах в других странах уже наблюдается вспышка COVID-19, что приводит к закрытию учебных заведений.

Министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой перечислил и другие причины, по которым необходимо сохранить дистанционный формат обучения.

"Мы провели встречу высокого уровня с участием 53 министров здравоохранения европейского региона именно по вопросам запуска школ в новый сезон. Соответственно все главы министерств здравоохранения выразили обеспокоенность и опасение по запуску очного обучения в организациях образования и возможности соблюдения санитарно-эпидемиологических требований", - указал Цой.

Для предотвращения возможной второй волны коронавируса в Казахстане сохранили часть ограничительных мер, в том числе формат дистанционного обучения в школах всех форм собственности с 1 сентября.

"Эта мера является вынужденной, сейчас мы прорабатываем возможные вопросы послабления, но это будет предприниматься поэтапно", - пояснил глава минздрава.

Как сообщил Цой, сохранение режима онлайн-обучения для организации образования обусловлено рядом причин.

Почти 2,5 тысячи детей заболели коронавирусом

Несмотря на разобщение организованных коллективов и режим карантина, с марта в Казахстане зарегистрировано 2 418 случаев коронавируса среди детей.

"Из них 98% выздоровели, 34 ребенка получают лечение. То есть формирование закрытых организованных коллективов создает высокий риск передачи инфекции", - указал Цой.

Дети активно передают заболевание

Министр сообщил, что, согласно данным ВОЗ, дети до 12 лет менее интенсивно, но все-таки передают инфекцию коронавируса, а от 12 лет и старше играют активную роль в передаче коронавируса, могут быть источником инфекции для домашних лиц, лиц группы риска.

В школах сложно соблюдать санитарные требования

"Несмотря на установленные требования для очного обучения, такие как бесконтактная термометрия, наполняемость классов, социальная дистанция, масочный режим, регулирование потоков детей, мы понимаем, что, если их не соблюдать, не достигается цель по (снижению) заболеваемости коронавирусной инфекцией", - сказал министр.

При этом обеспечить полное соблюдения в стенах школы сложно, особенно для детей младшего возраста, в силу их психологического развития.

"Концентрация большого количества детей при несоблюдении мер карантина имеет критический риск распространения коронавирусной инфекции", - подчеркнул Цой.

Заболел один человек - закрывают всю школу

При регистрации случаев заболевания в организациях образования число близких контактных увеличится в разы, отметил министр.

"Если заболеет один преподаватель или ученик в классе, весь класс уходит на 14-дневный карантин - только по школе, а еще есть контакты по семье. А если заболевший контактировал с кем-то вне класса, то карантин будет наложен еще и на контактных в этой семье", - пояснил Цой.

Он отметил, что даже при одном случае высок риск ухода на карантин классами и даже школами.

Мировой опыт

Международный опыт демонстрирует рост заболеваемости в коллективах при очном обучении, указывает Цой.

В Германии к очному обучению перешли в августе, уже сейчас случаи КВИ зарегистрированы во многих городах, и школы закрыты.

В США в нескольких штатах закрылись школы после положительного результата на COVID-19. Англия, Франция, Польша сообщили о вспышках COVID-19 - одни закрылись, другие отправили детей домой для самоизоляции.

Школы в Корее возвращаются к дистанционному обучению. Также остаются закрытыми школы, колледжи, университеты в Индии.

Рано давать оценку ситуации в Казахстане

Сегодня еще рано говорить о стабильной эпидемиологической ситуации в школах, так как с 1 сентября еще не прошел даже один инкубационный период в 14 дней, отметил министр.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Учебные будни"
17.09.20

Поделиться статьёй: