В опасных условиях живёт мать с тремя детьми в Петропавловске

Оксана Кропачева боится, что её дом в любой момент может рухнуть. Женщина просит местных чиновников дать ей временное пристанище.

На новом месте

До 2016 года семья жила на съемной квартире. Копили на собственную жилплощадь, надеялись приобрести жилье по госпрограмме через систему жилстройсбережений. Но пройти на квартиру в новостройках не получалось, и супруги решили не тянуть с жилищным вопросом (тем более они узнали, что Оксана находится в положении) – сняли накопленные в банке деньги и купили старенький дом на Бензострое.

Однако на новом месте пришлось столкнуться с рядом проблем. По словам Оксаны Кропачевой, она неоднократно обращалась к местным властям за помощью.

– Каждый год ходила на отчётные встречи, чтобы напомнить о проблемах окраины. Здесь тоже люди живут, но о нас как будто забыли. Не было ни ливневок, ни мусорных баков, ни дорог... Весной и осенью к нам нельзя было ни пройти, ни проехать. Дети добирались в школу по грязи до колена. А пару лет назад у дочери был компрессионный перелом позвоночника, она была лежачей… Когда мы вызвали для нее "скорую помощь", машина не смогла проехать к нашему дому, пришлось нести ребенка к машине, – вспоминает Оксана.

Не сразу, но всё же жителей окраины услышали – засыпали щебёнкой улицу Сатпаева и Гастелло, поставили мусорные баки.

Однако, как известно, важней всего погода в доме. Когда семья переезжала, то планировалось, что постепенно здесь сделают ремонт. Но жизнь распорядилась иначе.

– Дом 1956 года постройки, шпальный. Прежде чем покупать, консультировались со строителями, можно ли его будет в дальнейшем поднять. Однако не успели заняться ремонтными работами – младшему ребенку поставили диагноз «аутизм». Из-за проблем со здоровьем сына вопросы по поводу дома отошли на второй план, - рассказывает Оксана Кропачева.

Тем временем весенние паводки год за годом усугубляли ситуацию. Дом находится в низине. Оксана говорит, что вода здесь скапливается каждую весну. Но особо сильное подтопление было в 2018 году.

- Коммунальные службы приезжали откачивать воду буквально через день, мы сами качали насосами постоянно. Но вода всё равно прибывала и прибывала, заходила в дом. Из-за сырости стены начали деформироваться, в одной части дома (прежние хозяева поделили его на две квартиры) рухнула печка. Я ходила в акимат, плакала, объясняла, что у меня рушится дом из-за того, что воде уходить некуда, просила сделать ливневки. Но тогда мне сказали, что в бюджет эти работы не заложены... – вспоминает женщина.

Позже пришлось обращаться уже за помощью с проведением ремонта. Оксана разговаривала тогда с (на тот момент) заместителем акима города К. Галеевым.

– Галеев мне сказал, что помогут чем смогут: завезут щебенку и песок, а также, когда дома старые будут разбирать, возможно, получится выделить оттуда какие-то материалы, чтоб мы могли из этого хотя бы какую-то времянку построить, - рассказывает наша собеседница.

Но для начала О.Кропачевой посоветовали сделать освидетельствование дома на аварийность.

- Мы наняли фирму и прошли обследование, дом признали аварийным на 75 процентов. В этом доме не то что жить, рядом с ним находиться нельзя, – говорит Оксана.

Когда дом признали аварийным, семья встала на очередь на получение жилья. Сейчас они 173-и в этом списке. Однако Оксана боится не дождаться квадратных метров от государства.

Живут в страхе

Как уже было сказано, по словам Оксаны, в нежилой половине дома ранее обрушилась печь и начала обваливаться крыша. Эту часть помещения решили разобрать на стройматериалы.

Сейчас женщина с тремя детьми (дочерям 13 и 15 лет, сыну – пять, Оксана официально замужем, но муж является гражданином России и сейчас находится там) живут в уцелевшей половине дома: здесь две жилые комнаты и кухня-прихожая.

На тесноту не жалуются – места всем хватает, единственная беда – состояние жилья день ото дня ухудшается.

Женщина проводит экскурсию по собственному дому. Показывает самые "проблемные" места. Плесень от постоянной сырости, промерзшие до инея углы, перекосившиеся стены, холодный пол, окна продувает несмотря на то, что они утеплены. Также Оксана демонстрирует действующую, но требующую ремонта печку и рассказывает из-за чего, по её мнению, произошло обрушение.

- В 2019 году писала акиму области, напомнила, что нам обещали ливневки сделать. Рабочие приехали в ноябре, прорыли канаву возле нашего дома. И видимо из-за того, что тронули уже замерзший грунт, это повлияло на дом – и у меня вся печка потрескалась, она теперь даже не замазывается, потому что очень большие расстояния между кирпичами. Я даже не думала, что такое возможно, – говорит женщина. – Печка была новая, мы ее только построили. Промазываю её постоянно, но она снова осыпается и дымит.

Оксана даже поставила в известность о возможных рисках пожарную службу.

Впрочем, это не единственные опасения хозяйки аварийного жилья.

С первого взгляда на всю эту картину понятно, что дом держится на одном честном слове. Судить о том насколько строение хлипкое, можно хотя бы по капризности входной двери, говорит хозяйка.

– На зиму делаем толстую обивку на дверь, чтоб она хорошо, плотно закрывалась, чтобы не продувало. Но весной коробку перекосит, и дверь не будет закрываться. Каждую весну обивку убираем и начинаем выравнивать: либо дверь подпиливаем, либо косяки подгоняем. И так круглый год, – объясняет наша собеседница.

Оксана беспокоится, что их жильё может рухнуть в любой момент.

– Когда проезжают поезда, дом в буквальном смысле весь трясется, - рассказывает хозяйка.

Женщина со страхом ждёт грядущую весну. Говорит, не знает, чего ожидать от очередного паводка, если даже недавнее потепление на несколько дней сильно сказалось на состоянии жилья: хозяйке на голову чуть не обрушился потолок на кухне.

- Три недели назад, когда на улице потеплело, с крыши побежала вода. Я стояла на кухне, когда начало капать с потолка. Раздался треск, поднимаю голову – вижу, что прогнулась балка, сантиметров на 15-20 вниз ушла. Прям надо мной треснула. Пришлось искать кого-нибудь, кто срочно сделает подпорку. Теперь потолок держится за счёт этой единственной подпорки. Дверью кто-нибудь хлопнет - и у меня рухнет потолок. Сейчас и вторая балка накренилась... Первое дни не пускала детей на кухню, страшно было. Теперь боюсь их одних в доме оставить. Если приходится уходить, а дети остаются сами, думаю, лишь бы ничего не случилось, – делится переживаниями Оксана.

Женщина боится оставаться дальше под крышей своего дома. Но Оксана не просит, чтобы ей подарили квартиру. Она объясняет, что семья была бы рада временному пристанищу.

Временное жильё

По словам Оксаны, пока семья стоит в очереди как владельцы аварийных квадратных метров, чтобы рассчитывать на получение жилья, они не могут ремонтировать аварийный дом, чтобы он не перестал считаться аварийным.

– Как мне объяснили, если мы что-то будем ремонтировать, любое вмешательство будет расцениваться как улучшение жилищных условий – и нас могут снять с очереди на жилье, - говорит наша собеседница.

Но и оставаться в аварийном доме без кардинальных вмешательств семья тоже уже не может. Поэтому-то даже готовы уйти из очереди на получение квадратных метров от государства, если бы сейчас семье предоставили временное жилье.

Оксана объясняет, что сейчас она с детьми живёт на пособие по инвалидности младшего ребенка и алименты. По словам женщины, этих денег недостаточно для того, чтобы и снимать квартиру, и жить вчетвером, и ремонтировать дом. Оксана добавляет, что из-за особенностей развития сына она не может устроиться на постоянную работу.

– Работаю я нерегулярно. Пока сын ходит в садик, есть возможность работать, но вот, например, должна подойти наша очередь, и мы будем до обеда ходить на занятия в психоневрологический диспансер, а после обеда сын будет находиться со мной. Кто возьмёт меня на работу при таких условиях? Стараюсь на дому подрабатывать: вяжу на заказ, вареники, пельмени делаю для знакомых. На биржу труда вставала, просилась на курсы, – уверяет мамочка. – но почему-то меня не пригласили. Я бы хотела пройти курсы шитья или отучиться на повара. К шитью у меня всегда был интерес, я могла бы на дому работать.

Однако пока обращения к чиновникам с целью выделить временное жилье не увенчались успехом. В акимате Оксане Кропачевой пояснили, что арендно-коммунальное жильё не положено для жителей аварийных домов, оно предназначено только для категории социально уязвимых слоев населения.

Между тем Оксана объясняет, что если бы семья могла сейчас переехать на время, то они могли бы решить проблемы с аварийным жильем самостоятельно. На месте старого дома начали бы строительство нового. Помочь со стройкой обещают отец дочерей и близкие семьи.

- Нам посоветовали, чтоб было дешевле, нужно разобрать дом, выбрать какие-то материалы, приподнять участок и на нем строить. Часть материала осталась с разобранной части дома, - рассказывает Оксана. - Если мы будем делать дом из бруса, ребята, у которых мы всегда покупаем дрова, сделают скидку. Соседи обещают помочь с проведением воды...

Пообещали помочь материалами и в отделе ЖКХ. Как отметила Асем Айтулова, пресс-секретарь отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог города Петропавловска, сейчас прорабатывается вопрос предоставления семье строительных материалов. Возможно, их выделят в весенний период, когда в городе будет проходить снос жилья.

К слову, после выхода сюжета об Оксане Кропачевой на республиканском телевидении, несколько человек не остались равнодушными к проблеме и перечислили финансовую помощь. Женщина признается, что часть этих средств потратила на продукты для пострадавших от взрыва в общежитии в Петропавловске. Говорит, не смогла остаться в стороне, посчитала, что этим людям помощь сейчас важнее.

- У нас сейчас хоть какая-то крыша над головой есть. Не всегда есть возможность помочь тем, кто нуждается, но в этой ситуации я посчитала правильным поделиться помощью добрых людей, - говорит женщина.

Между тем проблемы самой Оксаны Кропачевой остаются нерешёнными. Женщина всё же надеется, что местные власти помогут ей с поиском временного пристанища, чтобы до наступления весны успеть покинуть опасное жильё.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"В условиях опасности"
25.02.21

Поделиться статьёй: