В областном русском театре драмы им. Н. Погодина состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва»

Работала над постановкой главный режиссер театра Елена Покрас.

Материал был взят сложный, но интересный. Стоит отметить, что еще в 1989 году «Поминальная молитва» была поставлена Марком Захаровым в «Ленкоме». Спектакль имел тогда ошеломительный успех. Главную роль — Тевье-молочника сыграл сам Евгений Леонов, это была последняя роль великого актера в театре. Не потеряла своей актуальности «Молитва» и сейчас: ее продолжают ставить во многих театрах СНГ.

Это и комедия, и драма, сосредоточенная на человеческих отношениях, остающаяся вне времени. Пожалуй, главный секрет успеха пьесы – контраст эмоций. Удивительно гармонично в спектакле сплелись любовь, боль, смех, юмор, печаль.

Развитие действий делит спектакль на две части по линии антракта. Первый акт — это очень смешная и даже праздничная история. Начало 20 века, в тихом уютном местечке – Анатовке - мирно живут русские, украинцы, евреи. У каждого свой устоявшийся быт, взгляд на жизнь, головная боль. У Тевье-молочника, например, это пять дочерей. Бедный, но не нищий - он удивительно хорошо знает Святое Писание, каждую неделю благоговейно готовится к шаббату, но даже тогда озадачен тем, как выдать замуж трех из пяти своих дочерей. Да только всё выходит не так, как задумывалось изначально…

До Анатовки начинают докатываться отголоски приближающейся революции, скоро для еврейского народа наступят тяжелые времена... И куда же податься в поисках лучшей доли?

Все герои постановки в первом действии забавны, даже немного карикатурны. Это нарочито подчеркивается их костюмами, гримом (художник по костюмам – Светлана Таныгина, художник постановщик – Галия Кожахметова). Благодаря замечательной работе артистов, тому, как они двигаются по сцене, говорят смешной текст, густо пропитанный тонким юмором с еврейскими нотками, первое действие пролетает на одном дыхании.

Здесь хочется отметить игру абсолютно всех актеров: Тевье - Алексей Никулин, Голда - Ирина Полещук, Менахем - Виталий Алфимов, Перчик - Ярослав Чумак, Мотл - Константин Демидов, Цейтл - Татьяна Фомиченко, Годл – Екатерина Литвинова, Хава - Елена Вахрина, Федор – Роман Лахтин, Степан - Евгений Патешкин, Лейзер – Анатолий Наргеленас, урядник - Юрий Долгий, поп - Борис Васко, реббе - Владимир Шустов, трактирщик - Жуман Муканов, мама Менахема - Людмила Шустова.

Колорит спектакля великолепно подчеркивался живой музыкой в исполнении струнного квартета «Belcanto» филармонии СКО. Кстати, музыка стала важной частью действа, она точно подчеркивала и радости, и горе. Да и сами музыканты постоянно были в массовке.

Свою лепту в постановку внесли и дети работников театра: Варвара Чумак, Ангелина Щербакова, Валерия Савич. Они так органично и естественно смотрелись на сцене!

Апофеозом веселья первого акта «Тевье… История одного еврея» становится сцена еврейской свадьбы с соблюдением всех ритуалов, где в пляс пускаются практически все участники постановки. Праздничный финал первого акта будто готовит зрителя к перемене эмоционального фона. И далее комедию уже искусно сменяет трагедия: в деревне начались погромы… И лето сменила холодная зима: хлопьями летит снег, тоскливо завывает вьюга.

Персонажи тоже уже не забавны, они вызывают сочувствие. Разумеется, все эти сильные эмоциональные волны возникают от работы актеров. И особенно эти вибрации ощущаются от Тевье (Алексей Никулин) и его супруги Голды (Ирина Полещук). Артисты блестяще справились с этим сложными ролями. Ими одинаково хорошо были исполнены как шутки в первом акте, так и наполненные болью монологи во втором…

Обычно театр предлагает одно из двух: либо смейтесь, либо плачьте. Но режиссеру Елене Покрас в «Истории одного еврея» удалось всё это совместить, прокатив, словно на аттракционе, зрителя по разным эмоциям. Спектакль показывает, что за счастьем может прийти печаль, и наоборот. Но ни в коем случае не стоит отчаиваться, ведь выход все равно найдется.

После щедрых аплодисментов и криков «Браво» зрители делились своими мнениями.

- Прошедший спектакль - результат огромной работы. А тем, поднятых в нем, достаточно, чтобы заинтересовать разные поколения зрителей, - отметил заведующий литературной частью областного русского драматического театра им. Н. Погодина Павел Рощупкин. - На мой взгляд, тема любви была лейтмотивом постановки. Любовь в широком понимании просматривалась не только в сценах с влюбленными, она была в отношении к ближнему. Тому подтверждение - сцена с урядником и арестом Перчика, прощение Тевье своей дочери, зятя … Зрители все это прекрасно чувствовали, следили за происходящими событиями. Находясь в зале и стараясь анализировать увиденное, поймал себя на мысли, что время идет, а люди остаются такими же: спорят, мирятся, соглашаются и не соглашаются с чем-то, но все же любят. Я думаю, эту постановку нужно обязательно смотреть!

- Глубокий, умный спектакль. Просто культурный шок! Сколько мудрости в каждом слове! Замечательный тонкий юмор. Все сделано для того, чтобы зритель сначала рассмеялся, потом заплакал, а затем расхохотался вновь, но уже сквозь слезы. Этот спектакль не о евреях, он обо всех нас, о разобщенности поколений, о непонимании друг друга. Спасибо за эмоции! - поделилась впечатлением еще одна зрительница Ирина Куминова.

Солидарен с ней был и поклонник театра Евгений Иванов: «Полное погружение и ощущение, что вы где-то там, вместе с теми людьми проживаете их историю, а все благодаря невероятной игре актеров и работе режиссера, световому и звуковому сопровождению. Тут вся жизнь как на ладони: любовь отца и дочерей, проблема выбора, безусловная любовь матери, изгнание, прощение, вера, религия, смерть и рождение новой жизни... Удивительно, как тонко переплетаются события внешние с внутренними, происходящими внутри семьи и жителей деревни Анатовки. Как у людей ломается жизнь из-за межрасовых настроений, но остается надежда - надежда на будущее».


Алена Любушак
газета "Неделя СК"
"И смех сквозь слёзы, и любовь сквозь боль..."
29.11.18

Поделиться статьёй: