В областном русском драматическом театре им. Николая Погодина состоялась премьера спектакля «Сны золотые»

Работал над постановкой режиссер Тимур Каримжанов, выбрав формат «малой сцены». Жанр «Снов» - непривычный для петропавловского зрителя, это вербатим (он же документальный театр). То есть то, что делается для публики - не просто основано на реальных событиях, а построено на пластике обычных людей…

Для тех, кто не читал произведение Баймухаметова, название спектакля вызывает ассоциации романтики, чего-то прекрасного и удивительного… Но спектакль не об этом. Это исповеди наркоманов - страшные и пробирающие до дрожи… Он о людях, которые оказались на краю пропасти. Спектакль - о безвыходности и безысходности, о том, что может случиться, если человек поддается искушению, искусственной радости, кайфу…

«Малая сцена», конечно, не случайна. Каримжанову хотелось близкого контакта со зрителями, их эмоций и реакций. Иногда наркоманы (актеры) даже обращаются к ним, прерывая свои монологи (жуткую правду о себе): задают вопросы, просят совета… Откровенность - предельная.

«Это изнанка самой жуткой жизни. Но только правда, пусть и жестокая, способна повлиять на умы и сердца подростков»… «О кайфе мальчишки и девчонки вроде бы имеют кое-какое представление. А вот чем придется расплачиваться за него, не знают. Расплачиваться им придется образом жизни...», - пишет сам Сергей Баймухаметов в своей книге.

Кстати, она еще до выхода в свет стала бестселлером. Отдельные главы печатались в «Огоньке», «Литературной газете», «Смене», «Неделе», «Спутнике», «ЛГ – досье» и многих других изданиях. Книга нашего земляка Сергея Баймухаметова «Сны золотые: исповеди наркоманов» вышла в свет в 1998 году. 13 сломанных человеческих судеб, которые автору удалось поместить на 45-ти страницах, нашли отклик в сердцах российских, казахстанских и зарубежных читателей.

Режиссеру четко, правдиво и пронзительно удалось передать то, что хотел сказать Баймухаметов. У каждого из героев этой документальной истории своя плата за кайф, но в самом начале мало кто задумывался над этим. Для всех них жизнь была как праздник, как приключение, как сон. Они испытывали эйфорию. Наркотики открыли для них другую реальность, с ними они чувствуют себя увереннее и счастливее. Пока не приходит момент осознания, что попали в ловушку, выбраться из которой далеко не каждому под силу.

Актеры рассказали на сцене семь историй. За 70 минут зритель увидел, как в плену зависимости оказываются правильные девочки из хороших семей, молодые здоровые ребята, студенты, успешные мужчины, подростки из подворотни... От этого зла никто не застрахован.

«Ведь каждый себя считает крутым, что Васька и Петька - тряпки безвольные, а я то сильный, я все могу. И поэтому подросток бесстрашно идет на первую затяжку, абсолютно уверенный в том, что это как прогулка в парк: захочу - войду, захочу – выйду. Не зная, что калитка в одну сторону и что она уже захлопнулась» - писал Баймухаметов о своей книге.

Герои на сцене то беснуются, то неподвижно лежат, то танцуют, то плачут, то кричат… То подносят к губам микрофон, то шепчут, вовлекая в действия и декорации… Это кубики в виде обшарпанных хрущевских многоэтажек в миниатюре… Кое-где в их маленьких окошках горит свет, наверное, как надежда. (Кстати, впервые над декорациями работал петропавловский художник Александр Герасимов, и дебют оказался весьма удачный). На сцену выходит человек и переставляет кубики, а персонажи то ложатся на них, то становятся, то облокачиваются…

«Я решил делить блоки микрофонами, ну и еще функция микрофона как некое усиление диалога в проблеме, о которой нужно кричать! - комментировал Каримжанов. – А еще хотелось уйти от театральности, поэтому монтировщик меняет декорацию по ходу действий. Эта некая доверительность… Хотелось даже этим подчеркнуть, что герои ничего не скрывают, они говорят о том, что наболело и рвется наружу.

Есть в спектакле еще один любопытный персонаж – цыганка. Это некий образ «барыги», а еще это образ смерти, демона, который ходит по следу оступившихся.

Немалая роль в спектакле отводится и LED- экрану. В видеоряд включен и Алан Чумак – человек-загадка, то ли целитель, то ли шарлатан, Мария Дэви Христос - секта 90-х годов».

- Это образы лжи, спекулирующие на душах людей. Как наркотик, так и эти люди обещают эфемерный кайф, а в итоге жизнь превращается в кошмар, из которого один выход - смерть, - продолжает Т. Каримжанов. - Мне хотелось сделать жесткий неудобный спектакль, чтоб зритель ерзал от острых ощущений и даже страха… Сама книга Баймухаметова попала в мои руки, когда я учился в седьмом классе, и произвела на меня невероятное впечатление. После нее пришло осознание того, что желания попробовать наркотики у меня никогда не возникнет. И здесь хотелось рассказать правду без купюр, чтобы публика (а постановка рассчитана на молодежь) ужаснулась и поняла, какой это ад - бесполезная жизнь наркомана…

После своим впечатлениями делились зрители. Заведующий литературной частью областного русского драматического театра им. Николая Погодина Павел Рощупкин отметил, что постановка вызвала непонятные ощущения: “Пилюля, прописанная врачом, часто ли она имеет сладкий вкус? Вряд ли. Так и прошедшая премьера, воздействуя не на тела, а на души, сладкой не была.. Искалеченные судьбы, грязь наркомании, боль ломок… Семь историй, давящих на сознание и заставляющих искать ответы. Семь историй без масок о том, что наркотики - зло. Без доли пафоса”.

Сам С. Баймухаметов подчеркнул: исповеди наркоманов. Реальные рассказы реальных людей. И от этого тяжело следить за происходящим на сцене. Мысль, что это все было, действительно было, не отпускает. Понравилось, как режиссер погрузил в атмосферу 90-х: сеансы Алана Чумака, реклама «Мамбы», мультик «Чип и Дэйл» и другие детали еще больше усиливают эффект реальности.

Понимаешь, какой психологический груз лег на плечи актеров, когда нужно пронести все это через себя. И это чувствуется, когда у них меняется даже психофизика, что происходит в душе - можно только догадываться».

Коллеге-журналисту Елене спектакль понравился: "«Сны золотые» - это погружение на дно, когда порой просто не хватает воздуха. Они иногда смущали своей откровенностью, но в этом–то и заключалась фишка. Рекомендую к просмотру всем!”.

«Показывать эту постановку нужно абсолютно всем подросткам… Чтоб после у них даже малейших сомнений не оставалось в том, что наркотики - это ад», - отметил еще один зритель Вадим.


Алена Любушак
газета "Неделя СК"
"Сны золотые...а после них..."
09.05.19

Поделиться статьёй: