В областном драматическом театре имени Николая Погодина прошёл спектакль по мотивам комедии "Кто-то должен уйти"

Как правило, зритель любит такое: смешное, не заставляющее особо думать, энергичное представление, в котором легко узнаваемые, вполне жизненные ситуации, широко распространенные и в доперестроечной (пьеса написана и впервые поставлена в 80-е годы прошлого века), и в нынешней «независимой» жизни, потому что в ней не столько ситуации, сколько характеры, а они, как известно, с времен Нерона и Сенеки не изменились.

Ленинградский дебют

Очевидно, именно поэтому пьеса «Кто-то должен уйти» пришлась ко двору в театральном мире и только в Ленинграде, где и состоялся ее дебют, выдержала более 400 представлений, была поставлена в 40 театрах России, а еще в Польше, Германии, Чехии, где на фестивале получила три приза, в том числе за лучшую драматургию и зрительских симпатий.

Конфликт в пьесе очень простой и узнаваемый: в коллективе нужно сократить одно рабочее место, и, чтобы отстоять себя, на что только не идут комедийные персонажи.

Несколько лет назад автор представил новую редакцию пьесы, предпослав ей такое предисловие: «Прошли годы, и оказалось, что сегодня эта пьеса звучит столь же современно. Ее охотно и с успехом ставят как профессиональные, так и любительские театры (в Екатеринбурге ее поставил даже любительский театр клуба бизнесменов). Возродившийся зрительский успех побудил меня обновить текст пьесы, освободив ее от некоторых мелких реалий прошлого. Один из критиков отметил, что актуальность и притягательность для зрителей этой очень смешной комедии сохраняются и поныне: меняются общественные обстоятельства, но человеческая природа остается неизменной. По-прежнему есть невежественные руководители, процветающие бездельники, подхалимство, блат, зависть, борьба за теплые места, бессилие порядочности и таланта перед серой массой и тупой силой. В этом смысле пьеса затрагивает вечные темы».

Исходя из этого, автор не описывает персонажей, как это вообще принято в драматургии, ограничившись лишь именами и указанием на то, что один из них является начальником отдела, а остальные шестеро в нем сотрудники, и краткими пояснениями к каждому действующему лицу: «представительный мужчина лет сорока с чем-то», «пожилой сонный мужчина», «эффектная красавица с длинными распущенными волосами», «здоровяк с добродушным лицом», «энергичная особа средних лет», «молодой человек застенчивого облика», «молодая привлекательная женщина»...

Зрительно на сцене в двух составах их показали погодинские артисты Виталий Алфимов, Ярослав Чумак, Анатолий Наргеленас, Евгений Патешкин, Ирина Полещук, Екатерина Олькова, Леонид Курган, Кирей Абилпайызулы, Оксана Розанова, Анастасия Лахтина, Екатерина Литвинова, Евгения Чумак, Иван Минченко и Павел Вилков.

«Постановку спектакля осуществил главный режиссер театра, обладатель знака «Мәдениет қайраткері» Баатырбек Шамбетов, художником-сценографом выступил лауреат международной премии имени Чингиза Айтматова Садыр Ниязакунов из Бишкека, художником по костюмам - Ирина Лунга из Кокшетау, музыкально оформил постановку Давид Литвинов, помощниками режиссера работали Олеся Деревицкова и Анна Серова», - рассказал в интервью корреспонденту газеты «Северный Казахстан» художественный руководитель театра Тимур Каримжанов, напомнив, что автор пьесы Валентин Самуилович Красногоров (настоящая фамилия - Файнберг) - это российский драматург, прозаик, сценарист, известен также как теоретик драмы, химик-технолог, доктор технических наук и общественный деятель.

25 языков, 700 театров

Он родом из Ленинграда (в декабре прошлого года ему исполнилось 90 лет), в Таллинне окончил политехнический институт, драматургией активно начал заниматься довольно поздно - в 35, но проявил изрядную плодовитость, написав порядка 75 сценариев и пьес, в том числе такие, как «Комната невесты», «Рыцарские страсти», «Прелести измены», «Любовь до потери памяти», «У каждого своя звезда», «Сегодня или никогда», «Давай займёмся сексом!», «Свидания по средам» и другие, переведенные на 25 языков и поставленные более чем в 700 профессиональных театрах России и многих зарубежных стран - Австралии, Англии, Армении, Беларуси, Болгарии, Германии, Индии, Ирана, Кипра, Южной Кореи, Македонии, Молдовы, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, США, Турции...

Пьесы Красногорова ставили всемирно известные режиссеры Георгий Товстоногов, Лев Додин, Роман Виктюк, Владимир Андреев. По его сценариям сняты художественные фильмы «Эта женщина в окне», «Анатомия измены», «Отель», «Идеальная жена», «Легкое знакомство».

Словом, это весьма авторитетный в театральном мире и плодовитый автор, за постановку пьесы которого «Кто-то должен уйти» взялся новый главный режиссер погодинского коллектива Баатырбек Шамбетов (на снимке).

Баатырбек из кыргызстанского Иссык-Куля, но многие годы живет и успешно трудится в Казахстане, где окончил в Алматы актерское отделение в Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова и практически двадцать лет, с 2000 года, работал в областном казахском музыкально-драматическом театре имени Сабита Муканова актером и режиссером, между делом отучившись режиссуре в Бишкеке, в Кыргызском государственном университете культуры и искусства имени Бюбюсары Бейшеналиевой. На сцене мукановского театра Баатырбек, между прочим, поставил целый ряд очень тепло принятых зрителями спектаклей по Магжану Жумабаеву, Кожабергену жырау, Сафуану Шаймерденову, Абишу Кекилбаеву... Затем были четыре года работы художественным руководителем в Костанайском драматическом театре.

Новый этап Баатырбека

«В погодинском театре я работаю с сентября прошлого года, приняв приглашение директора Спартака Рамазанова. Труппу я знал относительно неплохо, потому что, когда работал в мукановском театре, мы так или иначе пересекались. Но творческий потенциал погодинских актеров был для меня неизвестен. Вот теперь, во внутренней кухне, открываю для себя хороших актеров и актрис, начинаю видеть, на что они способны, какие с ними можно ставить цели. Я очень рад, что у нас с актерами налаживается контакт, появляются взаимоотношения, позволяющие реализовывать творческие задумки, в том числе поставить спектакль «Кто-то должен уйти», - размышляет Баатырбек Шамбетов, рассказывая, что он давно был знаком с творчеством драматурга Красногорова, но до постановок дело не доходило.

«Когда я пришел в театр в сентябре, мне предложили эту пьесу, и я с удовольствием взялся за работу. Подобрался очень профессиональный состав, работалось в радость, надеюсь, зрителям понравится то, что у нас получилось с любовью», - размышлял накануне премьеры главный режиссер, и его надежды оправдались аплодисментами пришедших на представление североказахстанцев.


Владимир Синенко
газета "Северный Казахстан"
"Никто не хотел уходить..."
31.01.25

Поделиться статьёй: