В конце сентября пожар оставил жительницу Рабочего поселка Петропавловска Балкию Аубакирову и её восемнадцатилетнего сына без крыши над головой

Буквально за полчаса все нажитое сгорело дотла на глазах у семьи. Сейчас горожане помогают Аубакировым восстановиться после случившегося кто чем может: приносят одежду и продукты, перечисляют деньги.

Но главный вопрос — куда податься? — пока остается открытым. Сейчас Балкия Жуламановна вместе с сыном Диасом живут у родственников.

Сгорел дотла

Пожар, поделивший жизнь Аубакировых на «до» и «после», произошел субботним утром 26 сентября. Балкия Жуламановна и её сын Диас жили на окраине Рабочего поселка в одной из квартир в доме барачного типа по адресу: Украинская, 254, №6.

Стоя на пепелище собственного дома, Балкия Жуламановна с трудом рассказывает, что произошло здесь всего неделю назад.

В тот день женщина затопила печь и уехала на работу, но добраться до нее не успела. Когда выходила из маршрутки, раздался звонок от дочери. Испуганная девушка кричала, что в квартире матери случился пожар. Женщина вернулась домой на такси, в это время там уже работали пожарные.

Подробности случившегося она узнала позже. Утром дома оставался сын Балкии Жуламановны.

- Диас спал. Проснулся от того, что почувствовал запах дыма и что-то горячее — рука у него обожжённая (ожог не сильный, но до сих пор есть). Оказалось, загорелся матрац, стоявший между диваном и печью. Сын попытался вытащить его, но не смог — полыхнуло пламя, он напугался и выскочил на улицу, в чем спал, — искать помощи. Позвонил сестре (она живет отдельно). И стал останавливать проезжавшие мимо машины, чтобы помогли. Остановилась только третья, — перерассказывает Балкия Жуламановна события того страшного утра. — Даже не знаю, кто это был. Может, кто-то с ПМС (от автора: рядом находится путевая машинная станция-175). Сын был в шоковом состоянии, растерялся, поэтому даже не запомнил, кто это был, — Балкия Жуламановна переживает, что не смогла отблагодарить человека за помощь.

Отзывчивый незнакомец помог парню оттолкнуть стоявшую рядом с домом машину семьи сестры. А также вместе с Диасом пытался спасти остававшиеся в доме документы. Так как дверь уже была охвачена огнем, мужчины разбили стекло, и через окно попали в комнату, но вынести документы не удалось. Поняв, что оставаться дальше в квартире опасно — можно было задохнуться, мужчина вытолкнул из дома сначала парнишку, а затем покинул помещение сам.

После приехали дочь с мужем, а также пожарные. Спасателей, скорее сего, вызвали соседи.

- Пожарные успели вытащить из дома газовый баллон. После того как они начали работать смогли достать документы. Их вынес зять. Они были залиты водой и кое-где обгорели. Но это не беда — их можно заменить, — говорит наша собеседница. — Самое главное — сын живой у меня. Только вот дом потеряла. Не знаю, куда теперь идти, что делать.

В этом доме семья поселилась в 2002 году Переехали в город из села Покровка Есильского района СКО. Балкия Жуламановна рассказывает, что у новорожденного сына обнаружили проблемы со зрением. Приходилось часто обращаться к городским врачам, решили перебраться поближе к специалистам. Поначалу снимали жилье, какое-то время ютились в однокомнатной квартире у родственников, потом решились на покупку собственных квадратных метров. Купили однокомнатную квартиру в 11-квартирном доме барачного типа на окраине Рабочего поселка. 26 квадратных метров: одна общая комната, кухня и небольшая веранда. Дом — 1970 года постройки, и, как утверждают жильцы, давно находится в аварийном состоянии. Аубакировы каждый год понемногу делали поддерживающий ремонт. Буквально нынешним летом утеплили стены и пол. Постелили новый линолеум. Годом ранее ремонтировали печку.

За каких-то полчаса от их трудов не осталось и следа (как сообщается в сводке департамента по чрезвычайным ситуациям СКО, сигнал о возгорании на пульт пожарной части поступил в 8.08, в 8.30 — был локализован, 8.44 — полностью ликвидирован). По словам Балкии Жуламановны, ни технику, ни мебель, ни одежду вынести не успели. Семья в прямом смысле осталась на улице без ничего.

- Вообще ничего не осталось. Здесь большой телевизор стоял, компьютер дорогой покупала, холодильник, газплита, кухонный гарнитур... А это — всё, что уцелело от инструмента сына (Диас окончил музыкальную школу), — демонстрирует обуглившийся скарб хозяйка.

Но несмотря на то, что сейчас квартира представляет из себя печальное зрелище, даже сейчас чувствуется, что совсем недавно здесь было очень тепло, чисто, красиво и уютно.

Без крыши над головой

Горожане о беде Аубакировых узнали из соцсетей. На следующий день после пожара с просьбой о помощи к землякам обратились дочь и племянница пострадавшей. Люди откликнулись сразу же, говорит Балкия Жуламановна, и продолжают приносить продукты и одежду, перечислять средства.

- Всё, что на мне надето — это вещи, которые принесли люди, — говорит наша собеседница. — Я очень благодарна людям, которые нам помогают, кто чем может. Всем большой рахмет!

Особенно женщина благодарит Ассоциацию деловых женщин. Они одни из первых откликнулись на просьбу о помощи.

Однако все средства, которые поступают сейчас на счет семьи, пока идут на ремонт соседней квартиры. Дело в том, что огнем была задета кровля и веранда квартиры, находящейся через стенку. По сообщению пожарных, общая площадь пожара составила 50 квадратных метров. Семье еще «повезло», что их квартира — крайняя в бараке, поэтому соседствуют с ней только две квартиры, при этом одна из них нежилая. Сейчас мужская половина семьи (зять, племянник, сын и брат пострадавшей) своими силами восстанавливают крышу соседей. Восстановить же квартиру самих погорельцев не получится.

- Восстановлению не подлежит. Наверху перекрытие сгорело — пожарные провалились, когда тушили, — рассказывает Балкия Жуламановна.

Дыры зияют и в стенах. Веранда полностью обрушилась. Сгорели заготовленные на зиму дрова.

Средств на покупку нового жилья у семьи нет. Б. Аубакирова работает санитаркой в областном кардиоцентре. К тому же не так давно Балкия Жуламановна вообще оставалась без работы на несколько месяцев. Раньше трудилась в пищеблоке кардиоцентра, однако в декабре его закрыли, и женщина какое-то время не могла найти другую работу. Вернулась в кардиоцентр, когда освободилось место санитарки. Сын Диас учится в гуманитарно-техническом колледже. У парня инвалидность по зрению. Четыре года назад семья потеряла отца и мужа. Мужчина скончался от инфаркта. Теперь на долю Аубакировых выпало еще одно испытание...

Сейчас Балкию Жуламановну с сыном приютила её сестра.

- Мне не хочется никого стеснять, все-таки своя семья у них. Дочка снимает жилье, у них совсем маленькая комнатка. Куда мы пойдем, я даже не знаю. Жить негде. Не знаю, куда пойти, — последние слова Балкия Жуламановна повторяла не один раз за время нашей беседы. Женщина пока не может оправиться после случившегося. Она в полной растерянности и признается, что понятия не имеет, как быть дальше. — Оказывается очень трудно, когда такое случается. Не думала, что это когда-нибудь с нами произойдет.

Так как сын Балкии Жуламановны является инвалидом по зрению, с 2008 года семья стоит в очереди на получение госжилья. Однако надежд на новоселье у семьи мало.

- Изначально были 504-е в очереди. Когда очереди объединили, мы стали 2500-ми. В июле этого года проверяла — наша очередь была на тот момент — 640, а в августе почему-то стала 642. А когда после пожара сдавала документы на получение временного жилья, мне сказали — 653. Почему-то мы все время не вперед продвигаемся, а назад... Сейчас подала документы на временное жилье, отнесла фотографии с пожара. Там объяснили, что нужно ждать 15 дней, пока пройдет комиссия, потом документы передадут выше — еще две недели ждать. В соцзащиту ходила, тоже сказали, что придут смотреть. Ответ дадут только через месяц, выдадут нам временное жилье или нет. А где этот месяц жить, непонятно. Но месяц мы где-то переживем, а если скажут, что не дадут? Куда мы тогда пойдем, не знаю, — плачет женщина.

По всему чувствуется, что Балкия Жуламановна — человек редкой доброты, скромная и отзывчивая, не привыкшая просить помощи и жить за чужой счет. Но сейчас у семьи нет выбора. У попавших в беду Аубакировых осталась надежда только на временное жилье от акимата и помощь неравнодушных земляков.

Семье сейчас пригодится любая помощь: посуда, постельное, одежда, продукты, техника, финансовая помощь. Одежда женская 46-48 размера, обувь 37-38 размера. Одежда на молодого человека 44-46 размера, обувь 41-42 размера.

Наши читатели, желающие помочь погорельцам, могут воспользоваться номером карты Kaspi Gold: 5169 4931 1637 3047.

Для уточнения информации связаться с пострадавшими можно по номеру телефона: 8-707-403-07-66 (Балкия Жуламановна).

Но нужно отметить, к сожалению, что случай Аубакировых — далеко не единственный в регионе. На днях в департаменте по чрезвычайным ситуациям провели брифинг, на котором огласили обстановку с пожарами по области.

Осторожно — огонь!

О соблюдении правил пожарной безопасности сотрудники департамента пожарной безопасности предупреждают постоянно, особенно бдительными североказахстанцев, живущих в частных домах, просят быть с наступлением отопительного сезона. Причем далеко не всегда возгорания случаются из-за неисправности печного отопления. Чаще всего виной тому служит несоблюдение правил пожарной безопасности.

По сообщению департамента по чрезвычайным ситуациям СКО, за прошедшую неделю в области произошло 15 пожаров. В огне погибло три человека. Сразу два человека погибли 1 октября в Аккайынском районе, селе Смирново при пожаре в частном жилом доме. С места пожара были извлечены тела мужчины и женщины. Предварительная причина пожара — неосторожное обращение с огнем, то есть курение в помещении. Еще один случай, унесший жизнь североказахстанца, произошел в областном центре.

- Второго октябре текущего года по улице Абая в 9-этажном жилом доме в двухкомнатной квартире на шестом этаже произошел пожар на площади 12 квадратных метров. С места пожара был госпитализирован мужчина 1973 года рождения с термическими ожогами. Пострадавший был в тяжелом состоянии, на следующий день он скончался, — проинформировал заместитель начальника ДЧС СКО, полковник гражданской защиты Нурлан Атыгаев — Причина пожара — неосторожное обращение с огнем.

Также за истекшую неделю произошло 15 случаев возгорания сухой травы и камыша.

- Два дня подряд второго и третьего октября в вечернее время происходило загорание сухой травы вблизи озера Кишкебиш на площади три квадратных метра. Ликвидацию загораний сотрудники службы пожаротушения проводили совместно с лесными учреждениями. Предварительная причина — поджоги. Виновные лица устанавливаются, — отметил Н. Атыгаев.

По его словам, в целях профилактики возгораний сотрудниками ДЧС, местными исполнительными органами и природоохранной прокуратурой проводятся рейдовые мероприятия. С начала пожароопасного период проведено уже более тысячи рейдов. К административной ответственности привлечено более 200 человек на общую сумму 1,3 миллиона тенге.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Куда податься?"
08.10.20

Поделиться статьёй: