В Казахстане из-за дорогого сырья, ГСМ и логистики растут в стоимости кондитерские изделия

В преддверии 8 Марта мы решили поговорить с одной из успешных бизнесвумен Петропавловска Лейлой Сайдашевой. Лейла Равильевна уже много лет возглавляет кондитерскую компанию ТОО «ViZaVi Company». Сейчас во всей стране производители сладкой продукции испытывают серьезные проблемы, связанные с ростом цен на сырье и множеством других факторов. По данным пресс-службы Минэкономики, за 2018 год сладости стали дороже на 6,6%. За минувший январь цена подросла еще на 0,5%.

ТОО «ViZaVi Company» на рынке с 2004 года. Неоднократно отмечалось наградами республиканского и международного уровня. А в 2018 году предприятие одержало победу в республиканском конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана» в номинации «Лучший продовольственный товар». Продукция североказахстанских кондитеров реализуется в Караганде, Кокшетау, Костанае, Павлодаре, Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Усть-Каменогорске. Также налажены поставки в российские города: Тюмень, Екатеринбург, Омск, Курган, Уфу, Новосибирск, Ижевск, Заводоуковск и Краснодарский край.

- Сегодня мы выпускаем 57 наименований продукции из ассортимента в 120 позиций, - рассказала генеральный директор товарищества. - Около 60 наименований сейчас не выпускаем. Такое решение мы приняли из собственных соображений – наша компания иногда «отдает» некоторые виды конкурентам, которые имитируют нашу продукцию. Сами в это время стараемся заполнить рынок чем-нибудь новым.

Но несмотря на все успехи, проблемы, захлестнувшие сферу, предприятие не миновали.

- Если говорить о финансовых результатах, то мы фиксируем отрицательную динамику в плане чистой прибыли, - отмечает Лейла Сайдашева. - Сам доход сократился примерно на 20%. При этом упала и рентабельность. Возросли на 2-3% коммерческие расходы, а производственные увеличились на 2%. На это все повлияла текущая ситуация на рынке, связанная с подорожанием сырья.

Подорожали, кстати, практически все компоненты кондитерских изделий. Поэтому финансовая нагрузка на бизнес сегодня велика максимально.

- Не только мука выросла в цене, но и масложировые изделия, сгущенное молоко, сухофрукты, фрукты, орехи, специи. Это постоянный процесс, и речь не только о сырье. Подорожали логистические, коммунальные услуги. Конечно, это все отразилось напрямую на стоимости нашей продукции. Иначе вряд ли кто из серьезных кондитеров пошел бы на этот шаг. Лично мы каждый месяц собираемся с руководителями подразделений и решаем, на чем, без потери качества и без ущемления интересов наших сотрудников, можно сэкономить, - отмечает спикер.

Отдельно стоит и вопрос конкуренции, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Она далеко не всегда бывает честной, что в условиях растущих цен на сырье приносит серьезный ущерб всей сфере.

- По сути, конкуренция нужна, так как она позволяет предприятиям становиться сильнее. Идет постоянное улучшение, бизнес «прокачивается», - считает Лейла Сайдашева. - Но без фактов недобросовестной конкуренции не обходится. Некоторые отечественные производители пытаются добиться преимуществ, снижая свои затраты, уходя от налогов, не оформляя официально сотрудников и не оплачивая ежемесячно, как это положено, лабораторные испытания, не проводя экологических экспертиз. В качестве компонентов покупают «просрочку». В итоге от этих действий проигрывают все.

На иностранных рынках, в частности на российском, казахстанские кондитерские изделия очень любят. В первую очередь, за высокое качество. Однако занять свою нишу на площадках соседней страны оказывается очень непросто.

- Имеются барьеры, мешающие выходу казахстанских производителей в РФ на серьезный уровень, - рассказывает генеральный директор ТОО «ViZaVi Company». - Так что пока у нас реализация в основном идет через каналы опта, точки категории «В» и «С» - небольшие магазины. Однако в данный момент стремительно растущие федеральные сети вытесняют эту категорию торговых площадок, в то же время не впуская кондитерские изделия из Казахстана на свои прилавки.

Для того, чтобы кондитерская сфера встала на ноги в Казахстане и смогла утвердиться на прилавках иностранных магазинов, предприниматели должны уделить особенное внимание развитию своих компаний.

- Дело в том, что мы в Казахстане абсолютно не «прокачиваем» себя в плане маркетинга, - резюмирует Лейла Сайдашева. - Откровенно говоря, именно поэтому мы и отстаем от других стран, при том что удивить покупателей отечественные производители более чем способны. Но сегодня из постсоветских стран в отрасли лидируют Россия, Прибалтика и Украина. Кроме того, производства должны постоянно модернизироваться, должны совершенствоваться логистика, система эффективного управления. И любой продукт должен приносить пользу конечному потребителю, работникам компании и партнерам. Казахстанским компаниям по силам выполнить эти задачи. И тогда можно не зависеть от предлагаемых внешних условий.


Павел Притолюк
газета "Северный Казахстан"
"В наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону"
07.03.19

Поделиться статьёй: