В карту сакральных мест Северо-Казахстанской области вошли еще шесть объектов

До недавнего времени на карте сакральных мест СКО можно было увидеть 14 объектов - мечеть "Кызылжар", Собор святых апостолов Петра и Павла, резиденцию Абылай хана, памятник батырам Карасаю и Агынтаю, а также мемориальный комплекс в честь этих батыров, музеи Магжана Жумабаева, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Ивана Шухова, поселение Ботай, археологический памятник Байкара, мазары Кожаберген жырау и Кулсары батыру и усадьбу Сарымбет. Из 14 объектов четыре первых расположены в Петропавловске.

По данным Региональной службы коммуникаций СКО, для определения сакральных мест в регионе управлением культуры, архивов и документации области создана специальная комиссия, которая состоит из ученых, профессоров вузов, историков, археологов и краеведов. Именно они на основе архивных, исторических, археологических данных определяют научное обоснование для включения объектов в карту. Недавно список сакральных объектов области дополнили еще шесть мест региона.

"Из шести объектов три - это мазар Акан сере, мазар Ногайбай би, мазар Токсан би - представлены в республиканскую комиссию для включения их в список Сакральных объектов Казахстана общенационального значения. Еще три объекта - мавзолей Сары и Суйир батыров, мазар Жансугур батыра, место захоронения Бекмагамбета Жумабаева входят в региональную карту", - рассказала директор Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликова.

Мазар Токсан би находится в районе имени Габита Мусрепова недалеко от села Западное. Токсан би Жабайұлы жил в середине ХVIII и первой половине ХІХ веков. Родился в местности, где в настоящее время расположен аул Карагаш Жамбылского района Северо-Казахстанской области. Был бием и оратором. В августе 2000 года на могиле недалеко от села был установлен надгробный камень с надписью "Тоқсан би Жабайұлы. Алдай атасы. Керей руы. ХІХ ғасыр".

В Тимирязевском районе в 4-5 км от села Докучаева расположен мавзолей Сары и Суйир батыров. Сары батыр родился в 1690 году на территории современного Докучаевского сельского округа. По некоторым данным, в 1771 году, в возрасте 81 года, Сары батыр в одном из боев был смертельно ранен. После смерти он был похоронен неподалеку от Сары батыр коргана. А недалеко от него возвышается еще один курган "Суир батыр обасы".

"Это символично, ведь оба батыра отдали свои жизни за свободу и независимость народа. Поэтому в 2009 году на месте захоронения батыров Сары и Суир была установлена памятная плита. Вскоре был разработан проект мемориала, сумма которого составила более 16 миллионов тенге. И уже в августе 2014 года состоялось торжественное открытие мемориала", - говорит Сауле Маликова.

Жители села Аралагаш Аккайынского района гордятся мазаром Жансугур батыра. Он родился в 1742 году, а умер в 1832 году. С 15 лет он возглавлял отряд казахских воинов против джунгарских захватчиков. Отряд, который возглавил Жансугур батыр, достиг больших побед в сражениях против калмыков. Похоронен батыр у озера, недалеко от села Аралагаш Аккайынского района. Могила считается святым местом.

Еще одним сакральным местом в селе стало место захоронения Бекмагамбета Жумабаева - отца великого поэта Магжана.

Мазар Акан сере расположен в Айыртауском районе недалеко от села У. Ыбрай. Он был возведен в 1993 году к 150-летию со дня рождения акына. Акан сере, Акжигит Корамсаулы был народным акыном, певцом и композитором. После себя оставил богатое музыкально-поэтическое наследие. Особенно популярна его любовная лирика: "Еркем", "Ай, көк", "Ғашықжарға" и т.д. Широко известны песни "Балқадиша", "Сырымбет", "Мақпал", "Қаранар", "Перизат".

А в селе Ногайбай района Магжана Жумабаева стоит Мазар Ногайбай би. Жил Ногайбай би в середине ХІХ – начале ХХ века. Отличался острым умом с малых лет и отлично овладел основами степного судопроизводства, наблюдал за ходом судебных разбирательств, где решения принимали знаменитые бии.

"Архивные документы свидетельствуют о том, что Ногайбай Батырбекулы несколько раз избирался волостным старшиной и служил бием в образованной в 1868 году Полудинской волости на территории нынешнего района. Звание бия он получил при поддержке аксакалов волости, которые оценили его знание казахских обычаев и традиций. Народ полюбил его за прямоту, за благородное происхождение", - рассказала директор областного архива.

Как отмечает Сауле Маликова, работа по выявлению и изучению сакральных мест продолжается. По мере выявления исторических сакральных объектов интерактивная карта СКО будет расширяться и обновляться.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"На шесть священных мест больше"
04.01.19

Поделиться статьёй: