В инспекции транспортного контроля по Северо-Казахстанской области три года подряд сотрудники попадаются на взятках

В Антикоррупционной службе рассмотрели представление об устранении обстоятельств, способствующих коррупционным правонарушениям в госоргане.

Первый заместитель руководителя департамента по противодействию коррупции Нурлан Жахин напомнил, что в ноябре 2020 года осудили главного специалиста инспекции Муканова за взятку от гражданина России за беспрепятственную перевозку груза. В марте 2021 года его руководителя Магзумова суд приговорил к пяти годам лишения свободы за получение взятки от предпринимателя за беспрепятственное передвижение пяти грузовиков с превышением веса.

В апреле этого года главных специалистов отдела контроля на автомобильном транспорте Байзақа и Сарсенова осудили на шесть лет лишения свободы за взятку в 100 тысяч тенге за беспрепятственное передвижение грузовых машин.

- Досудебное расследование установило, что сотрудники инспекции при несении дежурств на передвижных пунктах контроля не используют видеожетоны. Факты совершения уголовных правонарушений стали возможными по причине полного отсутствия контроля со стороны непосредственных руководителей. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей по контролю за деятельностью подчиненных главный специалист отдела контроля на транспорте Морозов и за отсутствие ведомственного контроля за работой подчиненных руководитель инспекции Сейталин получили выговоры, - сообщил Н.Жахин.

Руководитель инспекции говорит, что внедряются новые жетоны, которые невозможно отключить. Чтобы минимизировать коррупционные риски, сотрудникам инспекции подняли заработную плату. Если раньше главный специалист получал 110 тысяч тенге, теперь – 230.

В январе в инспекции после нескольких случаев взяточничества провели внешний анализ коррупционных рисков. Выявили 25 потенциальных рисков.

«Детально изучались нормативные правовые акты, затрагивающие функции инспекции, организацию работы по выполнению задач контроля. Риски можно разделить на несколько основных проблемных зон: низкая цифровизация процессов, оказание предпочтений определенным субъектам бизнеса и низкое техническое оснащение подразделений инспекции», - проинформировали в пресс-службе департамента по противодействию коррупции.

В Антикоррупционной службе отметили, что отсутствие интеграции аналитической системы транспортной базы данных с базой прохождения технического осмотра, программным продуктом «Тахограф», базой МВД по регистрации транспорта, приводит к риску проявления субъективного подхода при рассмотрении пакета документов оказания государственной услуги и выдачи соответствующих разрешений. Из-за несовершенства информационных систем некоторые карточки допуска, выданные на транспортные средства, имели признаки фиктивности и подлежали снятию с учета. Кроме того, информационная система позволяет сотрудникам инспекции вносить коррективы.

Отсутствие электронного оповещения перевозчиков о поступлении бланков разрешений формирует риск по оказанию предпочтений отдельным перевозчикам со стороны должностных лиц. В действующем механизме выдачи бланков есть риск предоставления незаполненного бланка. Присутствует риск проявления покровительства субъектам бизнеса путем непринятия мер по привлечению к административной ответственности.

«В соответствии с Правилами использования технических средств для фиксации фактов совершения административных правонарушений сотрудники инспекции при осуществлении транспортного контроля обязаны вести аудио- и видеофиксацию с использованием портативного носимого видеорегистратора. Установлены неоднократные нарушения требований правил, выраженные в некачественной фиксации номерных знаков, установки недостоверных данных о дате и времени фиксации, отсутствия записей по оформлению административных протоколов. Коррупционный риск, выраженный в покровительстве отдельных компаний, занимающихся ремонтом и содержанием дорог, и недропользователей, является одним из наиболее распространённых. Об этом свидетельствует уголовная практика. Коррупционные риски, выраженные в уводе от административной ответственности, представлены несколькими способами: непривлечения к административной ответственности, занижение суммы штрафа и прекращение административного производства», - проинформировали в пресс-службе.

Еще одна проблема, которую неоднократно обсуждали на заседаниях акимата с участием главы региона Кумара Аксакалова, – контроль за большегрузами на дорогах. По данным Антикоррупционной службы, транспортный контроль на линии осуществляется с использованием всего двух передвижных постов. Один из них находится вблизи приграничного пункта пропуска. Контроль по всем остальным автодорогам области, протяженность которых составляет около 9000 километров, проводится с использованием второго передвижного поста.

В Антикоррупционной службе надеются, что устранение всех коррупционных рисков остановит ставшее почти регулярным взяточничество в инспекции транспортного контроля.


Олеся Бухенская
газета "Добрый Вечер"
"Привычка брать взятки"
04.08.22

Поделиться статьёй: