В Ботаническом саду Петропавловска прошла выставка "Открытое письмо"
Здесь представлено больше 1800 открыток из личной коллекции цветовода-озеленителя Анны Ляшенко. Дополняют необычную экспозицию уникальные экземпляры из семейного архива директора сада Артура Рязапова.
Из семейного архива
Редко кто в наше время все ещё дарит настоящие открытки. Сейчас намного чаще обмениваются электронными, анимационными картинками в мессенджерах. Но им не сравниться со старыми полиграфическими открытками, подписанными вручную. Вышедшие из-под кисти талантливых художников такие открытки были настоящими произведениями искусства. Поэтому получивший открытку человек, прочитав, не выбрасывал карточку, особенно если она приходила издалека по почте: открытка часто ставилась на стол, прикреплялась к зеркалу и даже вешалась на новогоднюю ёлку в качестве памятного украшения. Во многих семейных архивах эти открытки хранятся до сих пор.
Несколько уникальных открыток на выставке в Ботаническом саду попали сюда из семейного архива его директора Артура Рязапова.
Одна из них – открытка из Венгрии с изображением пиона. Она принадлежит маме Артура Равильевича – Залие Рязаповой (в девичестве Галиулиной).
«Тогда модно было у школьников переписываться со сверстниками из стран социалистического лагеря. Ученица седьмого класса 11 школы Залия Галиулина вела переписку с одной венгерской девочкой из города Надьката. Ее звали Эржебет Боди.
Девочки писали друг другу об истории своих стран, достопримечательностях городов, о различиях в системе обучения в наших странах. Допустим, у нас в городе была и до сих пор сохранилась нумерация школ, а Эржебет рассказывала, что у них нет нумерации, вместо этого говорится, что школа находится на такой-то улице, носит имя такой-то известной личности. Также Эржебет рассказывала, что у них делается упор на изучении родного и русского».
Артур Равильевич показал самое первое письмо, пришедшее в ответ на послание Залии: «Дорогой советский друг, я венгерская ученица, я учусь в гимназии. Меня зовут Эржебет Боди. Моя семья живёт в Надькате, наша школа находится в центральном районе. Утром я хожу в школу. Я очень хочу с тобой переписываться, так как я очень люблю твою Родину. Хожу в школьный хор, я пою сопрано. Я очень люблю читать книги. А ты любишь читать книги? Несколько слов о себе. Очень люблю читать, немного рисую, в свободное время хожу в кино и реже в театр. Я очень увлекаюсь спортом.
Напиши мне об учебе, напиши, как ты учишься, как ты живёшь, как проводишь время. Жду скорого ответа. От Эржи».
В течение шести лет девочки держали связь. Когда Эржебет повзрослела и вышла замуж, связь между подружками по переписке потерялась.
Ещё одна интересная открытка из семейного архива подписана на татарском языке арабской вязью, которая использовалась до 1920-х годов и носит название «Иске имля» («Старая орфография»).
«Текст мы пытались переводить. Но так как написано от руки арабской вязью – тяжело разобрать. Но самое главное понять удалось: в открытке поздравляют девушку Магинур с праздником Курбан-байрам. Магинур – это моя прабабушка. Подписана открытка в 20 годах прошлого века. Возможно, в то время, когда уже ввели латиницу, но многие ещё использовали старую письменность», – рассказывает Артур Рязапов, осторожно держа в руках семейную реликвию.
К слову, неслучайно названа выставка "Открытое письмо".
«Дело в том, что на многих открытках сохранились переписки людей из разных городов и даже стран. При этом часто даже конверт был не нужен: открытка подписывалась с обратной стороны, – рассказывает Анна Ляшенко. – Писали на таких открытках не только поздравления с праздниками и пожелания, но в нескольких строчках старались рассказать и о самых важных событиях, произошедших в их жизни. Например, на одной из открыток женщина по имени Мария писала маме, что у нее родился пятый ребенок. Сыночка назвали Ванечкой. Кто-то делился, что ребенок сделал первые шаги, у других – пошел в первый класс. Кто-то писал, что поступил в колледж, кто-то устроился на работу, а кто-то получил жилье... Но встречаются открытки и с печальными известиями. Попадались, например, даже о смерти близкого человека. «Уже несколько дней нет с нами Фроси...». Перечитывая все эти весточки, невозможно оставаться равнодушным: за одних радуешься, вместе с другими грустишь. Думаю, можно написать целую книгу по открыткам».
Любимые с детства
Собирать открытки Анна Ляшенко начала, когда ещё училась в начальной школе.
«Помню, что любила срисовывать с них картинки. Но когда уехала учиться в город, коллекция осталась дома и, к сожалению, не сохранилась. Единственная открытка, которую я забрала с собой вместе с дорогими мне фотографиями и которую храню по сей день – от одноклассников. Подарили мне ее в классе шестом. Я тогда болела, и ребята пришли классом поздравить меня с днём рождения», – вспоминает Анна.
В студенческие годы она возобновила увлечение и больше уже не расставалась со своими открытками.
«Жалко, что сейчас открытки почти не дарят на праздники, редко кто ещё сохраняет эту традицию. Для меня каждая подаренная открытка на вес золота. Все их я храню и очень люблю. Эту открытку крестная мне дарила в годы учебы: пожелала мне здоровья, счастья, настроения, стать настоящим дизайнером и открыть свое агентство», – рассказывает Анна, демонстрируя дорогую сердцу открытку.
Но большинство открыток в коллекции Анны адресованы не ей. Это почтовые карточки, которые люди отдавали ей из семейных и личных архивов, узнав о ее увлечении филокартией.
«Тёти, бабушки, соседи пачками отдавали. Около десяти открыток мне как-то подарила наш почтальон, когда узнала, что я их собираю. А уже перед открытием этой выставки одна девушка, тоже узнав, что мы готовим экспозицию, подарила коллекцию открыток с цветами. Они здесь на выставке есть», – говорит коллекционер.
Скоро коллекцию Анны пополнят открытки из Беларуси.
«Подруга-коллекционер кукол, посмотрев на мои открытки, тоже загорелась и увлеклась филокартией. Я отправила ей экземпляры, которые у меня повторяются. А она мне в ответной посылке пришлет открытки белорусские», – поделилась Анна.
Сейчас в коллекции Анны Ляшенко около 2 тысяч открыток. Все это советские почтовые карточки разных годов выпуска, самые старые – середины 50-х годов. Открытки отличаются размерами, напечатанные на разной бумаге. Есть голографические. Несколько фотооткрыток. А большинство, конечно, рисованных. Это каждому знакомые серии открыток художников Ю. Ясюкевича, О. Юрасовой, В. Юрасова, Т. Ожеговой, С. Комаровой, А. Исакова, М. Лунина, В. Макарова...
И, конечно, Владимира Зарубина. Зайчики поют в хоре, медвежонок рисует весенний лес за мольбертом, улыбающийся во весь свой заячий рот зайчонок с букетом цветов и открыткой бежит поздравить кого-то с 8 марта, ёжик дарит леденец и подснежники ежихе, гномы залезли на елку и раскачиваются на новогодних игрушках... Каждая открытка кисти Владимира Зарубина – это не статичная картинка, а маленькая сказочная история. Всего за более чем 30 лет Владимир Зарубин создал около 300 сюжетов, которые напечатали на полутора миллиардах (!) почтовых открыток.
Пожалуй, не было в СССР семьи, в которой не было бы зарубинских открыток. Его обаятельные зверюшки завоевали сердца и сотен тысяч филокартистов на просторах бывшего СССР, в том числе и нашей Анны Ляшенко.
«Мои любимые открытки принадлежат кисти художника Зарубина. Когда новые открытки попадают в коллекцию, сразу узнаешь художника по манере и стилю. В детстве дома очень много было открыток этого автора, многие из них есть сейчас в коллекции, но, к сожалению, не все», – говорит Анна.
Лучшие экземпляры из собрания коллекционера можно увидеть на выставке в Ботаническом саду.
Добрая традиция
Напомним, это уже не первая выставка Анны Ляшенко. Ранее посетители ботанического сада могли увидеть часть её огромной коллекции советских игрушек, которая насчитывает около двух тысяч кукол.
А весной прошлого года здесь же состоялась выставка кукол Barbie, на которой было представлено порядка 420 кукол из личной коллекции, в том числе репродукция самой первой Барби.
А под занавес 2023 года в ботаническом саду работала выставка Дедов Морозов. Здесь было представлено больше 80 фигурок главных символов Нового года из личной коллекции цветовода-озеленителя.
Традиция организовывать тематические экспозиции в стенах ботанического сада начал его прежний хранитель Равиль Хасанович Рязапов и она поддерживается и сейчас.
Выставка "Открытое письмо" продлится до середины июня 2024 года.
«Даже несмотря на то, что экспозиция находится в помещении, сюда попадает активное солнце, и чтобы открытки не выгорели, решили не проводить выставку долго. Так что в ближайшее время ждём всех желающих увидеть нашу экспозицию», – говорит Артур Рязапов.
Чтобы посетить выставку, отдельный билет приобретать не нужно. Пройти на выставку можно по единому билету в ботанический сад на кассе. Стоимость для взрослых - 600 тенге, для пенсионеров - 500, детский – 400 тенге, для детей до 3-х лет бесплатно. Посетители смогут не только полюбоваться коллекцией, но и прогуляться по территории сада, посетить оранжерею и живой уголок. Ботанический сад работает в будни с 9 до 17 часов. В выходные и праздничные дни – с 10 до 18.
По возникшим вопросам обращайтесь по телефону 8 (7152) 33-65-12.
газета "Неделя СК"
"Открытое письмо"
30.05.24
Поделиться статьёй: