В арт-галерее «Ботай» в Петропавловске состоялось открытие персональной выставки художника из Алматы Шамиля Гулиева

Новый выставочный зал, не так давно распахнувший двери для зрителей, сразу стал пространством погружения в культурное и духовное наследие тюркского мира. Первая же экспозиция - насыщенная, глубокая и концептуально выверенная - задала высокую планку для будущих проектов.

Центральной частью выставки стала серия «Марки Турана», созданная еще в 2003 году, но не утратившая своей актуальности и выразительности. Более 20 полотен выполнены в редкой технике ассамбляжа - автор сочетает натуральные материалы, такие как войлок, кожа, перья, бусины, жемчуг, стеклярус и ракушки. Такой подход превращает каждую «марку» в фактурный, многослойный объект, вбирающий в себя элементы декоративного искусства, этнографии и изобразительной символики.

Шамиль Гулиев предстает перед зрителями не просто как художник, но как исследователь сакрального пространства истории. Его внимание сосредоточено на перекрестке времен и культур, где мифы становятся инструментом осмысления настоящего. В центре его работ - Туран, образ утопического мира, символической родины многих тюркских народов. В каждой из «марок» - отражение мифологических сюжетов, легенд, преданий, передающихся из поколения в поколение в разных уголках Евразии: от казахской степи до заснеженных просторов Саха, от бурятских преданий до башкирских сказаний.

Открытие прошло в теплой и вдумчивой атмосфере. Посетители - художники, искусствоведы, студенты, жители города - задерживались у каждой работы, рассматривали детали, возвращались к понравившимся экспонатам. Среди гостей звучали сравнения с музейными коллекциями и даже с марками реальных стран, но, как подчеркивал сам автор, Туран - это не география, а идея.

Член Союза художников РК, кавалер ордена «Құрмет» Болат Асербеков отметил: «Мы с Шамилем Гулиевым учились в одном институте, стали друзьями. Но, пожалуй, важнее не это. Главное - каким оказался его путь в искусстве. Он словно родился художником. Это не просто выбор профессии - он не мог быть кем-то другим».

«Мало кто знает, но Шамиль - ещё и поэт. Настоящий, серьёзный поэт. Просто он никогда не стремился публиковаться - человек скромный, не гонится за признанием. А ведь это тоже часть его творчества. Как и его живопись, графика. Особенно хочу отметить серию графических работ, которую он создал в 1990-х годах, когда год жил в Стамбуле. Это очень сильная, выразительная серия, выполненная в авторской технике.

Сейчас он экспериментирует в живописи. Это уже не классическое направление, а что-то иное - требует от зрителя подготовки, внутренней готовности к диалогу. Шамиль - человек чрезвычайно начитанный, глубоко знающий. Иначе он бы не смог так работать. Его произведения - это результат кропотливого, почти ювелирного труда. Посмотрите внимательно: каждое полотно - ручная работа, никакой компьютер или техника здесь не участвовали. Он может часами, днями, неделями работать над одной композицией. Мы даже шутим по этому поводу - у него невероятное терпение.

К сожалению, сейчас он немного приболел. Но мы надеемся, что он сможет принять участие в симпозиуме, который планируем проводить. Он представляет Кабардино-Балкарию, город Нальчик, хотя с 1975 года живёт в Казахстане. С 15 лет - сначала художественное училище, потом институт, и с тех пор вся его жизнь - здесь», - рассказал друг художника.

Он отметил, что Шамиль - член Союза художников Казахстана. Его работы находятся не только в музеях и галереях нашей страны, но и в частных коллекциях за рубежом. Его творческий путь впечатляет.

По словам Болата Асербекова, Северо-Казахстанская область может по праву гордиться тем, что выставка такого мастера приехала в Петропавловск. Его картины нужно воспринимать в тишине, в одиночестве. Они говорят, если умеешь слушать. Там есть над чем задуматься.

Сам художник отметил, что для него эта выставка - особенная. Во-первых, она приурочена к его 65-летию. Во-вторых, именно в Петропавловске - городе с богатой историей и глубокими культурными корнями - он хотел показать эти работы, поскольку здесь, на севере Казахстана, тема кочевой цивилизации, её символов и памяти звучит особенно сильно.

Североказахстанской художник Вячеслав Смирнов с восторгом воспринял работы Шамиля Гулиева: «Прежде всего, меня поразила техника, в которой работает художник. Это совершенно иной подход - например, использование войлока. Я, честно говоря, восхищён. Работы действительно сильные, очень качественные. У нас, конечно, тоже работают в подобных техниках, но гораздо слабее.

Вот, допустим, одна из работ - выполнена в крайне сложной манере. Визуально кажется, что это масло, но техника настолько тонкая, трудоёмкая, что с первого взгляда и не поймёшь, как она сделана. Я обязательно спрошу у автора, каким способом он добился такого эффекта.

В целом выставка, конечно, шикарная. Для меня многое здесь в новинку. Особенно, повторюсь, впечатлили картины из войлока - сделаны превосходно, с большим вкусом и внутренним содержанием. Видно, что каждая работа несёт в себе определённый смысл. Возможно, я сам ещё не до конца понимаю, что именно хотел сказать художник, - нужно спрашивать, уточнять. Там и цифры, и года - всё это, наверное, не случайно, всё имеет значение», - сказал Вячеслав Смирнов.

Помимо «Марок Турана» выставку дополнили четыре живописных полотна, в которых Гулиев продолжает исследовать прошлое, но уже сквозь призму образов современного Казахстана. Здесь центральное место занимает лошадь - как символ степного бытия, как связующее звено между человеком и природой, как культурный код, зашифрованный в языке, традициях и национальном сознании. Этот образ неслучайно так важен именно в галерее «Ботай», ведь она названа в честь археологической культуры, где, как считается, впервые в истории человек начал приручать лошадь.

Выставочное пространство также украсили две скульптуры - они как бы завершают круг рассказа, продолжая и усиливая основной замысел автора. Эти объемные формы словно вырастают из тех же мифов, что и «Марки», и приглашают зрителя не просто посмотреть, а почувствовать связь времен, материальную и духовную плоть культуры, которая жива в каждом народе, в каждом символе, в каждом движении руки художника.

В период работы выставки планируется проведение экскурсий и творческих встреч. Кроме того, в рамках выставки пройдут интервью с художниками, искусствоведами и деятелями культуры, которые поделятся своим взглядом на творчество Шамиля Гулиева и важность подобных проектов для культурной жизни региона.

Именно такие выставки превращают художественные галереи в точки соприкосновения с культурной памятью, а искусство - в живой диалог между прошлым и настоящим.


Вадим Мударисов
газета "Неделя СК"
"Мифологический мир Шамиля Гулиева"
24.07.25

Поделиться статьёй: