В архивах хранятся тысячи имен невинно репрессированных граждан

По данным исследователей, в период с 1920 по 1939 годы число жертв политики тоталитаризма достигло 4 миллионов. Несмотря на то что реабилитация жертв политических репрессий в Республике Казахстан идет уже долгие годы, до сих пор работы остается очень много, десятки тысяч архивных дел еще ждут своей очереди.

Россиянка Елена Робертовна Нельде благодаря помощи председателя Северо-Казахстанского ОО «Память» Болата Сагындыкова не так давно узнала, где и как был репрессирован ее прадедушка, и в жаркий августовский день посетила Стену памяти Петропавловска с именами братьев Нельде.

«Меня давно интересовали мои родственные связи, история семьи и судьбы ее членов. Занявшись поисками три года назад, я никогда не думала, что это будет так тяжело, долго и грустно. К сожалению, непосредственные свидетели и участники тех трагических событий в большинстве своем уже ушли из жизни. Очень жалею, что не занялась этим раньше, но тогда как-то было не принято расспрашивать о прошлом, тем более таком тяжелом и трагичном. А теперь я чувствую, что для меня пришло то время, когда я сама должна это сделать и узнать о судьбе близких», - поделилась Елена Робертовна. Она рассказала, что во время поиска все дороги ее вели в Казахстан, и, когда в сети Интернет она вышла на Ассамблею народа Казахстана и позвонила туда, ей сказали, что есть замечательный человек Сагындыков Болат Магазович, и дали его телефон.

«Когда я первый раз ему позвонила в 2020 году, мы проговорили с ним больше часа. Он рассказал мне о том благородном деле, которым занимается уже много лет, - восстановлении имен невинно репрессированных, о Стене памяти, построенной по его инициативе в Петропавловске. Мы так друг к другу прониклись, что когда, наконец, встретились, то я восприняла его как близкого родственника», - с волнением говорит Елена Нельде.

В теплый августовский день это была первая встреча председателя Северо-Казахстанского ОО «Память» Болата Сагындыкова и Елены Нельде. Женщина приехала из России, чтобы почтить память погибших родственников. «Здесь мои родные - прадедушка Федор Лукьянович Нельде, а также его братья - Роберт, Густав и их зять Христиан. Все они пострадали в период массовых репрессий.

Елена Нельде рассказала, что поначалу у всех было свое хозяйство, но потом, когда стали образовываться колхозы, все братья одними из первых вступили в колхоз. Федор Лукьянович был председателем колхоза «Колос», братья работали там же в разных качествах.

«Один был бухгалтером, другой - кузнецом, просто рабочим на току. Работали, приносили пользу государству, людям, но судьба сложилась по-другому...» - со слезами на глазах рассказывает Елена Робертовна Нельде.

«В 1936 году их в числе многих арестовали по доносу, завели дела. Одному из товарищей по несчастью быстро дали расстрел, посчитав его организатором вражеского гнезда, а дедушку вместе с братьями отправили в места заключения в разные лагеря. Следы одного из братьев я нашла в Магадане, другого - в Свердловской области, где он и скончался, еще двух братьев, к сожалению, найти не могу до сих пор.

В ходе поисков я знала, что благодарная земля Казахстана мне поможет, ведь я не просто так приехала сюда, а надеюсь когда-нибудь до конца узнать место последнего упокоения моих родных», - говорит Елена Нельде.

Прадедушка Елены Робертовны, несмотря на все тяготы лагерей, остался жив. Два его сына в 1942 году были отправлены в труд-армию в Пермский край, куда позднее на воссоединение семьи было разрешено выехать и прабабушке Елены Робертовны с детьми. Позднее смог вернуться к ним и Федор Лукьянович Нельде.

Женщина рассказала, что родни у нее много, она разбросана по всему миру. Большая часть живет в Германии, в России, есть и здесь, в Казахстане.

«Теплые чувства к казахам и Казахстану сильны у меня и моей родни. Причем они идут из далекого прошлого. В 1907 году по программе переселения их предки приехали в Казахстан, и казахи помогали им чем могли, хотя и сами были далеко не богаты и нуждались. С тех пор добро казахов отзывается благодарностью в их сердцах. Забываются подробности жизни, но эта неоценимая помощь, без которой неизвестно, чем бы окончилось их переселение, навсегда записана в генетическую память людей», - говорит Елена Робертовна.

«Мемориал я сегодня увидела в первый раз, но всегда смотрела в Интернете репортажи с Дня памяти жертв политических репрессий 31 мая. Хотела приехать еще в прошлом году, но получилось только сейчас. Я не могу сдержать слез, глядя на эти фамилии на стене. Знаю, что они были все сильные. И это не только мои родственники - здесь 7600 фамилий, и у каждого, может, даже похуже судьба. Кто-то, может, даже не знает, где его родственник. Мы благодарны Болату Магазовичу за то, что он делает, а также директору Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликовой и еще многим людям, не оставшимся равнодушными», - с волнением говорит женщина.

Десятки тысяч архивных дел еще ждут своей очереди.

Кстати, ранее директор Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликова рассказала: «Мы обнаружили, что из более чем 8 тысяч осужденных нереабилитированных - более 6 тысяч. По 58-й статье осужденных 200 человек, из них крупные баи, которые вообще не были реабилитированы, - их почти 90 человек. Эта работа продолжается, мы знаем, что в 30-е годы сюда было депортировано 130 тыс. человек народов, проживающих на территории СССР. По ним тоже идет процесс выявления документов по реабилитации».

Болат Магазович Сагындыков рассказывает, что однажды стоял на крыльце театра им. Н.Погодина и наблюдал, как рядом бульдозер сносит старое здание, в котором находился НКВД. А ведь в этом здании пытали и отца Болата Магазовича. Тогда у него и зародилась мысль сделать здесь какое-то памятное сооружение. За несколько лет Болату Сагындыкову пришлось обить немало порогов в акиматах, прежде чем было принято решение построить Стену памяти. Сейчас на стене 7630 имен, полученных из архивов КГБ и НКВД.

После открытия мемориала список регулярно пополняется новыми фамилиями. К Болату Магазовичу, кроме казахстанцев, обращаются люди из соседних российских областей с просьбами помочь в поисках своих родственников, сгинувших в жерновах сталинских репрессий. Иногда это удается, иногда нет.

Болат Сагындыков помогает семьям найти пропавших в годы репрессий родственников. Но вопросов ещё очень много, и далеко не все имена пострадавших от тоталитаризма известны. В том числе и у героини этого материала Елены. Двух братьев Федора Нельде после репрессии не нашли до сих пор, их судьба по-прежнему остается неизвестной…


Вадим Мударисов
газета "Северный Казахстан"
"Горькая память народа"
10.08.23

Поделиться статьёй: