В 2020 году отмечается 750-летие Золотой Орды, Улуса Джучи хана

В наши дни историческая наука Казахстана порой испытывает взлет изысканий, в которых, как ни странно, запевалами становятся не специалисты этой отрасли, а так называемые «ура-патриоты», журналисты, деятели других сфер культуры. Да, отечественная история полна белых пятен на просторах прошлого. К сожалению, на собственной истории бывают больше сосредоточены те, кто плохо представляют общую картину будущего страны, народа.

Программы «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи», «Культурное наследие», «Асыл мұра» нацеливают на интеграцию знаний о прошлом с проектами будущего. Непонимание этого важного момента приводит к тому, что иные толкователи исторических процессов приходят к заключению, что опыт кочевой цивилизации дает право надеяться на обеспечение благ в светлом будущем без каких-либо материальных и духовных затрат, без корректив государственной идеологии.

На подобные размышления наводит информация об археологических раскопках в окрестностях аула Береке Уалихановского района нашей области на месте уникального памятника Кызылоба, относящегося к эпохе Золотой Орды, в которую, согластно архивным источникам, некогда входила территория современного Казахстана. Обратим внимание на следующее обстоятельство. Лексическая составляющая «оба» в названии памятника означает понятие курган, сакральное место. Кызылоба.

Период средневековья в Северном Казахстане до сих пор представляет собой малоизученную тему, поскольку археологические исследования здесь касались в основном эпохи каменного и бронзового веков. Поэтому недавние раскопки мавзолея Кызылоба близ аула Береке являются открытием для ученых, изучающих период средневековья.

Научно-археологический проект Кызылоба был инициирован институтом социально-гуманитарных исследований «Рухани жаңғыру» СКУ им. М. Козыбаева. Был заключен договор с Павлодарским государственным педагогическим университетом (ПГПУ), подтверждены рецензии на археологические работы. Большую поддержку оказал акимат Уалихановского района в лице акима М.Оспанова, кстати историка по образованию.

Как известно, экспедиция по изучению данного объекта была организована в сентябре 2019 года СКУ им. М. Козыбаева совместно с «Margulan centre» Павлодарского государственного педагогического университета. Инициатором выступил известный специалист в области археологии Тимур Смагулов, возглавляющий «Margulan centre», который на основе письменных и архивных источников, оставленных Алиханом Букейхановым и Алкеем Маргуланом, установил место расположения данного археологического памятника. От СКУ активное участие принимал преподаватель Орал Кусаинов в качестве руководителя группы студентов обучающихся по специальности «История».

Организационные мероприятия носили первичный характер. Из семи курганов работы проведены лишь на северо-восточной части одного из них. Налицо открытие целого городища, уникального памятника средневековой городской культуры. До сего времени ученым и специалистам подобные археологические памятники были известны только на юге и западе Казахстана. Это не праздные суждения случайных свидетелей, а мнение специалистов, непосредственно проводивших раскопки.

К сожалению, у нас бывают случаи своеобразной спекуляции, допускаемой отдельными специалистами, преподавателями: не участвуя в археологический раскопках, они выступают в СМИ как очевидцы и знатоки данного объекта.

Кызылоба представляет собой уникальный археологический памятник, который на удивление и радость ученых-историков и специалистов сохранился до наших дней. Известно, что А. Букейханов участвовал в статистической экспедиции историка Ф.Щербины, работавшей на территории Казахстана в 1896-1903 гг., после принятия «Временных Положений о степном крае 1867-1868 гг.». Та экспедиция была организована Главным управлением земледелия и землепользования Российской империи, целью которой являлось изьятие пригодных земель для земледелия у казахского населения. А.Букейханов в то время был студентом третьего курса Петербургского лесотехнического института. Экспедиция изучала территорию Казахстана на предмет возможности массового переселения крестьян в степные регионы.

Территория, на которой расположен исследуемый сейчас памятник, в то время относилась к Акмолинскому уезду Коржункульской волости (современный Уалихановский район СКО) и не подверглась заселению только потому, что она была признана непригодной для земледелия. Возможно, потому это захоронение и сохранилось - при распашке земель вероятность его обнаружения увеличилась бы.

За время участия в работе экспедиции Алихан Букейханов накопил большой объем фактического материала по экономике, этнографии и культуре Казахстана. В дальнейшем он был использован во многих публикациях, в том числе в заметках «Список обам на реке Слеты (современное название реки – Селеты - Прим. автора)», которые вошли в «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского Императорского русского Географического общества (ИРГО)» 1907 г., где есть прямое упоминание памятника Кызылоба, а также сведения о других памятниках из жженого кирпича на берегах данной реки. В заметках говорится, что местные жители украдкой разбирали мавзолеи для хозяйственных нужд. Особо отмечался тот факт, что кирпичи имели квадратную форму и отличались отменным качеством.

Свои статьи А. Букейханов подписывал псевдонимом Степняк. Как патриот он с тревогой отмечал, что родоплеменные урочища казахского населения неизбежно отойдут в пользование переселенцев и тогда многие археологические памятники будут разрушены. Так случилось и во время создания Петром Великим кунсткамеры, когда многие древние курганы и захоронения были разграблены без какого-либо научного подхода.

По воспоминаниям А. Букейханова, памятник Кызылоба хорошо сохранился. Он считался у коренного населения святым местом, не пострадал в период распада Золотой Орды, междоусобных феодальных войн и джунгарского нашествия. Само по себе прекращение жизнедеятельности городища было вызвано, скорее всего, природными катаклизмами, возможным изменением русла реки Селеты. В записках А. Букейханова имеются сведения о старом городище, записанные со слов местных жителей.

Известный казахстанский ученый-археолог и историк А. Маргулан активно занимался изучением и систематизацией средневековых памятников на территории Казахстана. В своей работе «Остатки оседлых поселений в Центральном Казахстане» А.Маргулан попытался локализовать в долине р. Силеты ряд городищ и мавзолеев, упомянутых в записках российского академика И. Фалька. В советское время тема Золотой Орды по понятным идеологическим мотивам мало привлекала исследователей, что не могло не отразиться и на изучении средневековых памятников на территории Казахстана и Средней Азии.

Чтобы представить градостроительство периода Золотой Орды, приведу в пример ее столицу Сарай Бату. Основанный Бату ханом - сыном Джучи хана, это был крупный город того времени, построенный после похода в Западную Европу. Позже его стали называть Сарай Берке, в честь преемника Бату хана. В период правления Менгу Тимура это, без преувеличения, один из наиболее крупных городов средневековой Европы.

Профессор Ф. Баллод, проводивший раскопки Сарая Бату в 1922 г., утверждал, что его площадь ровнялась приблизительно 36 кв. км. Город был расположен на восьми холмах и тянулся на 12 км вдоль притока Ахтубы и километра на три вглубь от реки Едель (Волга). Построенный в XIV веке в течение 30-50 лет, он поражал воображение современников. Известный путешественник того времени Ибн-Баттута писал о нем: «Город Сарай - один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами». Впоследствии он подвергся захвату со стороны Ивана Грозного. Позже, в XIX веке, его разрушенные строения настолько удивили своей красотой А. Пушкина, что он упомянул о нем в поэме «Сказка о царе Салтане».

Думается, здесь уместны такие сравнения. В XIII веке в Риме проживало порядка 35 тыс. человек, в Париже в XIV в. - 58 тысяч, а в Сарай Береке в этот отрезок времени проживало около 100 тысяч человек.

Результаты исследований, проведенных в последние годы казахстанскими археологами на городище Бозок у г. Нур-Султана, в мавзолеях Ботагай, Жанибек, Шалкар (Акмолинская область), мавзолеях Аулие-коль, Калбасунская башня (Павлодарская область), Абат Байтак, Кобланды батыр (Актюбинская область), Жайык (Западно-Казахстанская область), позволяют уверенно говорить о существовании в степной зоне Казахстана культурно-политических центров, сопоставимых с уже известными и хорошо изученными золотоордынскими центрами Хорезма, Улытау, Урало-Поволжья и Крыма.

На сегодня Уалихановский район СКО после открытия памятника Кызылоба приобрел перспективы в плане изучения средневековой истории Казахстана.

Как уже упоминалось, здесь к раскопкам приступили в сентябре 2019 года. В силу погодных условий они носили рекогносцировочный характер. Целью ставилось получение предварительных данных о хронологической принадлежности, степени сохранности и целесообразности дальнейшего полномасштабного археологического исследования объекта.

В процессе раскопок был вскрыт участок северного сектора мавзолея площадью 100 кв.м, в котором выявлен хорошо сохранившийся северо-восточный угол сооружения. Стены мавзолея были возведены из кирпича. Кладка производилась на глиняном и алебастровом растворе (ганче). Ширина основания северной стены 2,45 м, высота 0,87 м. Ширина восточной стены 2,3 м, высота 0,92 м. Помимо этого, было обнаружено множество обломков керамических сосудов-чигирей от водоподъемных механизмов, что подтверждает былое наличие поливной системы орошения.

В ходе раскопок обнаружено внутреннее помещение, представлявшее собой фрагмент семейной усыпальницы-гурханы с кирпичным полом, на котором зафиксированы остатки четырех ступенчатых надгробий из жженого кирпича, выложенных в виде так называемого «ложного свода». Одно из погребений, представляющее собою кирпичный склеп, оказалось непреднамеренно разрушенным в недавнем прошлом при сооружении топознака. В заполнении склепа вместе с останками человека найдены золотая серьга в виде вопросительного знака с подвеской и бирюзовыми вставками, а также две декоративные миниатюрные серебряные нашивки.

Также в ходе археологической разведки местности и анализа спутниковых снимков и материалов аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов выявлены многочисленные следы древней ирригации в виде плотин и арыков, что является свидетельством развитого оседлого земледелия и может, в свою очередь, указывать на былое расположение здесь поселений. Это аргументирует гипотезу академика А.Маргулана о существовании в древности на территории Северного Казахстана памятников средневековой городской культуры. О том, что в древности на этой территории люди занимались земледелием, указывает также А. Букейханов в своей работе «Русские поселения в глубинах степного края».

Раскопки мавзолея в урочище Кызылоба являются продолжением реализации государственной программы «Культурное наследие Казахстана», принятой по инициативе Первого Президента Казахстана в 2004 году.

Елбасы Нурсултан Назарбаев писал: «В нашей стране нет египетских пирамид и римского Колизея, но роль номадов, живших в древности на территории Казахстана, неоценима не только для Евразии, но и для мировой истории. Мы должны на мировом уровне показать величие степной цивилизации – это одна из главных задач программы «Культурное наследие».

Открытие памятника средневековой городской архитектуры в Северном Казахстане приоткрывает новые страницы истории Казахстана, связанные с формированием государственности на территории Сарыарки в эпоху Золотой Орды и Казахского ханства. Слабая изученность памятников данного периода на севере страны, необходимость воссоздания полномасштабной картины культурно-исторических и экономических процессов на территории степной Евразии в XIV-XVI вв. подчеркивают актуальность дальнейших исследований.


Сабыр Ибраев
газета "Северный Казахстан"
"Кызылоба - от прошлого к будущему"
18.02.20

Поделиться статьёй: