В 2020 году департаментом Агентства РК по противодействию коррупции по СКО было зарегистрировано 54 преступления

37 из них (69%) - по коррупционным фактам. Изобличено пять первых руководителей государственных органов, а причиненный ущерб составил более 450 млн. тенге. В ведомстве подвели итоги прошедшего полугодия.

Окончено производством 84 уголовных дела, из них в суд направлено 36 дел. Причиненный ущерб по оконченным уголовным делам составил 458,2 млн. тг, из которого возмещено 98,6% (451,8 млн. тг.) Изобличено пять первых руководителей государственных органов, в том числе руководитель КГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования акимата СКО», первый заместитель начальника отдела полиции района Шал акына ДП по СКО, заместители акимов Акжарского и Есильского районов, а также аким Заградовского сельского округа Есильского района. Осуждено 12 лиц, из которых шесть приговорены к лишению свободы, пять – к штрафу и один к ограничению свободы.

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по СКО ведет непрерывную работу не только по выявлению самих фактов преступлений, но и усилению мер в сфере противодействия коррупции и причин ее возникновения. По линии превенции коррупции за 6 месяцев 2020 года проведены внешние анализы коррупционных рисков в восьми государственных органах, отметил руководитель департамента Агентства РК по противодействию коррупции по СКО Ернар Баянгазин.

НУЖНА ПРОЗРАЧНОСТЬ

Так, был проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в результате которого было дано целых 19 рекомендаций, направленных на устранение предпосылок совершения коррупционных правонарушений.

К примеру, специалистами было установлено, что стандарт услуги «Субсидирование убытков перевозчика, связанных с осуществлением автомобильных пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям в межрайонном, внутрирайонном, городском (сельском) и пригородном сообщениях» начал действовать только с ноября 2019 года. До этого процедура субсидирования оказывалась в рабочем порядке и имела признаки «скрытой государственной услуги». В результате были подписаны акты выполненных работ, которые перевозчики предоставляют лично в руки исполнителям. Но самая главная особенность услуги заключается в том, что перевозчик вынужден ежемесячно обращаться в управление за оказанием госуслуги в указанные в Правилах сроки.

В антикоррупционном департаменте считают, что при личном контакте образуется риск исправления имеющихся ошибок, предоставления недостоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров при подаче документов. Все это также может «корректироваться» при подаче документов за отдельное вознаграждение.

- А потому мы полагаем, что необходимо внедрение прозрачной системы учета пассажиров, которая позволит оценить убыточность маршрута и провести подсчет пассажиров в электронном формате. Для решения подобных задач внедряются системы электронного билетирования по аналогии с системой «Онай», - сказал Е. Баянгазин.

Немаловажен и тот факт, что, помимо автоперевозок, субсидируются железнодорожные перевозки, однако эта процедура вообще до сих пор не включена в Реестр государственных услуг. А механизм субсидирования железнодорожных перевозок осуществляется по тому же алгоритму, что и автомобильных.

Несмотря на то что правилами установлен исчерпывающий перечень предъявляемых требований для участия в конкурсе, требования к конкурсным процедурам зачастую игнорируются, а потому в департаменте считают, что члены предконкурсной комиссии формально подходят к проводимой работе, что создает реальные условия для коррупционных проявлений.

- То же самое можно сказать и о практике осмотра техники, когда в большинстве случаев оценка транспорта проводится без обязательного участия сотрудников административной полиции. Соответственно, дополнительно к справке от участников конкурса требуется акт осмотра техники, подписанный этим сотрудником, - сказал Е. Баянгазин.

Он также отметил, что нарушаются и права предпринимателей, для которых создают дополнительные административные барьеры, требуя лишние документы, не предусмотренные Правилами. А представители местных исполнительных органов допускают непосредственные контакты членов предконкурсной комиссии с конкурсантами вне отведенной смотровой площадки. Не исключено, что они могут «договориться», ведь такие контакты порождают прямые коррупционные риски.

ИСКЛЮЧИТЬ РИСКИ

Также ранее сообщалось, что в ходе анализа коррупционных рисков специализированного отдела по обслуживанию населения было выявлено, что на балансе спецЦОНа находится 13 единиц автотехники, четыре из которых арендованы, а прицепы и вовсе отсутствуют. Таким образом, экзамены по вождению для категорий ВЕ, СЕ и С1Е принимают непосредственно в автошколах. Это не только неудобно, но и создает возможность для проявления бытовой коррупции.

Кроме того, на аренду транспортных средств ежегодно расходуется большое количество бюджетных денег. К примеру, только в 2019 году на эти цели было потрачено более 21,5 млн. тенге. В антикоррупционном ведомстве считают, что приобретение указанных транспортных средств сократит расходы бюджетных средств в будущем, а также позволит существенно сократить коррупционные риски.

Еще один интересный момент – количество попыток для сдачи практического экзамена по вождению. При анализе выяснился факт, когда североказахстанец сдавал его 30 раз подряд. Оказывается, единственным ограничением при сдаче такого экзамена является условие «через день», при этом количество попыток никак не регламентируется. Это обстоятельство повышает износ автотранспортных средств, нагрузку на лиц, проводящих экзамен, и способствует возникновению доверительного контакта между сдающим и принимающим экзамен, что может способствовать коррупционному проявлению. А потому представители антикоррупционного ведомства рекомендуют ограничить количество бесплатных попыток практической части экзамена до трех раз с последующей официальной оплатой. А также запретить или перенести экзамен при отключении камеры видеонаблюдения в салоне автомобиля, на котором происходит сдача. Сейчас же результаты практического экзамена, независимо от наличия видеозаписи, признаются действительными. Такой порядок несет в себе коррупционный риск: как в такой ситуации можно быть уверенным, что экзамен по вождению сдает именно претендент на водительское удостоверение, а не его более опытный товарищ или вообще инструктор?

Выявленные факты свидетельствуют о несовершенстве некоторых законодательных актов, ведомственных приказов и стандартов оказания государственных услуг, а потому департамент сформировал предложения по внесению в них некоторых изменений.

В НЕСКОЛЬКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ

- Говоря о линии добропорядочности и партнерства, мы определили три ключевых направления: искоренение бытовой коррупции и создание комфортных условий для граждан, общественный контроль, и одно из ключевых направлений - это формирование антикоррупционной культуры, - рассказал Е. Баянгазин. Он также отметил, что такие задачи невозможно решить силами только госорганов. Поэтому в проектные группы были приглашены представители неправительственных организаций, СМИ и неравнодушные граждане - жители нашего региона.

Первое направление - самое емкое по объему и содержанию работы. Здесь реализуется сразу три проекта. Это «Адал жол» - искоренение коррупции в сфере пассажирских перевозок. Путем проведения тематического мониторинга выявляются такие факты, как провоз безбилетных пассажиров и наличие посредников. Только в 2020 году уже было выявлено 17 фактов безбилетного провоза граждан.

Следующий проект направлен на защиту прав предпринимателей. Он так и называется - «Защита бизнеса и инвестиций», или PBI. Его основная задача - исключение бюрократических проволочек и коррупционных издержек в процессе, для инвесторов и предпринимателей. В Северо-Казахстанской области в рамках проекта PBI заключено 22 соглашения на общую сумму 169 млрд. тенге.

Также уже больше года Антикоррупционной службой совместно с Центром качества дорожных активов реализуется проект «Сапалы жол». Деятельность проекта направлена на искоренение и недопущение коррупционных проявлений при организации ремонтных работ и строительстве самого дорожного полотна. Представители мониторинговой группы совместно с Центром качества дорожных активов в 2020 году восемь раз выезжали на участки, где ведутся дорожно-строительные работы, и выявили десятки нарушений.

Наиболее характерные из них - несоответствие установленным требованиям по ширине и толщине асфальта, его уплотнение и, как следствие, просадка основания, появление трещин в покрытии и низкий показатель водонасыщения. На основании составленных актов заказчикам и подрядчикам направили предписания об устранении нарушений.

- Сейчас мы продолжаем работу над предложениями проектного офиса и подготовили ряд предложений по улучшению качества ремонта автодорог и исключения коррупционной составляющей в этой сфере, которые обсудили на рабочем совещании с курирующим заместителем акима области и подрядчиками, - рассказал Е. Баянгазин.

По второму направлению - «Общественный контроль» - были задействованы члены специальной мониторинговой группы при департаменте, проектный офис «Қызылжар адалдық алаңы» и филиал Первого антикоррупционного медиацентра. Уже проведено семь тематических и два комплексных мониторинга, по итогам которых вынесено 48 предложений.

К примеру, при проведении антикоррупционного мониторинга в сфере здравоохранения была детально изучена проблема лекарственного обеспечения. Все рекомендации нашли отражение в республиканской справке, а ряд вопросов, например, в части закупов лекарств, аналогов и поставки медикаментов уже урегулирован.

Не остались без внимания также сферы образования и земельные отношения. В рамках реализации «Дорожной карты» с РПП «Атамекен» проведено два тематических мониторинга. А с целью недопущения фактов нецелесообразного расходования бюджета на стадии его планирования проводится мониторинг портала «Единое окно закупок» совместно с Палатой предпринимателей.

Исходя из превентивной работы департамента, на основании ответов государственных органов по направленным рекомендациям, с начала года сумма возможной экономии составляет свыше 50 млн. тенге при планировании государственных закупок, однако корректировки по всем пунктам все еще находятся на стадии внесения.

Что касается третьего направления - «Антикоррупционное просвещение», - то здесь реализуются такие проекты, как «Саналы ұрпақ», «Адал ұрпақ» а также создан информационно-пропагандистский штаб. Работает 26 проектных офисов, в которых состоит более 10 тысяч участников. В 435 школах открыты клубы «Адал ұрпақ», насчитывающие свыше 70 тысяч учеников.

О ПРОБЛЕМЕ – ОТКРЫТО

- Еще одной нашей инициативой стало проведение ежеквартального опроса населения по определению уровня восприятия коррупции. В первом квартале в опросе приняло участие около тысячи североказахстанцев, - рассказал Е. Баянгазин.

По итогам онлайн-опроса, большинство жителей отметили уровень коррупции в регионе как средний. Сейчас начинается опрос по итогам второго квартала работы.

Также ранее сообщалось, что в текущем году Антикоррупционная служба СКО поощрила двух человек, сообщивших о факте коррупционного правонарушения, на общую сумму 389 тыс. тенге. В 2019 году таких бдительных граждан было девять, их поощрили за неравнодушие на сумму 1,3 млн. тенге. А всего за последние четыре года Антикоррупционная служба материально отметила 889 человек на сумму порядка 126,5 млн. тенге.

Отметим, что поощрение осуществляется в случае вступления в законную силу постановления суда о наложении административного взыскания, а также вступления в законную силу обвинительного приговора.

Стоит отметить, что государством предусмотрены меры по защите лиц, сообщивших о фактах коррупции. А в соответствии с обновленной системой поощрения граждане, сообщившие о них, смогут получить сумму вознаграждения, которая будет дифференцирована. То есть если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1000 МРП (2 651 000 тенге) то сумма вознаграждения составит 10% от указанной суммы, но не более 4000 МРП (10 604 000 тенге).

Кроме этого, поощряются грамотами и благодарностями граждане с активной гражданской позицией, в том числе и их родители - за воспитание принципов добропорядочности, чест-ности и справедливости, а также за существенный вклад в воспитание детей в противодействие коррупции.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Коррупции - бой!"
09.07.20

Поделиться статьёй: