Учитель из североказахстанской глубинки хочет спеть на стадионе Ливерпуля

Преподаватель информатики Каратальской средней школы района Шал акына Серик Сексенов стал «гвоздем» программы августовского совещания работников образования области. Здесь обсуждались перспективы модернизации системы образования, в том числе поэтапный переход к полиязычному обучению. Участникам мероприятия рассказали о блестящих перспективах инноваций. Правда, выяснилось, что у школьников СКО и качество знаний хромает, и учителей остро не хватает, да и другие проблемы имеются.

Как уже сообщалось ранее, с 2019 года физику, химию, биологию и информатику старшеклассники Республики Казахстан будут постигать на английском языке. С этого учебного года новшество вводится примерно в десятой части всех школ Северо-Казахстанской области, причем не только в городских, но и сельских. Преподавать в них эти четыре предмета на английском будут 99 педагогов, которые прошли курсы, длившиеся от шести до девяти месяцев.

Не слишком ли быстро учителя постигли чужой язык? Смогут ли они на нем доходчиво доносить знания? Скептики смеются, но чиновники от образования не сомневаются. Мол, задачи - полностью перейти на преподавание этих четырех предметов на английском языке уже с первого сентября 2017 года - и не стоит. По их словам, это будет постепенное погружение, которое позволит основательно подготовиться к новшеству.

Пока же дети будут изучать предметы на своем родном языке, а на английском – только факультативно. Если, допустим, сейчас биологии два часа в неделю (основной курс), то плюс к этому будет преподаваться дополнительно факультативный урок на английском языке. Причем вводиться он будет только с учетом мнения родителей.

- Уже сейчас в 57 школах Северо-Казахстанской области учителя готовы факультативно преподавать предметы естественно-научного цикла на английском языке, - сказала на совещании руководитель областного управления образования Гульмира Каримова. – Обучение будет начато на основании коллегиального решения педагогов и родителей. 159 учителей области проходят курсы английского, 99 педагогов обучились языку с отрывом от производства, трое получили второе высшее образование. До конца 2017 года продолжат обучаться 340 педагогов.

Участникам совещания сообщили, что за преподавание на английском языке учителям предусмотрена доплата. Размер не уточнялся, но по залу прошел шепот, что это около 35 тысяч тенге, мол, для педагогов - неплохой стимул. А вышедший вскоре на сцену сельский учитель Сексенов подчеркнул, что «сегодня владение тремя языками – условие собственного благополучия».

Его доклад назывался «Полиязычное образование – платформа для успешного школьника». По словам оратора, он одним из первых прошел курсы английского и уже успел разработать «свой алгоритм внедрения полученных знаний на практике, включающий терминологический словарь, демонстрационный материал, интернет-ресурсы на английском языке». - У меня есть мечта: посетить матч моего любимого футбольного клуба «Ливерпуль», расположенного в одноименном городе на северо-западе Англии, побывать на легендарном стадионе «Энфилд» и спеть с фанатами песню, которая в переводе на русский называется «Ты никогда не будешь один», - разоткровенничался Серик Сексенов. – Я очень надеюсь, что это произойдет, и мне не понадобятся услуги переводчика. Я рад тому, что у меня есть единомышленники. В новом учебном году педагоги района Шал акына запускают авторский проект, направленный на повышение методики преподавания предметов на английском языке.

Стоит отметить, что в течение года к журналистам обращались преподаватели и родители школьников, которые высказывали опасения по поводу грядущего новшества. По их мнению, все это может обернуться либо профанацией, либо тем, что дети просто не будут знать четырех весьма сложных для изучения даже на родном языке предметов. Однако на совещании ничего такого не звучало, наоборот, полную готовность модернизироваться выразили не только чиновники от образования, но и учителя, и даже дети с родителями.

- В СМИ много говорили об изменении системы образования и переходе на его обновленное содержание, - отметила мама ученика Первого лицея Наталья Беленкова. – Не все было понятно. Много вопросов возникало. Но мы понимали главное – той программы, по которой учили раньше, явно недостаточно нашим детям. Пришло другое время, новые экономические условия, новые технологии. Да, и дети сегодня совсем другие, они растут по-другому.

Подтверждение тому стало выступление группы первоклассников, разумеется, на трех языках. Никаких традиционных на подобных мероприятиях песен, вроде, «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе», не звучало. Ребятишки воспевали пользу инноваций, например, отмену оценок.

- Рекомендации всем нам учитель дать, конечно же, рад, - звонким голосом произнес один из юных лицеистов. – Изобретение гениальное - оценивание критериальное! Мои родители сказали, что у меня повысился интерес к учебе!

В мажорной тональности прошло практически все двухчасовое совещание. В итоге даже закоренелых скептиков пробило на мысль, что в образовании – тишь да гладь. Однако в самом конце форума выяснилось, что проблем в этой сфере пока хватает.

По итогам минувшего ЕНТ Северо-Казахстанская область оказалась на 15 месте среди 16 регионов РК. Ежегодно порядка 40% выпускников вообще не участвуют в едином национальном тестировании, поскольку уезжают учиться в вузы других стран. Эти цифры прозвучали в докладе акима области Кумара Аксакалов.

- Августовское совещание – уникальное мероприятие, на котором мы подводим итоги минувшего учебного года, - сказал аким. – Работа проделана немалая, но вместе с тем есть вопросы и проблемные участки, о которых, не скрывая, надо говорить. Модернизация общественного сознания, конечно же, требует и модернизации образования… Главным критерием его качества является показатель экзаменов. Выпускники наших школ в этом году показали на ЕНТ средний балл - 75,03. Вы знаете, что рейтинги областей не проводятся. Но, к сожалению, мы оказались на 15 месте из 16 регионов РК по этому показателю.

Глава региона отметил, что ему не понятно, почему при одинаковых природно-климатических и экономических условиях районы дали совершенно разные результаты по ЕНТ: в одном 79,9 балла, а в соседнем – 64. Аким призвал усилить работу по улучшению качества образования в сельских школах, где, кстати, обучается около 70%, или более 49 тысяч детей области.

А вот еще впечатляющие цифры: из 507 школ СКО 430 – малокомплектные! В регионе остро стоит вопрос обеспеченности педагогическими кадрами. Вакантны 74 места, более 400 предметников преподают сразу в нескольких школах! Невольно подумалось: какое уж здесь качество, а уж тем более физика на английском…

Правда, власти все равно настроены оптимистично (им, собственно, по-другому быть настроенными и не полагается). Обозначив проблемы, сразу же назвали способы решения. Например, дефицит учителей рассчитывают покрыть до начала учебного года за счет программы «С дипломом в село». Остается только надеяться, верить и учить английский, без которого очень скоро получить даже среднее школьное образование просто не получится.  


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Английский бы выучил только за то..."
30.08.17

Поделиться статьёй: