Ученик Назарбаев интеллектуальной школы работает над созданием «умной» упаковки для пищевых продуктов

Наби Гали хочет встроить в тару индикатор, который будет показывать их свежесть. Одиннадцатиклассник считает, что покупатели перестали слепо доверять маркировкам на упаковке, ведь надписи легко можно подделать, выдав просроченный продукт за свежий.

Наби и его научный руководитель, учитель биологии и биотехнологий Садат Демеубаев задались целью создать упаковку нового поколения еще полгода назад. Главной их задачей было подобрать вещество за основу «градусника» свежести. В конечном итоге, напарники остановились на антоцианах – растительных пигментах, которые реагируют на изменения кислотности среды точно так же, как всем нам знакомая из школьного курса химии лакмусовая бумажка. Свои опыты школьник под наставничеством педагога проводит на одном из скоропортящихся продуктов – молоке.

- Это наиболее показательный продукт, - объясняет С. Демеубаев. - В нормальном, неиспорченном продукте индикатор будет синего цвета. Когда молоко начинает портиться, растет содержание молочнокислых бактерий, которые вырабатывают молочную кислоту, индикатор, помещенный в такое молоко, приобретает фиолетовый оттенок. Если бы мы поместили индикатор в кефир, мы бы увидели, что он вообще становится красноватым.

Чтобы убедится в достоверности работы индикатора, Наби на наших глазах проверяет уровень кислотности с помощью специального аппарата, опуская внутрь стаканчиков с молоком ручку с датчиком, после чего на мониторе выводится уровень рН. В скисшем молоке этот показатель опускается до 4-4,5, в свежем – колеблется около 7.

В будущем свою находку ученик хочет предложить производителям упаковок для молочных продуктов. Наби считает, что упаковка с индикатором свежести будет пользоваться популярностью у покупателей, так как многие уже не доверяют надписям о дате изготовления продукта.

- Представим, что на прилавке лежат два пакета с молоком разного производителя один – с индикатором, другой – без. Покупатель, скорее всего, возьмет молоко именно с индикатором, так как благодаря ему будет видно: свежее молоко или начало портиться. Таким образом, индикаторы помогут повысить конкурентность продукта, - считает Наби Гали.

Но прежде чем «вживлять» индикатор в упаковку, нужно решить некоторые вопросы. Для этого понадобится помощь физиков и химиков.

- Теперь перед нами стоит задача: улучшить данный индикатор. Дело в том, что сейчас индикатор может работать всего один день (от автора: другими словами, срок годности самого индикатора меньше, чем многих продуктов питания, а это создает неудобства), поэтому мы хотим добавить стабилизаторы, которые позволят продлить срок его годности. И уже после этих улучшений заниматься внедрением на рынок, - объясняет школьник.

В стране подобной упаковки пока не производят. Свою разработку авторы планируют запатентовать.

Стоимость разработки авторы пока не подсчитывали, но говорят, что идея вполне реализуема и не сильно затратна, так как сам индикатор не является дорогостоящим.

По словам Наби, помимо тары с индикатором на основе антоцианов можно создать и экспресс-тест. Обладатель такого теста сможет брать его с собой на рынок или в супермаркет и на месте проверять свежесть продуктов на прилавках. Такой экспресс-тест будет выдавать результат примерно в течение пяти минут. Проверить на свежесть можно будет, например, мясо.

Сейчас Наби Гали учится в 11 классе, после окончания школы он планирует связать свою будущую профессию именно с биологией, а оставшееся время учебы в школе хочет посвятить работе над упаковкой нового поколения.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Говорящая" упаковка"
30.01.20

Поделиться статьёй: