Учащиеся Назарбаев интеллектуальной школы города Петропавловска создают картины из войлока под руководством Айжан Даировой

Учитель считает, что войлочные изделия должны стать национальным брендом Казахстана. Корреспонденты «Недели СК» взяли мастер-класс у педагога и освоили азы войлочного ремесла.

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлоком покрывали юрты, застилали пол. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Сегодня интерес к культовому материалу кочевых народов возрождается. Педагог Назарбаев интеллектуальной школы считает, что войлочные изделия должны стать национальным брендом.

Несколько лет назад влюбившись в этот материал сама, теперь Айжан Даирова прививает к нему любовь у своих учеников.

- Одно время я увлеклась изготовлением головных уборов из войлока: делала береты, шапочки, шляпки и украшала их цветами, также сделанными из шерсти. С удовольствием носила их сама. Позже я увлеклась картинами. Одна из первых моих работ в этом направлении – картина «Бабочка». Я была так вдохновлена работой, что сделала ее буквально за два вечера, на ее создание понадобилось примерно десять часов работы. Сейчас она украшает стены Назарбаев интеллектуальной школы, - рассказывает А. Даирова. - Я продолжаю заниматься войлоком сама и на своем примере учу детей.

Кружок войлоковаляния в НИШ существует со дня его открытия в 2015 году. Начиная с седьмого класса, мальчишки и девчонки посещают занятия по войлочной живописи. Педагог отмечает, что дети занимаются с большим удовольствием.

- Войлок – это очень теплый, уютный и благодарный материал, - говорит педагог. - С ним очень приятно работать. Когда я знакомлю с ним ребят, я всегда говорю, что это свое рода пластилин, из него также можно слепить все что захотите. К тому же он экологичен. А изделия из него отлично впишутся в любой интерьер.

Под руководством Айжан Даировой учащиеся НИШ создают картины из войлока в разных техниках. В основном это так называемый «мокрый» метод валяния, войлочная живопись и фильцевание.

Название последнего метода происходит от немецкого слова «filz» — войлок, «nadel» – игла. Так называется «иглопробивной» метод валяния, при котором шерсть многократно протыкается специальной иглой с зазубринами, которые сцепляют между собой волокна шерсти, тем самым уплотняют материал. При этом сначала используют более толстые иглы, а по мере приближения к окончанию работы – иглы становятся тоньше. Тонкие иглы помогают «прорисовать» самые мелкие детали. Такая технология предназначена для изготовления украшений, игрушек и объемных предметов. Именно с нее школьники начинают знакомство с материалом. Например, в этой технике создают из овечьей шерсти декоративные овощи и фрукты.

А техника «войлочная живопись» позволяет нарисовать шерстью любую картину, точно так же, как красками. В этой работе не используется ни вода, ни иголки, только руки мастера и податливый материал. Изображение выкладывается из небольших кусочков войлока, как картина получается из мазков кисти. Здесь действуют все те же правила, что и в обычной живописи. Поэтому ребята изучают их, прежде чем приступить к «рисованию» войлоком. Готовую картину убирают под стекло, чтобы обеспечить сохранность рисунка.

Более сложным методом изготовления изделий из войлока считается мокрая техника. Мокрой ее назвали потому, что сваливание волокон шерсти в этом случае происходит с использованием мыльного раствора. Подробнее об этом методе нам рассказала десятиклассница Айжан Каскырбаева.

- Я хожу на этот кружок уже третий год. Мне очень нравится. У нас очень плотный напряженный график, каждый день по 10 уроков. Чтобы расслабиться, мы после уроков приходим в мастерскую, работа с войлоком очень успокаивает и расслабляет, - делится девочка. - Сейчас я делаю картину, на которой будет изображен рассвет, как видит его человек через оконную раму. С помощью войлока хочу передать красоту природы.

Делает свою картину Айжан в мокрой технике. Этот метод валяния – ее любимый, хоть и считается одним из самых сложных, длительных и трудоемких. Девочка говорит, он достался нам в наследство от наших предков, однако несколько видоизменившись. Например, современные мастера приноровились использовать в войлоковалянии пупырчатую упаковочную пленку и москитную сетку.

По словам Айжан, начать необходимо с раскладки шерсти на пленке с пузырьками. Шерсть складывают слой за слоем в шахматном порядке, чтобы материал хорошо сцепился между собой. Толщина слоя должна быть одинакова на всей рабочей площади. При этом нужно иметь в виду, что волокно сядет во время процедуры, то есть станет меньше по размеру. Поверх основного слоя наносят рисунок, тоже из войлока. Затем шерсть смачивают мыльной водой с помощью пульверизатора. После чего накрывают отрезом москитной сетки. Через нее полотно разглаживают и приминают материал. Но на этом не все: чтобы войлок свалялся плотно, его сворачивают в рулон, катают и мнут, словно кусок теста. Когда войлок «схватился» и больше не разваливается и не «рассыпается» на части, его оставляют сушиться. После чего готовое изделие «доводят до ума», например, иногда после сушки приходится поправлять рисунок.

Темы для своих работ ребята выбирают самостоятельно. Кому-то больше нравятся изображать пейзажи, другим – людей или животных, третьи – изображают сюжеты из книг.

- Например, среди работ есть полотно, созданное по мотивам повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Одна из моих учениц как раз читала эту книгу, и очень ей хотелось своими руками сделать этот прекрасный парусник. Еще одна ученица любит лошадей, поэтому эти грациозные животные – ее излюбленная тема, - рассказывает педагог.

Еще одну интересную и сложную работу выполнили Гаухар Милихан и ЖайнагульТулакова. Своё полотно школьницы назвали «Вечность». На нем изображены три поколения: бабушка, мать и ребенок.

- Основная часть этой работы выполнена в технике “мокрое валяние”, - говорит А. Даирова. - Так как формат полотна большой, то при валянии девочкам пришлось использовать скалку. Есть тут и элементы фильцевания, например, объемная коса женщины выполнена в этой технике с помощью игл. Нужно заметить, что свои работы дети выполняют самостоятельно, моя помощь здесь минимальна.

Мокрая техника подходит не только для создания войлочных полотен, но также для валяния одежды из шерсти, головных уборов, изготовления сумок и обуви. Педагог Айжан Даирова рассказывает, что они с ребятами пробовали делать валеночки, и детям очень понравилось, но на изготовление обуви из войлока требуется больше времени и навыка... Со временем те, кто захочет продолжить заниматься ремеслом, смогут научиться этому сами или посетив мастер-классы опытных валяльщиков. К слову, педагог уверена, что среди ее воспитанников есть ребята, которые с войлоком уже не расстанутся. А так как многие выпускники Назарбаев интеллектуальной школы впоследствии уезжают учиться за рубеж, у них есть возможность демонстрировать там ремесло, которым владели их предки, рассказывать о том, какую роль войлок играл в истории их народа.

Работы учеников украшают стены школы, лучшие из них отправляют на выставки и конкурсы. Например, школьники неоднократно представляли свои изделия из войлока на благотворительных ярмарках, вырученные средства ребята отдают на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Уютные" картины"
12.12.19

Поделиться статьёй: