Учащиеся комплекса «Колледж искусств-школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Ермека Серкебаева» провели концерт в рамках проекта "Детская филармония"

Вместе с юными талантами музицировал эстрадно-симфонический оркестр Северо-Казахстанской областной филармонии имени Ақана сері под управлением заслуженного деятеля РК, кавалера ордена «Құрмет», дирижера столичного театра «Астана Опера» Абзала Мухитдина. Ведь у всех, кто вышел на сцену, есть много общего, но на первом месте - любовь к вечному искусству, которому они посвятили или решили посвятить жизнь.

Если говорить о познавательном моменте проекта, то, конечно же, это знакомство с творчеством обучающихся в комплексе, это открытие новых имен, возможно, будущих звезд музыкального небосклона. В придачу - интересные факты о разных музыкальных инструментах и их своеобразных характерах с интересной судьбой и ролью в симфоническом оркестре. А как умеют музыканты и инструменты дружить - это еще более увлекательно наблюдать.

Послушать ансамбль скрипачей и хор коллежа искусств с исполнением произведения «Утро Родины» Еркимбекова - значит, иметь представление о массовом увлечении музицированием в этом учебном заведении и в этом заданном тоне слушать других исполнителей. А они настроились на серьезную классическую программу. Пианистка Диляра Шарапиденова сыграла с оркестром Концерт №1 для клавира Баха, Мария Кудальцова - Концерт №1 Н.Ракова. Помимо хорошо знакомого пианино, солировал представитель группы духовых инструментов гобой, обладатель нежнейшего звука. Вниманию публики с исполнением Концерта d-moll Альбинони этот один из самых сложных инструментов оркестра представил Иван Оплетин.

Как может трепетно звучать труба из группы медных духовых, не только как сигнальный инструмент, пропевая «Серенаду» Ш.Гуно, показал Зейнер Мухитулы, а известнейший «Неаполитанский танец» П.И. Чайковского мы услышали от Вячеслава Киташева. Очень хорошо сочетается хрустальный тембр голоса флейты с очаровательной первокурсницей Томирис Таушевой, стоит лишь ее губам и пальцам прикоснуться к ней. Словно ощущаешь легкость и полупрозрачность звука в «Менуэте и шутке» Баха.

Такой же чистый, проникающий в душу звук у «королевы» симфонического оркестра - скрипки. Сколько же талантливых скрипачей-профессионалов в нашем оркестре: Ю. Яворская, О. Свисткова, Р. Ахмедов, А. Ерзакова и многие другие! И все они вместе аккомпанируют, поддерживая соло учащихся комплекса, многие из которых их ученики: Анель Кулибекова («Ларго» Ф. Верачини), Тамара Сайдулаева («Испанская симфония» Э. Лало), Сабина Сасыкова («Китайский тамбурин» Крейслера).

Но когда на сцену вышел маленький скрипач Арнур Ахмедов и исполнил, нисколько не смущаясь, думается, характеризующее его талант произведение американского композитора Э.Молленхауэра «Мальчик-Паганини», зал понял: маленький, но уже звездочка! О нем рассказала перед концертом его педагог Ю.Яворская, кстати, первая скрипка оркестра: «Арнур учится играть на скрипке во 2 классе и уже делает большие успехи. Он отличается очень хорошими музыкальными способностями и, что его выделяет среди других деток, это абсолютный музыкальный слух, что является редкостью, потрясающая усидчивость и трудолюбие. Арнуру посчастливилось родиться в семье музыкантов, что, безусловно, помогает ему быстрее продвигаться вперед. Во время весенних каникул он участвовал в нескольких конкурсах, где занял призовые места. Но, конечно, самым волнительным было выступление на ХII республиканском конкурсе молодых исполнителей Казахстана - учащихся средних специализированных школ для одаренных детей в одной из старейших школ нашей страны - им. Куляш Байсеитовой (г.Алматы). В программе Арнура были произведения Аль-бинони, Вивальди. Он очень хорошо выступил, особенно учитывая, что это был его дебют, он был самый маленький участник, а программа его была на уровне с детьми старше его - до 12 лет. Ему же 8. Арнур произвел самое большое впечатление на жюри и стал дипломантом этого престижного турнира! Среди других побед юного виртуоза - диплом лауреата 1 степени на международном конкурсе молодых исполнителей, посвященном Александру Затаевичу, и диплом лауреата 2 степени на 11 международной ассамблее искусств «Таланты 21 века». Также Арнур принял участие в 5 республиканском конкурсе исполнителей «Отанның әні» среди учащихся специализированных организаций образования для одаренных детей; ДМШ и ДШИ; музыкальных колледжей Казахстана (г. Павлодар), где занял 1 место».

Нашлось место в «Классическом букете» и казахским народным инструментам - домбре и кобызу и самой популярной теме - «Туған жер». Произведение Т.Мухамеджанова с оркестром исполнили Нурсултан Тайжан и Гулшат Салина.

Какой букет без «вокального» цветка - Акерке Абиевой. Ученица Р.Кашеневой, выпускница колледжа искусств всегда хорошо держится на сцене, поет ли она зарубежную (из оперетты Шелока «Гавот») или народную классику («Майра»). Еще бы: ведь она частая гостья в роли солистки на концертах филармонии. На этот раз Акерке удивила участием в вокальном квинтете а капелла.

Слушая контрабас и обуздавшего его Чингисхана Сергазинова (Концерт №2 Боттезини), конечно, помнишь, что второй самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и второй самый низкий по звучанию инструмент называют фундаментом любого оркестра. Понимаешь и то, что на нем трудно играть, как и носить на руках, но и удивляешься еще больше: оказывается, такого ученика и подмогу себе в оркестре воспитал его отец Нурлан Сергазинов. Так рождаются династии. В оркестре. В музыке…

Единственный участник концертной программы, которого на сцене поддержал его педагог Геннадий Брюханов, продирижировав оркестром, - это Бахтияр Есим. Его саксофон продемонстрировал свои большие экспрессивные возможности - от ярких и сочных звуков до приглушенных бархатных «дышащих» тонов - в «Маленьком чардаше» П. Иттуральде.

«Это мой первый опыт, мечта, переросшая в цель, - мне как инструменталисту необходимо играть с профессиональным оркестром, в будущем это станет повседневной практикой. Готовились много. Постарался показать свой уровень. Помогало и придавало уверенности то, что дирижировал мой учитель, между нами существует неразрывная связь. Отмечу, что внимательно наблюдал за мастерством управления оркестром именитого дирижера А.Мухитдина». В музыку Бахтияра привела его мама-пианистка, сама она закончила карьеру музыканта, но сумела передать сыну и знания, и свои амбиции, и он решил продолжить занятия музыкой. «Мы, например, ездили вместе на частный конкурс в Узбекистан, где я занял второе место, а мама была моим концертмейстером. Мечтаю после окончания 9 класса поступить в колледж, затем в консерваторию им. Курмангазы как лучшее учебное заведение страны и работать в одном из престижных театров нашей республики - в «Астана Опере». И понимаю, как много надо трудиться, набираясь опыта, как сегодня, например. Но могу уже уверенно сказать: профессию музыканта я выбрал на всю жизнь!».

Наверняка не случайно в конце программы на сцене появилась Дарья Кабакова. «Тарантеллу» Россини она исполнила на ксилофоне, доказав, что никакой из инструментов оркестра не может так ярко выделить ритмический узор или придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

…О значимости совместного музицирования - профессионалов и начинающих музыкантов - говорила Галина Леонидовна Рыжик, зам. директора комплекса «Колледж искусств-школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Ермека Серкебаева»: «Идея данного проекта - образование и функционирование детской филармонии, когда наши учащиеся будут выступать с солистами, с профессиональным симфоническим оркестром - возникла у нашего директора Розы Абуталиповны Кашеневой где-то в начале второго семестра. Здесь очень нам помог симфонический оркестр нашей взрослой областной филармонии. Это высший уровень профессионализма, когда учащийся играет не с концертмейстером, а ему аккомпанирует целый оркестр. Это довольно сложно! В реализации этой идеи помог оркестр под руководством маэстро Абзала Мухитдина, которого пригласили из Астаны, он заслуженный деятель РК, самый известный дирижер, кавалер ордена «Құрмет». Мы сыграли 19 произведений. Из них оркестр «отдыхал» только в одном месте, когда исполняли а капелла наши студенты казахскую народную песню в эстрадной обработке. Мы решили показать оба звена нашего сквозного обучения, то есть ШОД и колледж, и поэтому солистами выступали половина студентов колледжа и половина учащихся ШОДа. Во главу угла ставилась еще одна задача: это профориентация. Нас посетили различные школы города. Например, школа эстетического воспитания №8. После ее окончания многие дети думают о поступлении в наш колледж. Были и другие учащиеся школ города, которые рассматривают искусство как составную часть их последующей жизни и профессии. Поэтому мы постарались показать различные музыкальные инструменты: и фортепиано, и струнные, и саксофон, трубу и др. Для реализации данного проекта потребовалась длительная подготовка: выбор программы, инструментов, ведь не все произведения написаны конкретно для симфонического оркестра, наши преподаватели сделали для него переложение. В результате все реализовалось в проекте «Детская филармония», где солировали все наши обучающиеся. Самым младшим участником концерта был учащийся 2 класса ШОДа Арнур Ахмедов, сын наших преподавателей, а самыми старшими - учащиеся 4 курса. Конечно, разнообразие было во всем: это и инструменты, и выступали вокалистки, хор, кстати, одна из них - воспитанница Розы Абуталиповны, она пела произведение, входящее в классику, из оперетты. Подготовка заняла несколько месяцев, что в конечном итоге вылилось в грандиозный концерт. Это очень помогло нашим учащимся, потому что игра именно с симфоническим оркестром выражает твой высокий профессионализм. Очень сложно - играть не с одним концертмейстером, а с 50 музыкантами, входящими в оркестр областной филармонии. Все дети-исполнители - это лауреаты международных и республиканских конкурсов. Очень редко у нас солистами выступают ударные инструменты, в этот раз мы пригласили студентку 4 курса, она играла на ксилофоне и ее очень тепло встречали. Нам помог в реализации проекта Артем Кислощей - наш выпускник, сейчас после окончания КазНУИ он заведующий отделением «Струнные инструменты», в филармонии - альтист и инспектор оркестра. Он помогал отобрать репертуар, с проведением всех репетиций, потому что это очень сложно - выступать в чужом зале, еще приезжий дирижер, надо было согласовать и с ним, и с ритмом работы филармонии».

Конечно, после выступления всех интересовало мнение Абзала Мухитдина, продирижировавшего оркестром с участием учащихся комплекса: «Прошедший концерт колледжа искусств показал, сколько талантливых детей есть в регионе. Такие концерты необходимы как воздух, они дают детям возможность, перспективу, что они смогут в будущем поиграть с оркестром, а затем где-то сесть в оркестр, солировать с оркестром, самое главное, они на одной площадке выступают со своими педагогами, старшими коллегами. Такая возможность дает понять ребенку, что он не зря потратил свои годы обучения на то дело, в то время как ровесники гоняют футбол за окном, а они играют гаммы. Через такие концерты они понимают, что то, что они делали, было не зря. Есть такой хороший результат. Я со своей стороны всегда готов помочь в таких проектах. Думаю, что такие выступления можно организовывать не только в регионе, но и в столице. Желаю данному проекту больших успехов, хотелось бы, чтобы больше детей в них участвовало. Конечно же, чтобы родители понимали, что их ребенок благодаря таким концертам очень сильно растет. Это одно из важнейших условий. То есть если мы хотим, чтобы ребенок научился плавать, его необходимо выпустить в открытую воду. Если он будет это делать «всухомятку», на уроке, он никогда не научится плавать. Музыка тоже таким же образом. Только когда на сцене, только когда со зрителями, с коллегами профессиональными, педагогами вместе на сцене, тогда ребенок ощущает, что он в этом мире нужен, что его работа нужна и она приносит определенный результат. Самое главное, что все дети при деле. Вспомнил то, что происходило в Венесуэле, когда венесуэльский музыкант и экономист, дипломированный в обеих областях, доктор Хосе Антонио Абреу создавал оркестр... практически из дворовых ребят. Им, вместо того чтобы гонять в футбол, участвовать в драках, он раздал музыкальные инструменты и посадил в оркестр. В результате в Венесуэле - один из самых лучших молодежных оркестров в мире, те самые дети, которым тогда было по 13-15 лет, теперь сидят в оркестре и потрясающе играют. И сегодняшняя мировая знаменитость дирижер Дудамель из этой системы. Для меня это, конечно, была бы мечта, чтобы больше детей было задействовано в творческом процессе и все получали удовольствие от совместного музицирования!

…А «Мереке би» от хора колледжа искусств - это завершающий аккорд благодарности артистам эстрадно-симфонического оркестра, его художественному руководителю Абзалу Мирасбековичу Мухитдину за состоявшееся на сцене областной филармонии совместное музицирование, за доставленное от такого сотрудничества удовольствие.


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"От совместного музицирования - только удовольствие!"
28.05.24

Поделиться статьёй: