ТОО «Молочный союз» переживает не самые лучшие времена

Здесь уверены: насущные проблемы, общие для всей молочной отрасли страны, можно решить только на государственном уровне. Почему переработчики молока неохотно принимают сырье у населения и во сколько молокозаводу обходится один килограмм масла? Об этом и многом другом - в материале «СК».

А деньги где?

В редакцию газеты «Северный Казахстан» обратилась жительница села Камышлова Аккайынского района Ольга Кащенко. Женщина рассказала, что ТОО «Молочный союз», которое закупает молоко в Камышлове, до сих пор не рассчиталось с сельчанами.

«С мая мы ждем деньги за сданное молоко, - рассказала Ольга Кащенко корреспонденту «СК» по телефону. - Лично мне «Молсоюз» должен около 50 тысяч тенге. Есть люди, которым и по 100 тысяч должны. Мы лет 10 с этим предприятием уже работаем, никогда такого не было. Бывало, что задерживали расчет до осени, но в ноябре обычно деньги нам отдавали. Теперь вот уже декабрь, а денег нет».

Руководитель ТОО «Молочный союз» Александр Кузлякин подтвердил, что такая проблема действительно есть и руководство предприятия ответственности за выплаты с себя не снимает. Однако сказать, когда люди получат деньги за молоко, здесь тоже не могут. Все зависит от продажи готовой продукции. Ее на складе достаточно, чтобы погасить долги перед населением. Однако торговля в этом году идет слабо.

«Молочный бизнес носит сезонный характер. Летом население сдает нам 14 тонн молока, а зимой - одну тонну. Летом из излишков сырья мы производим те продукты, которые можно положить на склад и зимой реализовать: масло сливочное, сыр, творог. Так было всегда. Сейчас на складе лежит продукции на 100 миллионов тенге. По мере того, как она продается, мы рассчитываемся с населением», - объясняет Александр Кузлякин.

По словам руководителя перерабатывающего предприятия, за сезон (к 1 сентября) у ТОО образовался долг перед молокосдатчиками в размере 60 130 500 тенге. Получая выручку за проданную продукцию, руководитель рассчитывался с населением. Уже выплачено около 39 миллионов тенге. Чуть более 21 миллиона еще предстоит отдать.

«Нельзя сказать, что мы не выполняем обязательства. Мы рассчитываемся по мере возможности. Например, долг по селу Белое составлял 3,5 миллиона тенге. Сейчас он уменьшен до 1,3 миллиона. Молокосдатчикам из Сивкова мы были должны 7,3 миллиона тенге, еще не отдали 2,6 миллиона. По Токушам (сюда же входит и село Камышлово) долг на конец сезона был 20 миллионов тенге, 16 из которых мы уже выплатили. Селам этого сельского округа мы должны на данный момент 3,8 миллиона тенге», - приводит цифры Александр Кузлякин.

Причина, по которой расчет с молокосдатчиками в этом году затянулся, проста: низкие продажи. На складе сливочного масла, творога и сыра - на 100 миллионов тенге. Однако покупатели в очередь не выстраиваются. Причин, по мнению Александра Кузлякина, несколько: высокая себестоимость натуральной молочной продукции, что в итоге сказывается на конечной цене; присутствие на рынке дешевых сырных продуктов и спредов зарубежных производителей; низкая платежеспособность населения.

«В прошлом году на эту дату мы реализовали продукции на 1 102 215 000 тенге без учета НДС. В этом году - только на 753 213 000 тенге, - сказал Александр Кузлякин корреспонденту «СК». - С продажами в этом году очень плохо. Я приношу свои извинения всем молокосдатчикам. Я понимаю сельчан, которым мы должны деньги, не снимаю с себя ответственности и вины, но пока возможности у нас ограничены».

Проблема шире, чем кажется

Одна из причин, почему товар залеживается на складе, - высокая по меркам кошелька среднестатистического североказахстанца стоимость масла и сыров. Цена на произведенную продукцию складывается из многих составляющих. Главная из них - сырье. Литр закупленного у населения молока, отнюдь не самого высокого качества, обходится переработчикам почти в 148 тенге с НДС.

По словам Александра Кузлякина, рентабельность переработки молока с каждым годом становится все ниже. К примеру, в этом году производство нескольких продуктов и вовсе показало отрицательную рентабельность.

«Давайте посчитаем, - предлагает Александр Кузлякин. - Населению за литр молока мы платим 85 тенге. Прибавляем транспортные расходы на 1 литр (35 тенге). Теперь прибавьте НДС и еще 10% (налог, который мы платим). Получилось 147,8 тенге. В такую сумму нам обходится закуп одного литра молока у населения. Для производства одного килограмма масла нужно 22 литра молока. Умножаем 147,8 тенге на 22 литра и получаем 3252 тенге. Это наши затраты на сырье для производства одного килограмма масла. Прибавьте к этой цифре затраты на электроэнергию, заработную плату работникам завода и вы получите себестоимость одного килограмма масла. В то же время на прилавках есть спреды, которые население ошибочно принимает за масло. Они стоят 1400-1600 тенге за килограмм. Аналогичная ситуация с производством сыров: 147,8 умножаем на 13 литров, получаем почти 1922 тенге (стоимость сырья для производства одного килограмма сыра). При этом в магазинах достаточно сырных продуктов, которые продают как сыры по цене 1400-1800 тенге за килограмм. В нашем регионе платежеспособность населения оставляет желать лучшего, люди выбирают то, что дешевле. К сожалению, только богатые люди могут позволить себе покупать натуральные продукты».

Другая не менее важная проблема - качество казахстанского (и североказахстанского в том числе) молока. По словам Александра Кузлякина, 90% молока наших товаропроизводителей не соответствует таможенному регламенту, из-за чего продукцию невозможно экспортировать и продавать за рубежом по гораздо более выгодной цене.

«Многие, наверное, удивятся, но в нашей области есть всего два производителя качественного молочного сырья: КТ «Зенченко и К» и ТОО «Тайынша-Астык». К сожалению, мне больше некого поставить в пример нашим сельхозтоваропроизводителям, - говорит Александр Кузлякин. - На фермах этих хозяйств производят молоко высочайшего качества. Для сравнения предоставлю цифры. Мы закупаем молоко в Ясной Поляне (ТОО «Тайынша-Астык»). Там бактериальная обсемененность (показатель чистоты молока, измеряется в количестве микроорганизмов на 1 кубический миллиметр. - Прим. авт.) в пределах 93 000. Это молоко настолько чистое, что его можно продавать даже без обработки. Покупаем у других наших партнеров, не буду называть фамилии и села, - бак-обсемененность достигает одного миллиона. А этот же показатель в молоке, которое мы закупаем у населения, колеблется в пределах от 1,5 до 3 миллионов. Вы представьте, сколько нужно задействовать резервов, чтобы его очистить, чтобы сделать качественную продукцию. Мы вынуждены проводить двойную обработку молока, температура пастеризации достигает 140 градусов. Это принципиальный вопрос, потому что нашу продукцию употребляют дети, мы должны гарантировать ее безопасность».

Решить вопрос качества молока можно только на государственном уровне, уверен собеседник «СК». Например, отменить дотации тем производителям, которые поставляют на молокозаводы сырье, не соответствующее таможенному регламенту. Согласно этому документу бак-обсемененность качественного молока не должна быть выше 500 тысяч микроорганизмов на миллиметр кубический.

«Почему россияне, белорусы, армяне, кыргызы могут делать качественное молоко, а мы нет? Почему мы закрываем глаза и принимаем у населения и фермеров грязное молоко, а потом вынуждены тратить дополнительные средства на его очистку? У фермеров, кстати, есть все условия для того, чтобы сдавать на переработку чистое молоко, - уверен директор «Молочного союза». - Сейчас государство вкладывает много денег в развитие сельского хозяйства. В Казахстане стали строить современные молочно-товарные фермы с мощной материально-технической базой. Там есть соответствующая культура обслуживания животных, строгий ветеринарный контроль. Себестоимость молочного сырья, произведенного на таких фермах, гораздо ниже. Именно такие комплексы и нужно строить впредь, чтобы мы могли производить качественную молочную продукцию, соответствующую международным требованиям. Крупные фермы решат сразу две наши главные проблемы: помогут снизить себестоимость сырья и улучшить его качество».

Контролировать чистоту молока, поступающего от населения, сложно. Этот показатель процентов на 80 зависит от соблюдения (или несоблюдения) санитарных правил дояркой. И когда в села приезжает мини-лаборатория «Молочного союза», количество желающих сдать молоко часто уменьшается в разы, говорит Александр Кузлякин. Совпадение?

Собеседник «СК» уверен: если не решить перечисленные проблемы, молочной отрасли будет крайне сложно двигаться вперед. А финансовые трудности предприятий так или иначе сказываются на населении.

«Может быть, мы первые в таком состоянии, но, уверен, не последние. Во всяком случае сегодня финансовое положение молочных предприятий очень сложное. Посмотрите на нашу область: Сергеевский завод работает только летом, Тайыншинский завод по производству сухого молока - только летом. Неужели они не хотели бы работать зимой? Хотели бы. Но нет сырья. Киялинский завод вообще не работает, заводов в Возвышенке, Архангелке, Пресновке, Буденном, Благовещенке уже нет. Я думаю, это показатель положения дел».

Надейся и жди

Цифровые молочно-товарные фермы, которые сейчас строятся по всему Казахстану, способны решить многие проблемы молочного бизнеса.

В этом году в СКО уже открыто четыре такие фермы. Но чтобы казахстанцы ощутили перемены к лучшему на себе, современных ферм, производящих качественное и недорогое молоко, должно быть в разы больше.

На открытии молочно-товарной фермы в селе Рублевке Аккайынского района глава региона Кумар Аксакалов подчеркнул, что аналогичные комплексы должны быть построены в каждом районе, а чтобы загрузить молокоперерабатывающие предприятия и увеличить производство молока, нужно ежегодно вводить в эксплуатацию три-четыре таких объекта

Остается надеяться, что поручение главы региона будет выполнено.


Дарья Степина
газета "Северный Казахстан"
"Подводные камни молочных рек"
20.12.18

Поделиться статьёй: