Тимур Кулибаев провел онлайн-встречу с членами региональных советов палат предпринимателей областей и городов республиканского значения

Североказахстанские предприниматели озвучили сразу несколько предложений.

Во-первых, бизнесмены СКО просят решить вопрос с пересечением границы Российской Федерации. Ограничения, принятые в период пандемии обеими странами по въезду на их территории иностранных граждан и лиц без гражданства, негативно сказываются на бизнесе. Об этом во время онлайн-встречи говорил индивидуальный предприниматель, член Регсовета палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области Владимир Богданов.

Напомним, 4 февраля текущего года в порядок пересечения государственной границы РК на период карантинных ограничений были внесены изменения, согласно которым казахстанцам разрешено пересекать госграницу не более одного раза в 30 суток. Кроме того, с прошлого года распоряжением Правительства РФ (от 16 марта 2020 года за N635-р, с редакцией от 26.02.2021) временно ограничен въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства, а также временно приостановлены оформление и выдача виз и приглашений. Граждане Казахстана без подтверждения строго регламентированных целей посещения (лечение, посещение членов семьи, похороны) могут въезжать в Россию только прямыми авиарейсами, следующими из Казахстана (без транзита через третьи страны).

Стоит также отметить, что временно ограничено и пересечение государственной границы Республики Казахстан иностранцами и лицами без гражданства, за исключением лиц, входящих в список, в который не входят сферы бизнеса. По словам предпринимателя, все эти ограничения негативно сказываются на предприятиях, осуществляющих закуп стройматериалов и оборудования на территории РФ. Компания Владимира Богданова специализируется на продаже строительных материалов и, как правило, осуществляет их закуп в приграничных с СКО российских регионах - Омске и Тюмени.

«Для организации работы новых производств требуются настройка и поддержание в рабочем состоянии оборудования. На созданных рабочих местах нужны сотрудники с определенным уровнем квалификации, что зачастую требует обучения специалистов на территории России. Аналогичная ситуация складывается при приобретении строительных материалов, оборудования в РФ, поскольку зачастую существует необходимость выезда на место производства для осмотра, проверки качества товаров. Станок - не пицца, его по телефону не закажешь. Помимо этого, для поддержания устойчивых партнерских взаимоотношений существует необходимость систематических встреч с партнерами лично, выезда в регионы РФ для заключения контрактов. При этом во многих контрактах одним из условий прописан постоянный аудит предприятия поставщика для проверки и контроля производственных мощностей партнера», - говорит генеральный директор ТОО «Барс-Nord» Владимир Богданов.

Он отмечает, что из-за действующих ограничений многим предпринимателям приходится идти на хитрость, чтобы выехать на переговоры к поставщикам или для осмотра оборудования. Вследствие чего даже сформировался теневой рынок оказания таких услуг.

«Известны случаи, когда из-за ограничений руководитель предприятия оформляется как второй водитель грузовой машины и так едет на переговоры к поставщикам, а отправка технологов производилась по фиктивным медицинским вызовам. К чему это привело? Отсутствие согласованных решений с российской стороны сформировало у жителей уже теперь достаточно устойчивый рынок теневого бизнеса по доставке граждан в Россию и обратно», - сетует предприниматель.

Существующие условия пересечения границ Казахстана и России для бизнеса требуют значительных финансовых и временных затрат. Так, к примеру, расстояние до Омска - 300 км, что составляет четыре часа пути на собственном автомобиле. Прямых авиарейсов Петропавловск - Омск не существует. Стоимость авиабилета с пересадками на одного человека Астана - Москва - Омск - минимум 240 000 тенге, при этом время в пути - более 15 часов.

«Существующие условия пересечения границ РК - РФ для бизнеса требуют значительных финансовых и временных затрат. Считаю, что с целью реализации экспортного потенциала нашей области нужно незамедлительно совместно с российской стороной и обязательным участием «Атамекен» урегулировать вопрос пересечения границ между Россией и Казахстаном. А именно - определить четкий алгоритм въезда в Россию и выезда из нее для целей бизнеса, включая обучение специалистов. Хотел бы напомнить, что с 1 января 2015 года Казахстан и Россия являются членами ЕАЭС. В уставе этой организации прописано обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», - резюмировал Владимир Богданов.

Как пояснили предпринимателю, этот вопрос находится на контроле у центрального аппарата «Атамекен». Нацпалата уже направила соответствующее обращение в Министерство иностранных дел Казахстана, также намерена просить российскую сторону определить четкий порядок въезда/выезда граждан РК и РФ с целью предпринимательской деятельности и обучения специалистов.

«Недавно у нас был председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, на встрече с которым мы также поднимали проблемные вопросы бизнеса. И, как вы правильно отметили, несмотря на то, что 1 января 2015 года мы подписали договор о создании Евразийского экономического союза и вроде как в одной зоне находимся, а на практике получается как будто и нет никакой единой зоны. Понятно, что пандемия еще больше усложнила и так непростую ситуацию, поэтому все это мы уже на следующий день доложили главе государства. В конце марта будем выносить эти вопросы на двустороннее рассмотрение с Россией, а также на заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии. Будем поднимать проблему по всем каналам, чтобы решить ее», - резюмировал председатель правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов.

Кроме того, представители небольших частных детских садов СКО попросили законодательно закрепить за ними статус малокомплектных. Член Регсовета, директор ТОО «АБВГДЕЙКА» Ольга Жаркова отметила, что новая методика подушевого финансирования (утвержденная приказом МОН РК от 27 ноября 2017 года №597) не учитывает особенности работы частных детских садов. По словам предпринимателя, выделяемых средств из бюджета в рамках подушевого финансирования при размещении государственного заказа недостаточно даже для типовых детских садов. А малокомплектные детские сады и вовсе сегодня работают на грани закрытия.

«Для того, чтобы выжить, предприниматели вынуждены поднять родительскую оплату и параллельно экономить на зарплате сотрудников и питании детей. Малокомплектным детским садам выделяемых средств в 2021 году хватит только на оплату труда с 50%-ной надбавкой и на компенсационные выплаты. Все налоги - это пенсионные, подоходный, социальный, медстрахование и остальные расходы, а также аренда и кредиты, будут компенсироваться из родительской оплаты. Учитывая уровень заработной платы в нашей области, рост родительской оплаты приведет к оттоку детей и, как следствие, к банкротству частных учреждений образования. Многие будут вынуждены закрыться. Предлагаем законодательно закрепить статус малокомплектных детских садов по аналогии с малокомплектными школами и колледжами», - говорит Ольга Жаркова.

Отметим, что в СКО в настоящее время насчитывается 24 частные детские дошкольные организации, из них 12 являются малокомплектными. В последних контингент составляет от 18 до 60 детей.

Как пояснили предпринимателю, чтобы нормативно закрепить статус малокомплектных детских садов и обосновать эту необходимость Правительству, нужно провести определенный анализ и по другим регионам страны, чем «Атамекен» займется уже в ближайшее время.


По данным пресс-службы палаты предпринимателей СКО
газета "Северный Казахстан"
"О том, что больше всего волнует"
27.03.21

Поделиться статьёй: