Свой сорокалетний юбилей отмечает замечательный и талантливый актер областного драмтеатра им. Н. Погодина Ярослав Чумак

На сцене театра он выступает вот уже двадцать лет. В репертуаре юбиляра разные роли – от комедийных до трагических. В начале этого года Ярослав Чумак получил режиссерский опыт, завершив работу своего ушедшего из жизни наставника – мэтра театра Виктора Шалаева. А завтра в «погодинке» состоится премьера спектакля «Разговор, которого не было», который герой нашей публикации поставил в соавторстве с коллегой по сцене Евгением Патешкиным. Что ж, пожалуй, это лучший подарок на день рождения!

ТВОРЧЕСКАЯ НАТУРА

Ярослав Чумак родился 19 мая 1982 года в обычной рабочей семье, не имеющей никакого отношения к театральному искусству. До одиннадцати лет он с родителями жил в Алматы, где проходило его беззаботное детство. Мама Наталья Васильевна работала технологом на сахарном заводе, отец Сергей Владимирович строил Алма-Атинское метро, трудился газовщиком.

Еще в юности Ярослав увлекался чтением, отдавая предпочтение фантастике и приключениям. В школьные годы вместе с одноклассниками поставил мюзикл «Красная Шапочка», в котором он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве режиссера. Свой первый театральный опыт актер до сих пор вспоминает со смехом.

- Это был комический мюзикл с забавной озвучкой. Помню, попросил маму сшить мне короткую красную мини-юбку. Сделал разводку, мы выучили с ребятами роли и выступали со своей постановкой на классных часах. Нас даже выставили на общешкольный смотр, такой фурор мы произвели. Наверное, еще тогда я понял, как это классно – выйти на сцену и получить удовольствие от результатов проделанной работы. А аплодисменты зала были высшей наградой, - делится Я. Чумак.

В 1993 году родители Ярослава решили переехать в Северный Казахстан, в село Соколовка. Одиннадцатилетний мальчишка попал в так называемый творческий вакуум, поскольку в те годы периферия не могла похвастаться кружками и организациями, направленными на развитие детей. На культуре окружающих его подростков сказывалось очарование героями-бандитами из девяностых. Идеализация людей, способных на насилие и жестокость, и воровская романтика всегда претили Ярославу. Потому на какое-то время он отошел от творчества и напрочь отказывался выходить на сцену.

Школу Ярослав Чумак окончил в девяностые годы, когда Советский Союз развалился, а наша страна делала первые самостоятельные шаги. Выбрав экономическое направление, он не смог поступить в университет. Хотя сейчас об этом нисколько не жалеет. Не желая оставаться в родном селе, молодой человек зачислился в профессионально-техническую школу села Боголюбова, где осваивал специальность «Механизатор сельхозпроизводства». Получив через год диплом, Ярослав вернулся в Соколовку. Планировал сходить в армию, но туда его не взяли по состоянию здоровья.

- Я очень хотел пойти на воинскую службу. К тому времени в селе наступил полный развал, организации закрывались, работы не было. А на то, чтобы куда-то идти учиться, не хватало денег. Мне пришлось работать пастухом. Позже в Доме культуры мы с ребятами начали проводить для молодежи дискотеки. От одного из знакомых парней я узнал о том, что он планирует поступать в колледж искусств, где обучение бесплатное и к нему бонусом идет стипендия. Я подумал, что вот он, мой шанс вырваться из деревни. Конечно, я бы мог отправиться крутить гайки на СТО, но моя творческая натура была против этого, - делится мой собеседник.

ПОЯВИЛАСЬ ГЛУБИНА

Подать документы в колледж искусств Ярослав Чумак не успел. Он до сих пор помнит тот день, когда впервые увидел по телевизору выступление режиссера театра им. Н. Погодина Виктора Шалаева. Виктор Григорьевич рассказывал о том, как хорошо в театре, где всему смогут научить. Молодой парень загорелся и рассказал об этом своей маме. Она удивилась, а найдется ли место в театре ее сыну – механизатору по профессии?!

- Я заявил: «Поеду и буду!», на что мама ответила, что меня не возьмут. Мол, вчера пастухом работал, сегодня каменщиком, а завтра в театр?! Но я такой человек, что меня нельзя брать на «слабо». На самом деле, я до сих пор благодарен своей маме. Денег дома не было, она сняла с себя серьги, которые ей дарили родители, и отдала их мне на поездку, после чего я отправился в город, - вспоминает герой нашей публикации.

Будущий артист оказался у запертых дверей театра и чуть не уехал назад. Но вспомнил про мамины серьги и решил идти до конца. Обойдя здание, он увидел на лавочке актеров «погодинки» Дмитрия Холода и Виталия Семенова и снова хотел сбежать. Но они его остановили, поинтересовались, что он ищет, и сообщили о начале прослушиваний. По результатам конкурса обычного парня из деревни отобрали из двухсот кандидатов.

- Через два года после окончания студии меня приняли в труппу театра им. Н. Погодина. С того момента я нахожусь здесь половину своей жизни! Кстати, мои родители до сих пор вспоминают историю о том, как я попал в театр. Мама тогда за меня порадовалась, а папа как рабочий человек отнесся к ситуации нейтрально. Сказал, что помыкаюсь и вернусь назад. Вот уже двадцать лет мыкаюсь и не возвращаюсь, - смеется Я. Чумак.

Свой первый выход на сцену Ярослав помнит до сих пор. В спектакле «Кошкин дом» режиссера-постановщика Владимира Шустова ему досталась, казалось бы, незатейливая роль Огонька. Однако для начинающего актера это было целое событие! У Ярослава не сразу стало все получаться. Долгое время артиста не замечали, будто его самого что-то держало. Он часто сравнивал себя с действующими актерами театра, которые давно играли на сцене, и понимал, что ему еще многому предстоит научиться.

- У меня случился некий психологический зажим. Хотя я осознавал, что чем проще и легче актер играет на сцене, тем естественнее он смотрится. Переигрывает – тоже ничего хорошего. До сих пор при исполнении каких-то ролей мне не удается найти ту самую середину, легкость. Оттого кажется, что я неинтересен, нужно поднажать, но не переусердствовать. Вот тут-то и зажимаешься. В актерской игре необходимо держать равновесие: не заваливаться в простоту, но и не впадать в крайнюю театральность, - подчеркивает мой собеседник.

Поинтересовалась у Ярослава о любимых и главных ролях. На этот счет у актера свое мнение. Несомненно, многие артисты хотят быть на переднем плане. Но зачастую пьесы написаны так, что больше всего зрителям запоминаются те образы, из-за которых случаются конфликты.

- Возьмем, к примеру, сказку «Колобок». Главному герою нужно ходить и петь одну и ту же песню. А ведь намного интереснее перевоплотиться в хитрую Лису. Да, роль эпизодическая, но она требует больше приемов актерской игры, - уверяет Я. Чумак.

Куда важнее, если образы, сыгранные в спектакле, так или иначе перекликаются с внутренним состоянием артиста. Так случилось и в жизни Чумака, когда в одной из постановок Виктора Шалаева «Не очень простая история» он со временем стал играть будто самого себя.

- Исполняя в спектакле роль Алексея в 22 года, я не имел жизненного опыта и не понимал, о чем говорит мой герой. Когда чуть позже я столкнулся с похожей ситуацией, моя роль, что называется, стала обрастать «мясом», а в игре появилась некая глубина. Это заметили даже коллеги по сцене, - делится юбиляр.

НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ

Ярослав Чумак придерживается мнения, что актер заканчивается ровно там, где начинается его уверенность в собственной гениальности и незаменимости. Необходимо постоянно находиться в режиме саморазвития, учиться чему-то интересному и каждый спектакль играть по-новому, даже для самого себя. Этот урок он твердо уяснил, когда один из режиссеров - Алексей Орлов - заставил его, уже уверенного в себе артиста, выполнить дома задание студентов-первокурсников – придумать десять вариантов смеха.

- Я пришел домой, отрепетировал смех. Но именно в этот момент случилась переоценка ценностей. «А ты-то, пацан, еще совсем зеленый», - сказал я самому себе. И понял, что к профессии артиста нельзя относиться наплевательски. Необходимо держать себя в тонусе и не расслабляться. А еще тренировать свое психофизическое нутро. У меня был опыт, когда я на какой-то период покидал театр. Вернувшись назад, я понял, что этот перерыв сказался на мне. Практика, практика и еще раз практика! Невозможно расти профессионально, сидя и смотря из зала, - отмечает Я. Чумак.

В январе этого года ныне покойный режиссер-постановщик Виктор Шалаев, еще будучи в добром здравии, подозвал к себе Ярослава и предложил ему стать ассистентом режиссера. Актер незамедлительно согласился, хотя и чувствовал непомерную ответственность.

- Для меня это была большая честь. Ведь Виктор Григорьевич – мой учитель и наставник, благодаря которому я стал артистом. Он дал мне две путевки в жизнь – сначала актерскую, а потом и режиссерскую, - делится Я. Чумак.

В эту пятницу на малой сцене «погодинки» состоится премьера спектакля «Разговор, которого не было» по одноименной пьесе российского писателя и сценариста Родиона Белецкого. Режиссерами и одновременно исполнителями трагикомедии стали Ярослав Чумак и его коллега по цеху Евгений Патешкин. Именно таким образом они решили отпраздновать свои значимые даты.

- В конце прошлого года Евгений по причине нездоровья не смог отметить свой пятидесятый день рождения. А тут и мой юбилей подоспел. Плюс мы решили отметить двадцать лет работы в театре. В спектакле всего два героя, которых играем я и Евгений. В двух словах, это история о случайной встрече старых друзей, которые вспоминают, как познакомились, дружили, ссорились... Позже выясняется, что не совсем-то и случайна эта встреча. Ведь один из них должен сообщить другому кое-что важное. А вот что именно, вы узнаете уже на самой премьере, - заключает мой собеседник.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"В актёрской игре важно равновесие"
19.05.22

Поделиться статьёй: