СТД РФ реализует проект режиссерской лаборатории

Три молодых режиссера из Москвы - Галина Зальцман, Иван Пачин и Тимур Шарафутдинов за неделю подготовили на базе нашего драматического театра им. Погодина интересные отрывки из художественных произведений, объединенных общей темой «Драматургия 12+».

- Мы возобновили программу поддержки русских театров и занимаемся творческими командировками специалистов и режиссерскими лабораториями. Договорились с принимающей стороной о теме, нашли режиссеров, которые имеют опыт в создании спектаклей именно для подростковой аудитории. Они за короткий период подготовят три эскиза спектаклей, - рассказал куратор проекта Алексей Валиев-Корнилов. Выбранные спектакли, а это и современная драматургия Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», и популярная повесть шведского писателя Ульфа Старка «Чудаки и зануды», и бессмертная классика «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, позволяют взглянуть по-новому на подрастающее поколение. Позволяют нам, взрослым, вспомнить о чувствах, переживаниях детей и снова мысленно оказаться в стране под названием «Детство».

Судя по восторженным отзывам североказахстанцев, зацепить аудиторию удалось. Талантливые режиссеры Галина Зальцман (отрывок "Ромео и Джульетта"), Иван Пачин ("Чудаки и зануды"), Тимур Шарафутдинов ("Ганди молчал по субботам") удивили нестандартными решениями и подходами, смелостью. Чувствовалась столичная энергетика, свежий взгляд на театральную работу. За плечами приехавших мастеров, окончивших ГИТИС, «Щукинку», школу – студию МХАТ, уже есть актуальные постановки, многочисленные творческие лаборатории и фестивали.

До и после

Свою совместную работу с актерами и творческими цехами Погодинского театра первым показал Тимур Шарафутдинов. Это отрывок из современной драматургии Анастасии Букреевой. Главный герой Мот, он же Саша, (актер Роман Лахтин) живет в в обычной семье - мама (Ирина Пашкина), папа (Ярослав Чумак), сестра (Евгения Торлопова), дедушка (Анатолий Наргеленас), домашний четвероногий питомец Карамелька. Только вот развод разделил жизнь Сашки на «до» и «после».

Эти части четко передавала и сценография: сидящий и размышляющий на переднем плане Мот будто отрезан от того, что происходит на заднем плане, там эпизоды прошлого. Но вернемся к семье Саши: родители стали чужими и далекими, связь с ними у мальчика прервана. Единственное, что его радует теперь, это - игра в шахматы с бездомной Лизой (Марина Залевская), а еще молчание, тишина, которые спасают от постепенно разрушающегося привычного мира. Что еще остается, когда тебя никто вокруг не слышит?

Сколько сейчас таких Саш вокруг? Сколько разводов? Сколько родителей, которые забывают о чувствах ребенка в подобных ситуациях, решая свои взрослые проблемы…
- Об это нужно говорить, и очень громко, - считает Шарафутдинов.

Чудаки

Второй отрывок по повести «Чудаки и зануды» писателя Ульфа Старка, представил Иван Пачин. Было решено, что лучше всего для постановки подойдет декорационный зал. Интересное решение, не правда ли? Впрочем, на этом «интересности» только начинались: режиссерская задумка превратила стол - в машину, лохматый свитер - в собаку, людей - в рыб…

И снова в центре постановочного отрывка - подросток, 12-летняя девочка Симона (Оксана Дергачева), на долю которой выпало много трудностей. Переезд на новое место жительства, потеря любимой собаки Килроя, влюбленность легкомысленной матери (Марина Черняк) в неприятного мужчину (Евгений Патешкин). В новой школе Симоне тоже приходится очень сложно. Но она продолжает верить в лучшее.

Иван Пачин отмечал, что подросткам, конечно, лучше посмотреть эту историю вместе с родителями. Она дает понимание многих вещей, которые не всегда можно объяснить, выводя своего ребенка на откровенный разговор.

Вечная история: смерти нет!

Завершил удивительный вечер выходного дня отрывок из «Ромео и Джульетты». Однако подход к шекспировскому произведению оказался совсем не классический. Жанр был обозначен самим режиссером Галиной Зальцман как трагикомедия.

- Мне понравилось режиссерское решение в минимализме. Присутствовали только черная и белая одежда, превращение бытовых предметов в декорации, стремянок - в балконы, талька - в пыль, пудру для масок и так далее. Такие современные решения хорошо понятны молодежи. В диалогах героев перемен не замечено, но в игре актеров было больше иронии, а не трагизма. И на LED-экране позади персонажей сменялись ремарки, как в немом кино, с юмором подчеркивая происходящее на сцене. Однако, что интересно, это не превращало действо в буффонаду, не искажало тему жизни и смерти через призму судеб Ромео (Артур Вайковский) и Джульетты (Елена Вахрина), - поделился своими впечатлениями о спектакле заведующий литературной частью драмтеатра им. Н. Погодина Павел Рощупкин.

- Я взяла для работы материал, который всем известен. Но интересно посмотреть на него с точки зрения современности. Это пьеса не просто про любовь, она - про войну. Что такое война, которая рождает только ненависть? И что может выйти из этой ненависти? Никто не знает, где начало этой вражды. Весь город просто живет по инерции: одни ненавидят тех, другие - этих. В городе хаос, из-за ненависти происходят смерти. И люди заигрывают со смертью, а она ходит рядом и ждет, - рассказывает Г. Зальцман. - Поэтому персонаж - королева Маб - это королева смерти, она проводник всего, она всегда рядом и ждет момента, когда ударить.

Однако в финале отрывка задаются жизнеутверждающие мотивы, а на экране замирает надпись: «Смерти нет»!

После показа режиссеры вышли к зрителям. Куратор лаборатории, представляющий Центр поддержки русских театров за рубежом СТД РФ, Алексей Валиев-Корнилов и режиссеры поблагодарили наш город за теплый прием. Зрителям понравились и разные творческие подходы, и поднятые проблемы взаимоотношений детей и родителей. Режиссер того отрывка, который признают лучшим, в следующем году при содействии СТД РФ станет постановщиком полноценного спектакля.


Алена Любушак
газета "Неделя СК"
"Творческая лаборатория: режиссёры из Москвы удивляли нашего зрителя"
30.08.18

Поделиться статьёй: