Спартакиаду среди детей с особыми образовательными потребностями под названием "Разные - равные" провел центр поддержки детей с аутизмом «Асыл-Мирас»

Веселое спортивное мероприятие приурочили ко Всемирному дню распространения информации об аутизме.

Четыре команды по шесть детей и по шесть родителей в каждой стройными рядами выстроились на старте, чтобы показать, на что они способны, узнать, кто из них быстрее и проворнее. Всего организаторы включили в программу спартакиады три блока спортивных состязаний, за выполнение которых лучшие команды получат медали и подарки. Однако здесь, по словам руководителя аутизм-центра «Асыл-Мирас» Назгуль Тортуловой, важнее общение детей, формирование здоровой и благоприятной атмосферы согласия и взаимопонимания, сохранение спортивных традиций и пропаганда здорового образа жизни среди детей с особыми образовательными потребностями и их родителей.

Назгуль Аккозыевна подчеркнула, что такую спартакиаду аутизм-центр «Асыл-Мирас» проводит впервые. Мероприятие приурочили ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, который отмечается 2 апреля.

- Как организация, которая занимается с детками с расстройством аутистического спектра, мы не остались в стороне от этого дня, и сегодняшняя наша спартакиада направлена не только на физическое развитие детей и пропаганду здорового образа жизни. Главное - мы хотели бы донести до общественности, что дети с расстройством аутистического спектра способны на большие победы. Такое мероприятие - это большой плюс в деле социализации и успешной интеграции детей в общество. Мы верим, что наши детки также будут участвовать в больших соревнованиях, где они покажут свои успехи. А сегодня это наши первые шаги, - поделилась Назгуль Тортулова.

Она рассказала, что такой формат мероприятия для детей с расстройством аутистического спектра необычен прежде всего тем, что невозможно предугадать реакцию детей на шумные и массовые спортивные соревнования вне привычной обстановки. Ведь в основном дети с РАС привыкли к занятиям в кабинете, где структурированная среда, к которой ребенок привык. Спартакиада же, по сути, - выход из зоны комфорта, что для детей волнительно, вызывает страх и непонимание и даже может привести к нежелательному поведению. Хотя, по словам руководителя аутизм-центра «Асыл-Мирас», в прошлом году на четырехлетие центра ребята принимали участие в концерте и даже выступали не сцене. Концерт прошел успешно, несмотря на то, что некоторые детки за кулисами волновались и даже плакали, демонстрируя живые эмоции и переживания.

- Для меня как для человека, который в аутизме восемь лет, было удивительным фактом, когда они выходили на сцену, мгновенно собирались, регулировали свои эмоции и продолжали выступление. Они понимали, что перед ними стоит задача хорошо выступить, и они это делали. Поэтому я уверена, что сегодня наши детки покажут себя, - подчеркнула Назгуль Тортулова.

В спартакиаде участвуют четыре команды. Две сформировали из числа тех, кто посещает коррекционные кабинеты №1 и №2, и две - от тренинг-центра «Көмек» и центра поддержки детей с аутизмом «Асыл-Мирас».

Шестилетняя Оля пришла на спартакиаду с мамой Ириной, которая рассказала, что четыре года назад дочке диагностировали расстройство аутистического спектра, хотя уже к году родители заметили, что ребенок не откликается на свое имя, у девочки отсутствует указательный жест и другие признаки РАС.

- Ей было неважно, есть рядом родственники, родители или нет. У нас были истерики, непонимание речи и другие сопровождающие диагноз факторы. Мы обратились в нашу психолого-медикопедагогическую консультацию, после чего ездили в Астану в центр «Асыл-Мирас» на диагностику, и через полгода нас пригласили на первый курс реабилитации в центр, который тогда открылся в Бесколе. Мы пошли в группу ранней поддержки, тогда нам еще не было и трех лет. Нам это очень помогло. В «Асыл-Мирас» мы проходим уже пятый курс и каждый раз чего-то добиваемся. Несмотря на то, что курсы у нас длились по три месяца, все остальное время я была на связи с педагогами и специалистами центра, в любое время могла позвонить, получить консультацию. Когда мы только пошли в первый раз в «Асыл-Мирас», у нас к трем годам было звукопроизношение, но не было речи как таковой, не было понимания речи. Сейчас дочке шесть лет, она ходит в общеобразовательную школу в первый класс с тьютором, хорошо читает, даже лучше некоторых норматипичных детей. Учитывая, что мы не посещали детский сад, адаптация у нас проходит более или менее нормально. Программа обучения у нас не упрощенная, а адаптированная, потому что у нас убрали умеренную умственную отсталость, которую ставили раньше, - поделилась Ирина С.

По словам женщины, такие мероприятия, как спартакиада, очень важны не только для детей с расстройством аутистического спектра, но и для их родителей. Это возможность живого общения, когда каждый может поделиться своими проблемами, узнать что-то новое. К тому же Ирина считает, что, когда родители только сталкиваются с диагнозом РАС, они не знают и не понимают, что делать и как решать проблемы. Она рассказала, что в свое время нашла такую помощь и поддержку в центре «Асыл-Мирас», где родителям объясняли, что заниматься с детьми нужно не только в самом центре и не только специалистам, но и родителям дома, чтобы был виден результат и ребенок в будущем мог учиться и жить в обществе.

Один из членов жюри - методист центра методической работы и информационных технологий управления образования Елена Балтина - отметила, что такие мероприятия, направлены на формирование инклюзивной культуры в обществе, поддержку института семьи, так как дети участвуют вместе с родителями.

Всего в Северо-Казахстанской области в трех ПМПК насчитывается более 4800 детей с особыми образовательными потребностями. Из них 723 ребенка с нарушением общения и социального взаимодействия или, говоря языком медицинским, - с расстройством аутистического спектра.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в мире примерно у одного из 100 детей имеются признаки расстройства аутистического спектра.

В Казахстане, по официальным данным, число детей с РАС превышает 12 тысяч человек.

***

Ежегодно с 2008 года 2 апреля во всем мире отмечается день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он установлен резолюцией Генассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. Еще в середине ХХ века диагноз РАС ставили крайне редко.

***

В 2024 году тема Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма - «От выживания к процветанию: люди с аутизмом обсуждают региональные перспективы».


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Разные – равные"
06.04.24

Поделиться статьёй: