В Актобе прошёл национальный тренинг по проблемам миграции

Социальную интеграцию мигрантов в Казахстане усложняет языковой барьер и сложности с нострификацией (признанием) документов об образовании. Также тревожную тенденцию, по словам главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ирины Черных, составляет то, что в страну приезжают менее квалифицированные люди, в то время как уезжают молодые люди со средним специальным и высшим образованием.

Об отложенной эмиграции, «утечке мозгов» и других проблемах миграции внешней и внутренней шла речь на национальном тренинге Международной организации по миграции, который прошел 18-19 апреля в Актобе.

Каждый седьмой человек в мире - мигрант

Люди всегда ищут, где лучше. Они бегут от войны, ищут более престижную работу и более комфортную жизнь. По словам Ирины Черных, сегодня отмечается беспрецедентная мобильность людей, каждый седьмой человек в мире - мигрант. Порядка 250 миллионов человек, около 4 процентов глобального населения Земли, – это международные мигранты. Из них примерно 160 миллионов едут в другие страны в поисках работы.

Для мигрантов из Центральной Азии не только своеобразной перевалочной базой, транзитной страной, но и страной принимающей, является Казахстан. Например, благодаря этнической репатриации, начиная с 90-х годов, численность представителей титульной нации в нашей стране увеличилась почти на миллион. От общего числа прибывших этнических казахов 61,6% составляют выходцы из Узбекистана, 14,2% - иммигранты из Китая; 9,2% - из Монголии; 6,8% - из Туркменистана и 4,6% из России.

Свой вклад в экономику Казахстана вносят трудовые мигранты из стран Центральной Азии. Хотя наиболее привлекательной страной в плане трудоустройства для них продолжает оставаться Российская Федерация, по данным отчета МОМ, мигранты, следовавшие через Казахстан транзитом, зачастую решают здесь остаться после получения отказа во въезде в Россию. А кто-то стремится устроиться на работу именно в Казахстане вместо эмиграции в Россию.

Значительную долю мигрантов составляют студенты. По данным МОН РК, в 2018 году в Казахстане обучалось 20 тысяч иностранных студентов. В их числе более 3600 граждан Узбекистана, более 3200 граждан Индии, порядка 1300 граждан Туркменистана, а также студенты из Китая и Кыргызстана. Кроме того, официально зарегистрированы в Казахстане порядка шести сотен беженцев - выходцев из Афганистана, Сирии, Узбекистана, КНР и других стран. Причем многие из них, по словам Ирины Черных, проживают в нашей стране уже более 10 лет.

Проблемы интеграции

В отличие от мигрантов из России, которые довольно легко интегрируются в многонациональное казахстанское общество, этнические казахи из Китая, Монголии и Узбекистана более уязвимы в силу целого ряда причин, одна из которых – незнание русского языка. Так, незнание русского языка сослужило плохую службу с семьей 70-летнего Тусипа, переехавшего в Казахстан из Китайской Народной Республики вместе с женой и тремя детьми. Их поселили в селе Сырымбет Ескельдинского района Алматинской области. Срок действия удостоверений оралманов, которые члены семейства получили еще в 2013 году, давно истек, ведь они выдаются всего на один год. Но иммигранты не знали этого, так как не умели читать по-русски. Они были уверены, что как вид на жительство, удостоверения действительны в течение нескольких лет. В результате из-за просроченных удостоверений они не могут получить гражданство РК. Кроме того, в октябре истекает срок действия китайского паспорта у супруги Тусипа. Для продления документа ей нужно выехать в Китай, однако семья опасается, что из-за нарушения паспортного режима она может быть там задержана.

Двадцативосьмилетняя Хадиша приехала в Казахстан в поисках работы из Каракалпакии по приглашению подруги. Та помогла ей устроиться нянечкой двоих детей в одной алматинской семье. Никакого договора с работодателями девушка не составляла, платили ей 70 тысяч тенге в месяц. Хадиша жила и питалась в семье бесплатно, но со временем превратилась из нянечки в домашнюю работницу. На ее плечи легли все заботы о доме, причем, на зарплате это никак не отразилось. Работала девушка без выходных, выйти из дома, чтобы встретиться с подругой, могла только с разрешения хозяйки. Она так сильно уставала, что стала себя хуже чувствовать и начала думать, как бы сменить работу.

Это реальные истории трудовых мигрантов, которые пришлось разбирать на тренинге участникам, чтобы определить, какого рода помощь требуется от государственных органов, неправительственных организаций либо местного сообщества, чтобы помочь людям интегрироваться в казахстанское общество. Ведь незнание законов, незнание языка и незаключение официальных договоров с работодателями для некоторых мигрантов из Китая, Узбекистана и Каракалпакии вообще заканчивается трудовым рабством, вырваться из которого им удается только благодаря помощи неправительственных организаций и после обращения в правоохранительные органы.

Для интеграции этнических переселенцев в Казахстане помимо подъемных, которые обычно уходят на переезд из страны проживания и перевозку имущества, необходимо обучение русскому языку и профессии, а также материальная поддержка в течение, по крайней мере, первых пяти лет жизни в чужой пока для них стране. Так считают представители неправительственного сектора, которые работают с мигрантами.

Интервью с приглашенными на тренинг иммигрантами, которые рассказали участникам свои истории, помогли участникам больше узнать о проблемах, с которыми сталкиваются люди, приехавшие в другую страну на ПМЖ. Одна из таких проблем – сложности с легализацией документов об образовании. Для молодой женщины, переехавшей на историческую родину из КНР, невозможность нострификации диплома медсестры в Казахстане перекрыла путь в профессию. У многодетной оралманки просто нет ни денег, ни времени, ни соответствующих знаний, чтобы легализовать китайский диплом в Казахстане.

Факторов, делающих переселенцев уязвимыми, неспособными к сопротивлению трудным жизненным обстоятельствам, множество. В их числе невозможность самостоятельного выбора места жительства, сложные условия экономической адаптации и трудоустройства, отсутствие образования и квалификации, недружественное отношение местного сообщества и много еще чего. Как следствие, эти люди нуждаются в особой опеке государственных органов и неправительственного сектора. Ведь их адаптация на новом месте, культурная и экономическая интеграция, послужат во благо не только самих мигрантов, но и местного сообщества.

Утечка мозгов

Рассказывая об основных характеристиках внешней миграции в Казахстане, Ирина Черных отметила, что она характеризуется так называемой «утечкой мозгов». То есть существует нехорошая тенденция выезда из Казахстана молодых, образованных людей.

«Уровень эмиграционной мобильности лиц с высшим образованием достаточно высок – в 2017 году лица с высшим образованием (11 290 человек) составили 29,9% из общего числа выехавших из Казахстана (каждый третий-четвертый). Из общего числа въехавших в страну высшее образование имело 2 736 человек или всего 17,5% (каждый шестой). С 1992 по 2005 годы из Казахстана выехало от 200 до 250 тысяч человек с высшим и незаконченным высшим образованием. Экспертные оценки ущерба – 100-125 млрд. долларов», - отметила Ирина Черных.

Среди эмигрантов имеется доля лиц пенсионного возраста, которая превалирует над аналогичной группой иммигрантов.

В 2015 году, по словам Ирины Черных, из Казахстана выехало 2 270 пенсионеров, въехало в страну 1 189 (в 2 раза меньше). Когда начнутся выплаты пенсий в рамках накопительной пенсионной системы, данный фактор потеряет свое позитивное значение».

С середины 2010-х годов фиксируется тенденция, когда из Казахстана стали выезжать целыми семьями, вместе с детьми, отмечается миграция лиц младше 15 лет. По данным И.Черных, если в 2010 году из Казахстана выехало 4 083 молодых человека, а въехало – 10 217 (почти в 2,5 раза больше), то в 2015 году число выехавших (22 095 человек) в 2,5 раза превзошло число въехавших (8 917 человек).

В целом за последние семь лет из Казахстана уехало порядка 300 тысяч человек. По количеству это не так много, учитывая годовой прирост населения в 250 тысяч человек, - отмечают эксперты, - но по качеству это наиболее образованная и квалифицированная часть общества.

Оставляют желать лучшего и миграционные настроения молодых казахстанцев. По мнению Ирины Черных, чревата нехорошими последствиями так называемая «отложенная эмиграция».

«По ряду исследований фиксируется, что порядка 20-24 процентов населения имеет идею эмигрировать. Но это не значит, что человек сидит на чемоданах, что человек продает недвижимость, покупает билеты и выезжает из страны. Отложенная эмиграция может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Люди могут 10 лет жить с идеей уехать из страны, но при этом они будут здесь оставаться, жить и работать дальше. Но в чем проблема? Проблема заключается в том, что человек, имеющий идею и возможности, и перспективы уехать на ПМЖ в другую страну, менее активен здесь как гражданин, как предприниматель, как семьянин. И разные другие статусы его менее активны.

То есть люди могут не покупать квартиры, считая, что вдруг завтра соберутся и уедут. Люди будут откладывать процесс рождения детей. Люди будут менее активны в развитии собственного бизнеса, опять-таки руководствуясь идеей, что лучше я уеду и буду делать бизнес в другой стране. Вот в этом смысле отложенная эмиграция может являться проблематичной. То есть человек не настолько социально и экономически, и в других статусах активен, как он мог бы быть активен. Как правило, люди с идеей отложенной эмиграции не всегда будут отстаивать свои права», - поделилась Ирина Черных.

Эксперты считают, что реальной картины эмиграции молодых казахстанцев в ближнее и дальнее зарубежье не передает ни статистика, ни принятая в стране система миграционного надзора, пока они не оформили выезд на ПМЖ. В подтверждение этого Ирина Черных привела данные Комитета по статистике МНЭ РК, свидетельствующие, что в 2017 году на учебу в Россию выехало из Казахстана 76 человек. Между тем, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2016-2017 учебном году по образовательным программам высшего образования в России обучалось более 64 тыс. казахстанцев.

По данным Центра социальных и политических исследований (результаты опросов) среди желающих эмигрировать из Казахстана 52% составляют русские, 31% казахи и 17% другие этносы. Среди опрошенных 29% составляют люди в возрасте 25-34 лет и 22% в возрасте 35-44 лет. Из них 44% люди со средним специальным образованием и 33% люди с высшим образованием. Приток населения из стран Центральной Азии компенсирует количественно, но не качественно выбытие казахстанских граждан.

Несмотря на то, что в современном мире миграция представляет собой естественный процесс, а не угрозу, надо полагать, государству необходимо принимать какие-то действенные меры, чтобы конкурировать с другими странами в привлечении квалифицированной рабочей силы из других стран и предотвращению «утечки мозгов» из Казахстана.


Зауре Жумалиева
газета "Неделя СК"
"Где она, земля обетованная?"
25.04.19

Поделиться статьёй: