Сложно ли в Северном Казахстане заниматься цветочным бизнесом?

Главной головной болью североказахстанских цветочников является транспортировка. Собственных плантаций в регионе с резко континентальным климатом нет, поэтому цветы приходится везти из-за рубежа. Ближайший пункт в Казахстане, где можно закупить гвоздики и розы, расположен в Степногорске. «Северный Казахстан» выяснял, насколько рентабельным в таких условиях может быть бизнес.

Доставить - проблематично

Северо-Казахстанская область из-за сложных погодных условий не слишком подходит для круглогодичного разведения цветов. Из-за этого решившие попробовать себя в цветочном бизнесе должны быть готовы к целому ряду неудобств и трат.

- Сложность цветочного бизнеса в СКО заключается в доставке цветов до Петропавловска, - рассказывает петропавловский флорист Елена Романова. - Соответственно их состояние при транспортировке ухудшается, и цена за счет аренды дополнительного транспорта увеличивается. К примеру, в Алматы, в Нур-Султане, в российский Екатеринбург цветы доставляют прямиком из Голландии самолетом. Чтобы привезти цветы из точек реализации до Петропавловска в целости и сохранности, необходимо нанимать машину с рефрежератором. Также в крупных городах есть свои плантации, на которых можно приобрести хороший местный цветок. Но отсюда ближайшая находится в Степногорске, где выращивают розы и гвоздики. Еще в теплое время года бизнесмены закупают тюльпаны у местных жителей. В Екатеринбурге есть крупные плантации, куда я могу приехать в любой день, выбрать и срезать свежий цветок и отправить в Петропавловск. Так будет гораздо быстрее, дешевле и свежее. Но, конечно, Голландия и Эквадор отличаются огромным выбором экзотических цветов. Поэтому основной закуп происходит там.

Транспортная нагрузка, безусловно, сказывается на конечной стоимости цветов. Хотя итоговому ценнику предшествуют и другие факторы.

- Стоимость цветка складывается на нескольких этапах, - объясняет флорист. - Это торги на аукционах в Голландии, доставка до транспортной компании, авиаперевозка, доставка поставщиком до нашего магазина. И каждый получает свой определенный процент. А наша наценка остается неизменной. Учитывается и то, что у каждого цветка есть сезонность. К примеру, многие хотят пионы, но сейчас не их время. Но если на свадьбу невеста очень хочет заполучить эти цветы, то мы, конечно, их заказываем. Тогда цена будет в три раза дороже. В сезон пионы стоят 350-500 тенге за штуку. В межсезонье - до 1,5-2 тыс. тенге за единицу. На данный момент дорогим цветком считается гортензия. Вчера мы привезли ее по цене 3,5 тыс. тенге за штуку, тогда как ранее ее цена достигала 5 тыс. тенге за один цветок. Часть цветов стараемся закупать на местах. Это уже в упомянутом выше Степногорске и у местных бабушек. Уже сейчас у них растут тюльпаны. Многие, кстати, каждый год специально для местных цветочных магазинов высаживают сортовые тюльпаны, которые уже в мае готовы к продаже.

В конкурентных условиях

Что касается внутреннего рынка, то без конкуренции здесь не обходится. К этому также нужно быть готовым, начиная бизнес. Это подтверждает и руководитель салона цветов «Астра» Светлана Питула. Цены сбиваются очень часто и причина тому проста - чтобы цветок не «пропал». Если магазин имеет на определенном участке монопольное положение, то такая ситуация на других, в принципе, никак не отразится. Но другое дело, когда торговые точки расположены компактно, что в нашем городе наблюдается очень часто. Тогда демпинг одного магазина начинает наносить удар по всем остальным.

- Если ты работаешь один и в твоем окружении нет конкурентов, то да, поднять или опустить цену - это твое право, - считает С. Питула. - Молодые студии, допустим, у нас молодцы - они работают на сервис и цены у них соответственно выше. Обычные же цветочные магазины, работая по всем направлениям, должны выдавать и хорошее качество, и удобную для покупателей стоимость. Поэтому, когда кто-то начинает демпинговать, на нас это очень отражается.

- Демпингуют же в основном новые студии, которые только-только открылись, им надо наработать клиентуру и они тем самым снижают сильно цены, даже могут по себестоимости отдавать, - дополняет коллегу Елена Романова. - Но так долго не проработаешь и соответственно они через полгода закрываются. Пример: уже две студии рядом с нами закрылись. Хотя неплохо они поработали на 8 Марта, а бывают ведь и периоды затишья. Видимо, не выдержали этого.

Возможности для старта

Петропавловск, считают представители сферы, - город, в котором есть хорошая возможность для старта цветочного бизнеса. О новом магазине или студии могут узнать буквально за неделю, если создать интересный проект. Это особенность маленького города. В более крупных ситуация иная.

Так, например, Екатеринбург состоит из 7 районов. Один район по размеру такой же, как Петропавловск. И в каждом из них есть уже свои наработанные точки. В Петропавловске покупатель готов приехать в студию из любых уголков города, тогда как в уральской столице вряд ли кто поедет в другой район, потому что поблизости таких магазинов уже имеется очень много. Могут заказать, конечно, доставку, но огромные пробки растянут этот процесс на несколько часов. Тогда как в Петропавловске любой букет можно доставить в течение 10-15 минут.


Павел Притолюк
газета "Северный Казахстан"
"Дорогое удовольствие"
30.05.19

Поделиться статьёй: