Штраф в размере 88 млн тенге должна выплатить экс-руководитель райотдела образования в СКО

В Петропавловске огласили приговор скандально известной чиновнице.

В Петропавловском городском суде огласили приговор по делу о хищении бюджетных средств, даче и получении взятки. Помимо бывшей руководительницы отдела образования района Магжана Жумабаева Сары Рамазановой на скамье подсудимых оказались также ее подчинённая (бухгалтер) Ботагоз Казангапова, индивидуальный предприниматель Олжас Темирбаев и экс-руководитель отдела департамента внутреннего государственного аудита Айнагуль Омурзакова.

«В ноябре 2022 года при пособничестве индивидуального предпринимателя похищены бюджетные средства и причинен ущерб государству в сумме более семи миллионов тенге, выделенных на текущий ремонт автоматической пожарной сигнализации в семи школах района Магжана Жумабаева, - говорится в материалах дела. - Кроме этого, Рамазанова при пособничестве главного бухгалтера отдела образования похитили более одного миллиона тенге, из которых дали взятку руководителю отдела аудита и финансовой отчетности департамента внутреннего государственного аудита в размере 650 000 тенге».

Трое подсудимых вину признали частично, Омурзакова – полностью. Прокурор просил лишить подсудимых свободы, но суд с учетом полного возмещения причиненного государству материального ущерба назначил всем альтернативное наказание в виде штрафов, размеры которых, конечно, простых смертных впечатлили.

Саре Рамазановой, признанной виновной в совершении уголовных правонарушений по статьям 189 ч.3 п. 1,2 и 367 ч.3 п.1 УК РК (присвоение и растрата вверенного чужого имущества и дача взятки) - штраф в сумме 88,6 млн тенге, Казангаповой (статьи 28, 189 и 367 УК РК) - 21,6 млн тенге, Омурзаковой (ст. 366 УК РК – получение взятки) – 26 млн тенге и Темирбаеву (ст.28 и 189 УК РК) - 76,1 млн тенге. Подсудимые пожизненно лишены права занимать должности на госслужбе.

При назначении наказания Рамазановой решено зачесть срок ее нахождения под стражей - с 14 декабря 2022 года по 1 февраля 2024 года включительно, что в денежном эквиваленте равно сумме 6 млн 128 тысяч тенге. Отягчающим ее вину обстоятельством названо нарушение присяги.

- Суд разъясняет мотивы принятого решения: доказательствами обвинения, представленными в суде и исследованными в полном объеме, вина подсудимых нашла свое полное достаточное и объективное подтверждение, - сказал судья Михаил Гусев. - При назначении наказания суд учел обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность. Для Омурзаковой – ее чистосердечное раскаяние, она своими действиями способствовала раскрытию преступления, Темирбаева – принятие мер к возмещению ущерба, наличие троих маленьких детей, Рамазановой – ее возраст и состояние здоровья, которое расценено как болезненное. Также суд принял во внимание оплату в доход государства. Казангапова находилась в служебной зависимости, имелись заболевания. Данные обстоятельства послужили поводом для альтернативного наказания в виде штрафа, что предусмотрено санкциями соответствующих статей.

Принимая во внимание, что имело место незаконное обогащение со стороны виновных, суд пришел к выводу о возможности назначения существенного штрафа. По мнению суда, это послужит исправлению осужденных. Хочу оговориться, что суд предоставляет осужденным для добровольной уплаты штрафа 1 месяц, в противном случае будет принудительное исполнение. Если и после этого не будет исполнено, наказание в виде штрафа будет заменено на лишение свободы. А это до семи лет.

***

У осужденных, которые, к слову, выступили против, чтобы их изображения попали в СМИ, вопросов не возникло. Они, судя по всему, были просто рады, что остались на свободе. Приговор в законную силу не вступил.

Напомним, с Сарой Мироновной Рамазановой был связан большой скандал, разразившийся в Петропавловске в начале 2020 года. Тогда она занимала должность руководителя городского отдела образования. Речь о передаче в доверительное управление трех крупных детских садов в центре Петропавловска. Журналистам поступили жалобы, что там подскочила оплата, стали увольняться сотрудники, которые боялись потерять соцпакет, очередь на жилье по госпрограмме для бюджетников.

В управлении образования СКО пояснили, что передача осуществляется в рамках пилотного проекта и что от этого только все выигрывают: и государство, и частники, и дети с родителями. От государства на каждого ребенка частник будет получать подушевое финансирование. Оно рассчитано на питание детей, оплату заработной платы и коммунальных услуг. От инвестора требуется содержать здание в порядке, проводить все виды ремонта, обеспечивать дополнительные образовательные услуги.

«Можно назвать это пилотным проектом, чтобы осуществить возможность более эффективного экономического менеджмента учреждений дошкольного образования, а также с целью привлечения дополнительных инвестиций, - прокомментировали тогда в управлении. - Бюджет выплачивает суммы только в рамках государственного заказа. Остальные расходы ложатся на частного инвестора. В каком-то смысле это экономия для государства. Инвестор должен обеспечивать весь социальный пакет для работников, содержание и жизнедеятельность учреждений, внести определенные инвестиции согласно договору».

Именно это ведомство - управление образования – и было разработчиком и реализатором проектов по передаче в доверительное управление детских садов по договору государственно-частного партнерства (ГЧП). Стоит ли удивляться, что «свое детище» там могли только хвалить. В управлении заверили, что реализация проекта пойдет всем на пользу.

Однако горожан это совершенно не убедило. Особенно возмутило, что выбор пал не на ветхие объекты, явно требующие инвестиционных вливаний, а на относительно новые добротные садики в центре города, явно не требующие больших инвестиционных вливаний, где к тому же недавно проводился ремонт. Передача в доверительное управление садиков, выбор которых откровенно объясняли привлекательностью для частника, выглядела тем более странной, что с высоких трибун заверяли: расходы государства на образование только растут, проблем с финансированием нет и в помине. К тому же все три объекта были госпредприятиями, которые могли и сами зарабатывать, предоставляя различные услуги. Суммы, которые частники, согласно предоставленной акиматом информации, обязались инвестировать в течение 10 лет в объекты (оборудование и капремонты), впечатления не произвели. Вопрос передачи вообще не обсуждался ни с депутатами городского маслихата, ни с общественным советом.

Примечательно, что привлекательные объекты достались исключительно «нужным людям». Негодование общественности было столь велико, что в дело вмешалась прокуратура Северо-Казахстанской области, выявив нарушения: при решении вопроса по садикам не была создана межведомственная проектная группа, в СМИ информация о результатах конкурса не публиковалась, а данные по квалификационным требованиям оказались недостоверными.

Был и факт «конфликта интересов со стороны государственного служащего», с 11 ноября 2019 года по 17 января 2020 года учредителем одной их двух частных фирм, которым передавались в доверительное управление садики, был… гражданский муж Сары Рамазановой.

Договоры были расторгнуты, детсады возвращены в коммунальную собственность, а несколько чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности. Выговор получила и глава городского отдела образования Рамазанова.

***

К слову, она в тот же период успела посудиться с журналистом. Тема передачи садиков была одной из самых горячих в соцсетях. Одному из участников дискуссии – молодому корреспонденту районной газеты Сара Рамазанова предъявила иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Чиновнице не понравилась одна фраза в комментарии, где ее имя не упоминается, но присутствует слово… «мафия».

После скандала она уволилась, но из обоймы, как говорится, не выпала. Тогда журналистам стали приходить сообщения от жителей райцентра Мамлютка. В них рассказывалось, что с начала апреля 2020 года в Мамлютском районном отделе образования вновь работает заведующей методическим кабинетом Сара Рамазанова. Мол, ее возвращение в Мамлютский районной отдел образования после скандала с детсадами вызвало удивление у некоторых работников отдела, педагогов и простых граждан. Как следует из сообщения антикоррупционной службы, на момент задержания Рамазанова возглавляла отдел образования района Магжана Жумабаева.

Тогда антикоррупционная служба ограничилась сухим сообщением, что в отношении чиновницы проводится досудебное расследование по факту взятки. Однако кто кому, за что и сколько давал, для СМИ осталось тайной. Иная информация не подлежит разглашению, традиционно подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Спустя более чем полгода борцы с коррупцией приоткрыли завесу с этого дела. В ходе брифинга руководитель (на тот момент) департамента Агентства РК по противодествию коррупции Северо-Казахстанской области Сергей Перов сообщил, что завершен внешний анализ коррупционных рисков в сфере среднего и дошкольного образования, которая за последние годы входит в топ-3 коррумпированных. В этой сфере по республике совершено более 300 уголовных правонарушений, осуждены 143 человека.

- К примеру, если взять нашу область, то в настоящее время на скамье подсудимых – экс-руководитель районного отдела образования Рамазанова Сара Мироновна, которая за взятку в сумме 650 тысяч тенге пыталась уладить вопрос с сотрудниками госаудита, - сказал Перов. - Собственно, эта сумма не из кошелька чиновницы, а средства, похищенные из госбюджета. Кроме того, она в сговоре с индивидуальным предпринимателем похитила бюджетные средства, приняв фактически невыполненный объем работ по ремонту пожарной сигнализации в семи школах района, причинив ущерб в размере 7 млн тенге. Виновность Рамазановой будет определена судом. Так как в соответствии с Конституцией и Уголовно-процессуальным кодексом, каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении уголовного правонарушения не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Дорогая свобода"
08.02.24

Поделиться статьёй: