Шолпан Каринова ответила на многочисленные обращения родителей, которые жалуются на систему оценок в школах и просят отменить ее

Ранее критику об обновленной учебной программе высказала учитель из Кокшетау Алия Ахетова. По ее словам, система оценок порождает тревогу, стресс и заведомое ожидание отрицательного результата. Инициативу министерства образования и науки Казахстана о нововведениях в образовательный процесс она назвала "жестоким и бесполезным экспериментом".

"Если честно сказать, у детей нет интереса. У них нет стимула, нет заинтересованности в каждом уроке. Они только и ждут СОЧ (система суммативного оценивания за четверть), чтобы там заработать оценку, потому что дома родители спрашивают, что ребенок получил, по привычке. Оценка всегда была методом материального стимулирования детей", - сказала Ахетова.

Вместе с тем, по ее словам, обновленная система, согласно которой ученики могут сами выбирать интересующие их предметы, лишает их возможности в будущем поступить на те или иные факультеты без базовых знаний.

Отреагировал на ее заявление и президент Казахстана, поручив профильному ведомству разобраться в данном вопросе.

В министерстве образования и науки создали рабочую группу для обсуждения новой системы оценивания знаний в школах. И вот на данную тему высказалась вице-министр образования и науки Казахстана Шолпан Каринова, которая, напомним, с 2009 по 2012 годы была заместителем главы управления образования Северо-Казахстанской области, в мае 2012 года была назначена заместителем акима Петропавловска по социальным вопросам, с июля 2013-го по 2017 год руководила управлением образования Северо-Казахстанской области.

"Обсуждения идут, поступают предложения. Учителя спорят, соглашаются, доказывают, дополняют друг друга. Советуются с коллегами. Обсуждены вопросы учета баллов при проведении формативного оценивания, частотность СОР и СОЧ и другие вопросы, поднимаемые учителями.

Но учителя однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, по сути 3-бальной системе, нельзя.

Учителя понимают и считают, что методология системы критериального оценивания правильная и она обеспечила новые стандарты и механизмы оценивания, сопоставимые с требованиями систем оценивания ведущих стран. Поэтому отказываться от критериальной системы мы не будем.

Поясняю. Обновление содержания образования, которое началось в 2016 году, потребовало и новые формы отслеживания результатов обучения, введена система критериального оценивания.

Ранее стандарт предполагал акцент на усвоение фактологических знаний, уровень которых оценивался через пересказ и воспроизведение небольших фрагментов на уроках, тестирование и систему контрольных срезов. Такой подход соответствовал информационному обучению, когда учащимся предлагался переработанный и готовый материал.

В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность. Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способности применять знания и навыки мышления более высокого уровня (как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур.

Фактически СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы, а СОЧ – это четвертные контрольные работы.

В количестве выполняемых контрольных работ в старой и новой системе оценивания нет существенных различий.

К примеру, в Типовых учебных планах (ТУП) по предметам «Казахский язык»/«Русский язык» 2013 г. установлены следующие виды контрольных работ: диктант, изложение, сочинение, тестирование, контрольный диктант в количестве от 13 до 15 в год в начальной школе (2 классе - 15, 3 классе - 14, 4 классе - 13).

В рамках обновленного содержания количество СОР и СОЧ в этих классах меньше и составляет 12 работ в год. По предмету «Математика» в ТУП - 2012 г. в 5 классе количество контрольных работ составило 13, а количество СОР и СОЧ – 14 работ. А в 6 классе количество СОР и СОЧ по новым программам меньше, чем их было согласно программам 2012 г. По предмету «Химия» по ТУП 2012 г. количество практических/контрольных работ - 11, по ТУП 2016 г. - 12 СОР и СОЧ.

Так можно продолжить анализ и по другим предметам.

Изменения коснулись лишь процессов составления учебных заданий и проверки работ учащихся по четким критериям оценивания. Это обосновано необходимостью повышения качества и объективности оценок, а также тем, что ученик должен сам понять, чего он достиг и над чем еще нужно работать.

Ранее оценка в контрольной работе выставлялась методом вычитания, т.е. количество допущенных ошибок и помарок влияло на результат (например, согласно нормам без ошибок - 1 ошибка – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4-5 ошибок и более – «2»).

Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и обеспечивает освоение учебной программы, т.е. способствует повышению качества знаний.

Что касается учителей. При старой системе учителя начальных классов проверяли тетради каждый день, и это было для них привычным делом. Ежедневно они проверяли письменные работы 25 учащихся по нескольким предметам, и на следующий день приносили в класс проверенные задания с комментариями.

Для учителей казахского, русского языков, математики, физики, химии, биологии в средних и старших классах, где также были письменные работы, лабораторные и практические работы, было обычным явлением – проверять тетради.

Сегодня при проверке СОР и СОЧ данные учителя также не испытывают сложностей.

Затрудняются, конечно, учителя устных предметов, у которых в старой системе не было письменных работ, и они привыкли оценивать только устные ответы учащихся.

Что касается учащихся. Дети, которые пошли в 1 класс в 2016 году по обновленной программе обучения, которых сразу оценивали формативно и суммативно, активно внедрились в новые условия. Они не боятся получать «плохие» отметки, они их просто не знают. Для них привычно слышать на свои ответы комментарий учителя о том, что у них получилось хорошо, а что не получилось.

Хуже адаптируются в новом оценивании дети, которые обучались и оценивались сначала в старой системе, и сейчас перешли в новую. Их затруднения связаны с тем, что они психологически привыкли к одному, а теперь приходится перестраиваться.

Что касается родителей. Сегодняшние родители - это вчерашние школьники, которые сами обучались по старой программе и получали отметки «3», «4», «5». Любые оценки для них ассоциируются только с ними. Другого им и представить сложно. К тому же, привычное всегда комфортно. И это понятно.

При этом мы отмечаем, что Правилами МОН РК предусмотрено, что количество СОР и СОЧ не должно превышать 3-х в день, гибкий график сдачи СОР и СОЧ для недопущения перегрузки учащихся, и т.д. Но на деле не все идет по Правилам.

Кроме того, мы продолжим работу по повышению квалификации педагогов через курсы, семинары, тренинги и т.д. Нам важно разъяснять педагогам, родителям особенности новой системы оценивания, которая объективна, а самое главное, направлена на поддержку и стимулирование процесса обучения учащихся", - написала Шолпан Каринова в Facebook.

Что такое СОР и СОЧ

Суммативное оценивание за раздел (СОР) и суммативное оценивание за четверть (СОЧ) – система критериального оценивания знаний учащихся.

СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы. СОЧ – контрольные работы за четверть.

Раньше оценки за контрольные работы выставляли методом вычитания - количество допущенных ошибок и помарок влияло на результат.

Новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Как отмечают в министерстве, накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и способствует повышению качества знаний.

После введения новой системы оценок в казахстанских школах в социальных сетях возникало много споров по данному вопросу. Родители подписывали петиции за отмену СОРов и СОЧей.

Дело в том, что такая система подразумевает проведение контрольных по всем предметам в один день. К тому же домашние задания детей не оцениваются как раньше. По словам родителей, школьники часто испытывают стресс из-за чрезмерной нагрузки и отсутствия традиционных оценок.

P.S. Между тем, дискуссии по «обновленке» продолжаются. О ней говорят возмущенные родители и недовольные учителя, в том числе заслуженные. В сети подписывают петиции с призывом отменить данное образовательное новшество. Так что к данной теме мы обязательно еще вернемся.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Обновлёнке" быть?"
07.11.19

Поделиться статьёй: