Школьники всех 20 регионов страны с первого по четвертый классы будут питаться бесплатно

Эту новость в ходе отчетной встречи с населением Северо-Казахстанской области озвучил министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов. Главный учитель страны также поделился планами по совершенствованию системы образования страны с акцентом на дошкольное обучение и воспитание.

Отчетность снизилась, зарплаты выросли

Три года назад в Казахстане принят Закон «О статусе педагога», который существенно повлиял на работу системы образования и в первую очередь на оплату труда учителей. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов привел данные, согласно которым зарплата педагогов за три года выросла более чем в два раза. В январе 2023 года планируется повышение зарплаты педагогов еще на 25 процентов.

- Когда мы говорим о заработной плате педагогов, учитывается много факторов. Это надбавки, классное руководство, категории, нагрузка и так далее. Кроме заработной платы, очень важный вопрос - непривлечение педагогов к несвойственным функциям, и, я думаю, многие коллеги могут подтвердить, что в этой области произошли значительные изменения. Если раньше на организацию совещаний, встреч, подписки на журналы, субботники и другие мероприятия привлекались наши коллеги-педагоги, то в последнее время ситуацию удалось изменить. Также очень важным направлением является вопрос снижения отчетности. Теперь в день учителю надо оформлять только два документа в электронном формате. У классных руководителей могут быть и другие виды документации, но в целом отчетность сильно снизилась, - подчеркнул Асхат Аймагамбетов. Министр отметил, что одним из волнующих и даже болезненных стал вопрос ротации директоров школ. Не все из них восприняли его с пониманием. Тем не менее новый институт ротации внедрен. По мнению Асхата Аймагамбетова, если человек работает на одной должности более десяти, пятнадцати или двадцати лет, то зачастую такая работа не является эффективной.

Также в числе волнующих вопросов - прием педагогов на работу через конкурс. По словам министра, профессия педагога раньше не была привлекательна для сильных выпускников школ. Сейчас ситуация стала меняться. Так, если раньше средний балл при сдаче ЕНТ поступающих на педагогические специальности был чуть больше 50, то сейчас - свыше ста баллов.

- То есть теперь только сильные выпускники могут выбрать профессию педагога. Надо отметить, что количество обладателей «Алтың белгі», выбирающих профессию педагога, увеличилось в разы. Мы ввели систему сертификации. Сегодня, чтобы устроиться на работу педагогом, недостаточно иметь диплом об образовании, еще необходимо сдать экзамен. В первый же год введения сертификации экзамен показал, что 90 процентов выпускников текущего года не смогли набрать необходимого количества баллов. Это говорит о том, что есть большие вопросы к подготовке педагогов, - подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

Новая модель дошкольного воспитания

Глава профильного ведомства рассказал, что в настоящее время Министерство просвещения делает большой акцент на дошкольное обучение и воспитание, рассматривается вопрос нагрузки на воспитателей и оплаты их труда. Так, министр привел данные, согласно которым на одного воспитателя в стране приходится 25 детей. Даже если один воспитатель работает до обеда, второй - после обеда, есть нянечки, которые им помогают, это большая цифра. К примеру, в европейских странах на одного воспитателя приходится от шести до 12 детей. Ведь дети в двух-трехлетнем возрасте нуждаются в особом уходе и внимании. Поэтому сейчас ведется работа по снижению нагрузки на педагогов дошкольного образования.

Не менее важный вопрос - повышение зарплаты. В следующем году ее, по поручению главы государства, планируют повысить на 25 процентов. Это позволит привлечь в дошкольное обучение и воспитание больше работников. К слову, до 2019 года на один образовательный грант претендовало 11 желающих стать воспитателями. Сейчас такой конкуренции нет - на одно место претендует всего 0,8.

- Соответственно, мы даже по этим цифрам можем представить, что ощущается острый дефицит. Разрыв между учителями и воспитателями в заработной плате стал очень существенным, - подчеркнул министр просвещения РК. Он поделился, что в настоящее время внедряется новая модель дошкольного обучения, принят новый государственный образовательный стандарт, новые учебные программы с уходом от излишней академичности и внедрением обучения и воспитания детей через игру, в более свободной среде.

В системе среднего образования основными задачами являются повышение качества образования и развитие инфраструктуры. Сегодня в стране дефицит ученических мест превышает 270 тысяч. И если в СКО и в Петропавловске это не сильно чувствуется, то в южных и других регионах это большая проблема.

- Не надо далеко ходить - в Астане и Алматы школа на 1200 мест, а обучается в ней пять тысяч человек. За три года в стране было построено более 500 школ, но проблему это не решило. Можете сами посчитать - у нас ежегодно в первые классы приходит порядка 400 тысяч детей, при этом 11-е классы заканчивает около 150-160 тысяч детей. То есть каждый год у нас давление на школы, особенно в мегаполисах и крупных регионах, усиливается. Я знаю, что даже в Петропавловске школы перегружены. Поэтому в рамках национального проекта «Комфортная школа» мы планируем построить четыре новые школы в Северо-Казахстанской области. Президент дал поручение и до конца 2025 года будет введено более 800 тысяч новых ученических мест. На это из бюджета выделено 2,7 триллиона тенге. Это будут комфортные школы, дети младшего возраста, начальной школы, старших классов будут обучаться в отдельных корпусах. У них будут свои спортзалы, санузлы, кабинеты. Оборудование и материально-техническое оснащение будут на очень высоком уровне, - подчеркнул министр просвещения РК. Асхат Аймагамбетов рассказал, что в этом году в программу обучения введен отдельный предмет - трудовое обучение. По малокомплектным школам готовится несколько пилотных проектов. Есть проекты, которые уже работают. Один из них - «Гостевая семья». Он уже работает в СКО, когда детей из малокомплектных школ размещают в гостевых семьях. Второе важное направление - это развитие сети интернатов и третье - программа по цифровизации малокомплектных школ, чтобы дети могли обучаться в онлайн-режиме.

Возможность учиться вместе

Важным направлением министр назвал работу по инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями.

- Детям нужны особая поддержка и специальные условия. Первое - это психолого-медико-педагогические консультации. Сеть ПМПК значительно увеличивается. В этом году мы внесли изменения в законодательство, уменьшили норматив отметки ПМПК с 60 тысяч до 50 тысяч населения на одну ПМПК. Планируется открыть дополнительно 40 психолого-медико-педагогических консультаций. Очень важное значение имеют кабинеты коррекции. Когда мы говорим об инклюзии, даже более важное значение имеет создание условий в школах, детских садах, колледжах, для того чтобы особенные дети могли там получать образование. Для этого нам нужны специальные педагоги, тьюторы и педагоги-ассистенты. В позапрошлом году внесены изменения в типовые штаты, внедрены в штаты школ педагоги-ассистенты. Сейчас по стране более 1,5 тысячи педагогов-ассистентов уже работают. Это дало возможность тысячам детей с особенными потребностями учиться в одном классе вместе с обычными детьми. Сейчас эта работа будет проводиться на уровне дошкольного образования. В Правительстве наша инициатива по внедрению таких штатов на уровне детских садов поддержана. Сейчас есть большая потребность по логопедам, особенно в дошкольных организациях. В штатах они не отражены, поэтому многие вынуждены получать платные услуги, - отметил Асхат Аймагамбетов. Он подчеркнул, что работе по обеспечению необходимыми специалистами будет уделяться особое внимание, как и вопросу помощи детям с расстройством аутистического спектра. Если по другим видам нарушений в стране имеются база, методология, специальные организации и, самое главное, специалисты, то по такому направлению, как аутизм, имеется острый дефицит как по кадрам, так и по методикам, особенно на государственном языке.

Одной из актуальных проблем глава профильного ведомства назвал вопрос воспитания детей, семейных ценностей, что осуществляется через несколько больших проектов. Один из них - «Читающая школа», в рамках которого третий год каждая школа проводит работу по привитию любви к чтению среди детей. Еще один важный проект - школьное самоуправление, когда в каждой школе должны быть свои органы самоуправления, школьные парламенты, через которые дети могли бы доносить свои идеи до руководства и даже участвовать в управлении школой.

Министр просвещения рассказал, что ученики первых - четвертых классов всех регионов будут обеспечены горячим питанием. Также важно уделить внимание детям из семей, которые находятся в кризисной, сложной социально-экономической ситуации.

- Мы могли бы также оплачивать за них через бюджет расходы на питание. Мы говорим, что детские сады у нас бесплатные, и это на самом деле так, но родители платят за питание. Мы смотрели по республике очередь, у нас есть определенное количество детей, родители которых даже не ставят в очередь детей, потому что, даже если они получат место в детсаду, им надо ежемесячно платить в среднем по 15 тысяч тенге в месяц за питание своего ребенка. Для некоторых семей со сложной социально-экономической ситуацией это бремя. Поэтому сейчас для таких семей предусмотрено, что питание им будет оплачивать бюджет. Это позволит почти 300 тысячам детишек получить возможность воспитания и обучения в дошкольных организациях, - подчеркнул министр просвещения РК.

Он рассказал, что в системе технического и профессионального образования будет продолжен проект «Жас маман», в рамках которого 180 колледжей страны оснащены самой современной техникой. В рамках академической самостоятельности колледжей и изменения требований рынка к специалистам типовые учебные программы формирует не министерство, а работодатель через профессиональные стандарты.

В ходе отчетной встречи министр просвещения РК ответил на вопросы населения, которые касались правил приема педагогов на работу, присвоения квалификации учителям, повышения зарплаты библиотекарям, нехватки штатных единиц медработников в школах и др.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Воспитание и обучение - на новый уровень"
26.11.22

Поделиться статьёй: