Северо-Казахстанский русский драматический театр им. Н.Погодина открыл 138-й сезон комедией «Ханума» по пьесе грузинского драматурга Авксентия Цагарели
Постановку осуществил режиссер Тимур Каримжанов.
Произведению почти сто пятьдесят лет, но «Ханума» не сходит с подмостков многих театров. Так, на сцене погодинского театра с ней гастролировал алматинский театр имени М.Ю.Лермонтова. Всегда актуальная классика тем и хороша, что и через века поднимает остающиеся животрепещущими темы: как стать счастливым, найти свою вторую половинку, жить в любви, гармонии и мире.
Предвкушение предстоящего радостного действа возникает уже в фойе театра: зрителя встречают артисты в ярких грузинских костюмах и стол с национальными артефактами, представленными рестораном «Тбилиси». Впрочем, не просто артисты - в пьесе это жители одного из районов Тифлиса - Авлабара, которые готовы ввести вас в курс предстоящих интригующих событий и сделать все, чтобы зрительский интерес не угасал на протяжении всего спектакля, и все следят за сюжетом, построенным на сложных взаимоотношениях двух свах - общепризнанной в Авлабаре Ханумы (артистка Сауле Жамина) и ее конкурентки Кабато (Марина Черняк). Их дерзкие словесные перепалки, позы, жесты, противостояние, порой доходящее до драки, настолько выразительно характеризуют обеих женщин, что вызывают и смех, и восхищение их неординарными способностями. Вот только куда - на благо или на обман - будут направлены их старания. Думается, все-таки не злоба и не слепая жажда денег в конечном счете стоит во главе их помыслов…
Итак, Тифлис, конец XIX века. Разорившийся грузинский князь Пантиашвили планирует удачно жениться, для чего нанимает известную сваху Хануму, которая нашла для князя невесту по имени Гулико. Другая сваха - Кабато - хочет женить князя на своей кандидатке - дочери богатого авлабарского купца Микича Котрянца Соне. Последний мечтает о княжеском титуле. Котэ, племянник Пантиашвили, влюблен в Сону и, кроме того, дает ей частные уроки. Но его кандидатура на роль жениха даже не рассматривается отцом любимой девушки по причине, увы, его бедности. Ханума, желая помешать своей конкурентке и одновременно помочь молодым влюбленным, решает испортить сватовство князя. Она переодевается и выдает себя за Сону. Увидев старую, кривую и хромую невесту, князь отказывается жениться на ней... Вай-вай, что-то будет дальше…
Концовка спектакля, конечно же, положительная: влюбленные будут вместе благодаря незаурядному мастерству свахи Ханумы, но как же интересно, даже зная, что все закончится хорошо, наблюдать за всеми перипетиями! Ну как она это сделает? И за что Ханума так любима и интересна всем зрителям? Мы всецело на ее стороне, потому что она несет в дома и сердца людей мир, любовь. Все театральное действо пронизано тонким грузинским юмором благодаря яркой актерской игре.
В каждом из их героев мы видим, в общем-то, неплохих людей, кстати, довольно-таки остроумных и с чувством юмора. Все они хотят жить в мире и согласии, надо только направить их в нужное русло, что с успехом делает главная героиня Ханума, тонкий, как сказали бы сейчас, психолог, знаток душ человеческих. Если бы она не была уверена, что нет плохих людей, тех, кто несет негатив, то у нее бы ничего не вышло. Она умеет в каждом соплеменнике найти хорошие человеческие качества, оттого-то ее ждет успех.
Надо отметить, что режиссер Т. Каримжанов собрал достаточно хороший актерский ансамбль. Ханума в исполнении С.Жаминой - одновременно и мудрая, и озорная, и боевая, и склонная к драматическим, а то и романтическим переживаниям. Ее героиня умная и сильная духом женщина, и у нее только одно желание - добиться справедливости, поженить молодых и любящих друг друга людей. Кабато-М.Черняк - полная ее противоположность. Актрисе удалось показать свою героиню в полной «красе»: она и внешне неприятна, ей непонятны чужие чувства и взаимоотношения, главное - любыми путями нажить деньги.
Евгений Патешкин выразительно раскрыл характер своего героя - разорившегося князя Вано Пантиашвили. Да, он в его актерском видении слишком горд и высокомерен, часто груб и невыносим. Но и он - жизнь учит и меняет его к лучшему потихоньку - проявляет глубоко скрытое в себе благородство, уступая дорогу молодым влюбленным: будьте счастливы, у вас все впереди. Купец Микич Котрянц - бездушное и примитивное существо, роль которого талантливо сыграл актер Андрей Лапин. И в жизни современной, увы, встречаются подобные типажи, зациклившиеся на деньгах и славе в ущерб счастью своих детей.
Хорошее впечатление оставляет у зрителей игра и других актеров: К.Демидова (Котэ) и М.Лырчиковой (Сона). Запоминающиеся образы своих героев создали О.Девяткин (Акоп), А.Шпигоцкий (слуга Тимотэ), Тэкпе (М.Залевская), Сара (Л.Шалаева). А ведь актерам пришлось учиться акценту, пению, танцам, без которых невозможен музыкальный спектакль и невозможно придать особый, грузинский, колорит. Изготовлены интересные декорации, пошиты оригинальные костюмы, удачно подобрано музыкальное сопровождение. В итоге получился интересный, слаженный ансамбль, в котором занят весь творческий коллектив театра. Действительно спектакль-праздник.
Планами и работой над спектаклем «Ханума» поделился художественный руководитель театра им.Н. Погодина Т.Каримжанов:
- Пьеса А.Цагарели «Ханума» написана в XIX веке. Мы взяли перевод с оригинала. Репетиции шли с мая, все лето. Я старался создать нестандартную атмосферу на репетициях: покупал дыни, арбузы. Хочу сказать, ставлю первый раз такого музыкального формата спектакль, тем более что надо было сохранить грузинский колорит, создать соответствующую атмосферу.
Тимур Еркенович обозначил свою постановку как пьесу-счастье, пьесу о празднике, о стремлении к празднику. Лейтмотивом через спектакль прошла песня «Чакруло», исполняемая в лучших традициях грузинского полифонического пения. Она вместе с другими артефактами разнообразных культурных ценностей нашей планеты была включена в золотой диск «Звуки Земли» и выпущена в открытый космос на челноке «Вояджер» в 1977 году как послание человечества иным цивилизациям. Грузины - как отдельная цивилизация, они живут высоко в горах, можно сказать, приближены к Космосу. Вот и спектакль наполнен песнями, текст к которым написал Леонид Курган. Давид Литвинов отвечал за подбор музыкального материала, написаны новые песни. Танцы ставила Жанна Темербаева. Художник по костюмам - Светлана Таныгина. Руслан Кодзоев занимался сценографией с добавлением элементов картин Нико Пиросмани. Яркие мазки передают грузинский колорит, частичку праздника зрителям. Очень бережно отнеслись к материалу, консультировались с грузинским культурным центром. Сохраняли художественные натуралистические мазки. И получился спектакль - как песня, которая летит с добрым посланием к людям…
У главных героев, подмечает Т.Каримжанов, что у Ханумы, что у Котэ, нет отцов, скорее всего, предполагает он, что-то произошло - может, война. Что-то будет дальше. А пока надо радоваться жизни, миру, любви, взаимопониманию, а свадьба, праздник - самый подходящий для этого момент. Вообще свадьба у грузин - это большое и радостное событие, которое обычно длилось семь дней, что и хотелось отразить режиссеру-постановщику. Поэтому спектакль не в одном акте.
- Зрителю важно прийти и отдохнуть, посмеяться, - объясняет свой замысел режиссер. - Пьеса как раз об этом. Хотим задать тон всему сезону и последующим. «Хануму» играют двумя составами. Татьяна Фомиченко и молодая актриса Сауле Жамина - в роли Ханумы. Кстати, Сауле Жамина играла отрывки из «Ханумы» на закрытии сезона. Мне понравилось, и я доверил ей главную роль. Мне интересен этот тандем. Каждая актриса несет свой спектакль. Если понравится постановка, я бы хотел пригласить зрителей еще раз посмотреть другим составом. Интересно сравнить. Грузинская драматургия тем и привлекательна, что есть общение с аудиторией. Это, надеюсь, будет свое слово, неповторимый спектакль. Театр - не музей, в нем все меняется, а зритель ждет от нас современного взгляда.
Тимур Еркенович рассказал о премьерах нового сезона. Он приступает к постановке спектакля «Телеграмма» по пьесе О.Михайлова. Это история Чука и Гека, помещенная в 1938 год. Тогда произошли трагические события: была расстреляна вся труппа латышского театра. Пьеса о том, что детство остается детством. Будет спектакль по пьесе З.Тоболкина «Похоронок не было» к юбилейному Дню Победы в Великой Отечественной войне, концерт к этой же дате. Также ставится новогодний спектакль «Чучуня».
Т.Каримжанов представил нового главного режиссера. Это Баатырбек Шамбетов, которого североказахстанцы знают по его режиссерским работам в нашем казахском музыкально-драматическом театре им.С. Муканова. Новый главный режиссер уже приступил к репетициям. Сейчас он ставит музыкальный спектакль по комедии В.Красногорова «Кто-то должен уйти». «Буду знакомиться с труппой, с художественными вкусами коллектива, - говорит Баатырбек Рыскулович. - Собираемся ставить, что очень ответственно, пьесу о Шокане Уалиханове к его юбилею, о последних минутах его жизни, пролетевшей, как метеор. Мы хотели бы не спеша, глубоко проникнуть в этот период его жизни…».
…А праздник, устроенный «Ханумой» для любителей театра, продолжался. Он звучал как песня «Чакруло», которая летит в Космос с призывом: цените любовь, да будет мир на земле, песня объединит нас, а наша жизнь будет наполнена радостью…
газета "Северный Казахстан"
"Песня счастья, любви и мира…"
17.10.24
Поделиться статьёй: