«Северный Казахстан» изучил содержание казахстанских товаров на прилавках омских магазинов

В общем объеме внешнеторгового оборота Северо-Казахстанской области со странами ЕАЭС на Российскую Федерацию с начала года пришлось 94,4%. Основной экспортной позицией для самого северного региона РК в РФ являются сельхозпродукция и ее переработка. Мы решили узнать, насколько широко представлены продукты из Казахстана на российских прилавках в реальности.

На большие рынки пробиться сложно

В апреле этого года на совещании областного акимата заместитель главы СКО Аскар Сакипкереев отметил, что за первый квартал 2019 года взаимная торговля со странами Евразийского экономического союза составила $350,8 миллиона. В то же время было отмечено увеличение импорта до $58,1 миллиона (на 11,8%) и уменьшение экспорта до $292,7 миллиона (на 17,3%). В общем объеме внешнеторгового оборота Северо-Казахстанской области со странами ЕАЭС на Российскую Федерацию пришлось 94,4%, Республику Беларусь – 3,3%, Кыргызскую Республику – 2,3%.

В конце прошлого месяца в ходе экспертной площадки «Манызды» директор палаты предпринимателей СКО Дархан Калиев обозначил основное направление экспорта из СКО в РФ.

- Российская Федерация является ключевым торговым партнером Северо-Казахстанской области. Основными экспортными позициями СКО являются сельскохозяйственная продукция и ее переработка, импортными – ГСМ, сельхозтехника и оборудование, – сказал тогда Дархан Калиев.

Насколько хорошо представлен регион на российских прилавках, мы решили проверить при помощи контрольной закупки. В качестве места для эксперимента был выбран Омск. Его и Петропавловск разделяет всего 283 км, тогда как, например, до столицы РК из самого северного города страны нужно преодолеть больше 500 км. Многие предприятия СКО давно вышли на рынок ближайшего соседа, правда, крепкими там их позиции не назвать - в этом североказахстанские предприниматели признаются сами.

- Граница и таможня для нас открыты беспрепятственно. Но все же имеются барьеры, которые мешают выходу казахстанских производителей в России на серьезный уровень. Так что пока у нас реализация в основном идет через каналы опта, точки категории «В» и «С» - это магазины у дома и рынки. Однако в данный момент стремительно растущие федеральные сети вытесняют данную категорию торговых площадок, не впуская казахстанскую продукцию на свои прилавки, – рассказала генеральный директор кондитерской фирмы «ViZaVi Company» Лейла Сайдашева.

Найти североказахстанские продукты в крупных омских торговых сетях действительно оказалось задачей трудной. Единственное наименование, встречающееся в большинстве супермаркетов, - казахстанская водка. С продукцией из СКО оказалось еще сложнее. К примеру, ни в одной из трех посещенных от нашего издания «тайным покупателем» «Пятерочек» не было найдено ни единого наименования североказахстанских товаров. Основным наполнителем прилавков там являются местные производители. Так, лидером среди колбас можно назвать бренд «Омский бекон», который, кстати, активно представлен и в Петропавловске. К примеру, палка сервелата от данной компании в омском супермаркете в среднем оценивается в 139 рублей, или почти 810 тенге. А в петропавловской сети магазинов «Семейный» сервелат от «Омского бекона» реализуется уже почти по 1 - 1,2 тыс. тенге за палку. Основные наименования по стоимости оказываются несколько дешевле местных конкурентов, что, скорее всего, и позволяет омичам теснить казахстанских производителей как на собственном рынке, так и на прилавках магазинов в соседнем регионе РК.

Из североказахстанских производителей на отечественном рынке конкуренцию омскому колбасному заводу составляет в основном местный «Казмясопродукт». Он же превалирует среди колбасных изделий, реализуемых в омской сети магазинов «КазМаркет».

Удержаться на местах

Впрочем, несмотря на проблемы на внешнем рынке, собственный североказахстанские производители отвоевать пытаются активно. Воздействовать на покупателей постараются не только именем и заверениями в высоком качестве, но и ценообразовательной политикой. Хотя бы в определенных торговых точках. Об этом в минувшем месяце рассказала в ходе заседания общественного совета города Петропавловска руководитель отдела предпринимательства и сельского хозяйства Евгения Сальникова. Так, на сегодня в административном центре СКО действуют 64 торговые точки, на которых цены ниже рыночных.

- Коммандитное товарищество «Зенченко и К» имеет 14 торговых точек: как отдельно стоящих, так и в торговых домах. ТОО «Казмясопродукт» реализует колбасные изделия в 11 фирменных точках. Петропавловский хлебобулочный комбинат продает свою продукцию в 20 торговых объектах, включая рынки. ТОО «Молочный союз» имеет 11 торговых точек. ТОО «Масло-Дел» работает на 8, – отметила Евгения Сальникова.

Но даже при наличии таких торговых точек, с начала текущего года наблюдается стремительный рост цен на продукцию, которая в том числе производится и в СКО. Так, согласно данным департамента статистики, цены на молочные изделия увеличились на 4,1%, на мясо и мясопродукты - на 2,4%, на булочные, мучные и кондитерские изделия - на 2,9%. Кроме того, с начала года статистики отмечают повышение цен на овощи - на 19,2%. Из них перец сладкий вырос на 19,3%, лук репчатый – на 16,8%, чеснок – на 13,3%, помидоры – на 7,8%. Цены на капусту белокочанную выросли в 2 раза.


Павел Притолюк
газета "Северный Казахстан"
"За место на прилавках"
28.05.19

Поделиться статьёй: