Село Красноярка Кызылжарского района в этом году отмечает 260 лет со дня своего рождения

«Здесь осенью осины Красноярки. Ишим качает лодку на волне. Поселков краше нашей Красноярки Найдешь ли вряд на бывшей целине» А.Пряников

Альфред Пряников - замечательный поэт, приехавший к нам из России на целину, влюбившийся в наш край и оставшийся навсегда на земле Северного Казахстана. Да и как тут было не влюбиться в эти удивительно прекрасные места?!

Красноярка, Долматово, Соколовка, Кустовое - самые старые села нашей области. Умели наши предки выбирать места для сел. Высокое место

на берегу Ишима, рядом - лес, кольцо озер...

В прошлом веке об этих местах писали так: «Места здесь к житью удобные, хмелевые, звериные и другие промыслы. Лесу достаточно, бескрайние черноземные земли, необыкновенно красочные луга с яркой цветной растительностью. Настоящий рай для хлебороба и животновода».

В 1752 году построена Новоишимская линия укреплений, которая соединила три реки: Тобол, Ишим, Иртыш. Первые поселенцы - военные. Крепости, редуты, маяки. Военным было не до хлебопашества. Они охраняли границу, проводили учения, несли воинскую службу. Для лошадей, которые были главным средством передвижения военных, нужно сено. Сенокосы были отменные, сена было с избытком. Плодородная земля ждала своего землепашца. И потянулись с севера, с Тобольской губернии Ишимского дистрикта крестьяне.

Из отношения Сибирской губернской канцелярии бригадиру фон Краендорфу о допуске к поселению на урочище Красный Яр крестьян от 12 февраля 1759 года, ходатай Яков Опарин: «За оскудением пашинных земель и сенокосов в Краснослободском дистрикте, крестьяне просят выделить место для поселения на Красном Яру крестьянам деревни Таманской, Пухловой, Скомороховой, Гуляевой сотни. Это следующие крестьяне: Лапшины, Налобины, Сафроновы, Лапины, Гуляевы».

В 1759 году переселенцы выбрали место для села и назвали село Красноярка. Среди первых поселенцев был и мой далекий предок Григорий Григорьевич Лапин...

Если в европейских архивах сохранились имена дворян, то в архивах Сибири упомянуты фамилии и имена простых крестьян, которые селились в необходимых местах, создавали деревни, обрабатывали почву. Так я нашла своего далекого предка Григория Лапина, который был среди первых крестьян, поселившихся в Красноярке. Мой дед Лапин Прокопий Степанович был праправнуком Григория Лапина.

«Я пришел сюда из Сибири,

Землю эту я полюбил.

И пахал, и косил, и сеял,

И работал, что было сил.

Дом срубил, деревеньку поставил,

И всю жизнь любовался я перелесками и березками,

Что кружили вокруг меня».

Сельские поселения тогда носили разные названия: веси, деревни, села. Если деревня с церковью - это было село, если в селе были промыслы - это была слобода. Красноярская слобода была центром Красноярской волости, куда входили села: Желековка, Кустовое, Копыловка, Долматово, Барнёвка. Здесь были церковь, школа, волостное управление.

Красивая церковь Святой Троицы была композиционным центром села. Церковь была одна на несколько сел. Сюда, в Красноярку, приезжали люди из ближайших сел: креститься, венчаться, здесь отпевали и хоронили умерших. При церкви был специальный домик, где умершие оставлялись на ночь, над ними читали молитвы, а утром хоронили. Красноярское кладбище, или как раньше называлось кладбище – погост - одно из старейших в области.

Мне пришлось в архиве работать с данными церковной памятной книги Красноярской церкви. С 1788 по 1798 год регистрировались после венчания от 20 до 47 пар молодоженов в месяц. Наблюдался высокий естественный прирост населения. На 100 умерших в 1772 году рождено 243 человека! Но высока была детская смертность. Умирали от родимца, оспы, поноса.

Примечательно, что села Соколовка, Красноярка, Долматово, Вагулино вошли в 27 сел, положивших начало земледелию в Северном Казахстане. Население Красноярки в XVIII-XIХ веках доходило до 1000 жителей. Село процветало. Богатые урожаи пшеницы, обилие сенокосов способствовали развитию животноводства. Хозяйство было натуральное. Одежда, обувь - все изготавливалось дома. Долгими зимними вечерами при свете лучины девушки ткали на особых станках льняное полотно. Из него выкраивали полотенца, скатерти, рубашки. Каждая девушка имела кованый сундук, в котором находилось приданое, сделанное своими руками. У меня сохранилось льняное полотенце моей бабушки, украшенное кружевами и ее инициалами.

Из шкур домашнего скота выделывались дубленки, они назывались барчатками, тулупы, которые так нужны были в зимних поездках. В слободе работала мельница, кузницы. Даже валенки катались… Особенно мягкие и красивые валенки назывались чёсанками. Чёсанки из белой шерсти украшались орнаментом. У нас хранилась фотография мальчика в таких красивых валеночках…

***

В годы начала советской власти на территории Красноярки был организован колхоз, разрушена церковь, из которой сделали склад для хранения зерна. Село было зажиточным и здесь оказалось много кулаков, которых выслали в более северные районы Сибири. Были высланы и мои родственники. У них отобрали мельницу, скот. Целая улица в Красноярке оказалась опустошенной. Кулацкий мятеж 1921 года прокатился по Красноярке волной убийств. В память об убитых коммунистах - обелиск в центре села.

В годы войны 164 красноярца ушли на фронт. Вернулось только 22. Имена погибших увековечены на стеле в центре села. За памятником ухаживают школьники. 9 мая у обелиска проводятся митинги, встречи с участниками войны, которых, к сожалению, год от года становится все меньше.

В годы целины Красноярка жила хорошо, жизнь кипела ключом. Было построено 48 новых домов хорошей планировки. Дома были обложены кирпичом. Три улицы заасфальтировали. В Красноярке нет домов-развалюх. Село красиво смотрится: белые дома, шикарные палисадники с цветами. В 1954 году построена двухэтажная школа с актовым и спортивным залами, пищеблоком. Выстроен в 1970 году прекрасный клуб…

В советское время село процветало. В селе были животноводческие фермы, посевы пшеницы. Маслозавод в Красноярке славился на весь Казахстан. Сыры высокого качества, масло сливочное высшего сорта, шоколадное масло, мороженое, казеин, сметана. Завод имел множество наград за свою продукцию.

Работала мельница, детский сад, контора колхоза. В год строители сдавали иногда до 10 домов.

А после распада СССР Красноярка начала медленно, но верно умирать. Ликвидировали колхоз, уничтожили животноводство, снесли клуб, контору, животноводческие комплексы, закрыли маслозавод, разобрали мельницу, закрыли и разобрали на дрова детский сад. Люди лишились работы. Посевные земли вокруг Красноярки отдали частным крестьянским хозяйствам. Эти хозяйства сеют пшеницу своими силами, используя труд своих рабочих. Предпринимателям нет дела до села, до его людей, которые остались без работы.

Кое-кто работает в лесхозе, а остальным жителям нет работы. Молодежь уезжает из села, остаются только одни пенсионеры. Единственным светлым лучом остается школа. Двухэтажное новое здание с актовым и спортивным залами, с музеем природы. Такого музея нет ни в одной школе города и области. Недавно на базе этого музея прошел республиканский семинар по экологии. Курсанты со всех областей Казахстана поражались красоте окружающей природы. Река, озера, выпасы, сенокосы - все здесь есть. Вдоль Ишима тянутся богатые леса с ежевикой, смородиной, хмелем, с редкими видами растений – даже такими как орхидеи. Асфальтовая дорога связывает город и село, автобус, который ходит регулярно.

Уважаемые отцы города и области, помогите возродить село, восстановить маслозавод…

Дорогие предприниматели, может, среди вас найдется человек, который обратит внимание на Красноярку... Ведь есть у нас села, где нет воды, нет дорог, нет леса, автобусного сообщения. А здесь все это есть. Есть недорогие пустые дома. В село приехали три семьи из Южно-Казахстанской области. Это семьи учителей. Они живут здесь уже более трех лет и довольны переездом. В школе катастрофически не хватает учеников и ставится вопрос о ее закрытии. Закрыть школу - значит окончательно погубить село, лишить жителей последних заработков.

Экологический туризм пока у нас еще слабо прижился, а в других странах он дает доход. Люди хотят отдохнуть в тишине, попить парного молока, съесть яичницу из только что снесенных яиц. Собрать грибы и ягоды, порыбачить. На базе школы можно создать экологический лагерь. В общем, если хорошо подумать, то можно спасти это село от вымирания.

«Двести лет живут люди в окружении красоты.

Землю пашут, покосы косят,

Но и верят, конечно, в мечты.

Что село людьми будет полниться,

Что работы хватит на всех.

Звонким смехом школа наполнится

И село простоит еще век».


None
газета "Неделя СК"

18.07.19

Поделиться статьёй: