Седьмого января православные верующие отметили Рождество Христово

Этот праздник посвящен земной жизни Спасителя, когда «Слово стало плотью». Он пришел к людям не в громе и молнии, не в образе могущественного земного владыки, а в тихом образе простого человека, в образе Младенца. Он вместе с нами, потому верующие и провозглашают на богослужении: «С нами Бог!».

***

Рождество – один из двенадцати великих праздников православной Церкви, которые называют двунадесятыми праздниками. Он посвящен земной жизни Христа, который родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. Эта история хорошо известна всем, но напомним.

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить. Как раз в это время в стране было решено провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов. Мария и Иосиф отправились из Назарета в Вифлеем, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня. Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлеем прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.

Так святое семейство оказалось в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот. Здесь и совершилось великое событие Рождества Христова. После появления на свет Богомладенца, Святая Мария спеленала Его и положила в ясли, в которых находилась солома для кормления скота. Частица, предположительно, этих самых яслей сегодня хранится в римском храме Санта-Мария Маджоре. На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, под ней находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это и есть место Рождения Иисуса Христа.

Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великое событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом. Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им великую радость о рождении Спасителя. И пастухи услышали торжественную песнь небесного ангельского воинства: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда, и, как писал евангелист Лука, «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях».

Над пещерой ярко сияла Вифлеемская звезда, по ее свету нашли место, где случилось Рождество Спасителя, волхвы. Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. Они принесли Богомладенцу свои дары: золото – знак царской власти, ладан – знак священства и смирну (пряное благовоние) – им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.

Царь Ирод Великий знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали. Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ: он послал убить всех младенцев в Вифлееме и в пределах его в возрасте от двух лет и ниже. Более 14 000 младенцев погибли в то время, но Сын Божий остался жить: Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

***

Православные христиане отмечают праздник Рождества Христова 7 января. Этому предшествует многодневный пост, который начинается 28 ноября и продолжается до того момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма выносится свеча и поется тропарь Рождеству. В ночь с шестого на седьмое января праздничные богослужения прошли во всех православных храмах, которые накануне были красиво украшены. По традиции, внутри помещений и во дворах были установлены пушистые елки со сверкающими гирляндами, вертепы (макеты пещеры, где произошло рождение Спасителя) с объемными фигурками.

А в Петропавловске в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла использовали даже настоящих животных. Здесь к восторгу прихожан установили рождественский вертеп с живыми животными, присутствовавшими, согласно библейскому преданию, в пещере, где родился Христос. По инициативе настоятеля храма протоиерея Сергия Снопкова вот уже несколько лет верующим дарят живую сказку.

В Рождественский сочельник к храму привозят овечку и прелестного ягненочка, осликов. А в центре композиции, конечно, фигуры Богородицы и Младенца Христа, которому ведомые Вифлеемской звездой волхвы приносят великие дары: злато, ладан и смирну. В память об этом прихожане православных храмов оставляют у вертепов конфеты, пироги, пополняют ящики для пожертвований.

"Святому семейству, прибывшему в Вифлеем для переписи, не нашлось места ни в одной гостинице, ни в одном доме. Богомладенец появился на свет в пещере, предназначенной для домашнего скота, а его первой колыбелью стали ясли для корма. По преданию, животные, находящиеся в пещере – ослики, овечки и ягнята — согревали Младенца своим теплым дыханием", - говорит отец Сергий.

В этом году к "библейским" животным присоединилась и маленькая лошадка. Протоиерей Сергий рассказал, что у него была идея привезти еще и верблюда – как напоминание о волхвах, которые на караване верблюдов прибыли к пещере, чтобы поклониться воплотившемуся Богу.

"К сожалению, пока с верблюдами не получилось, очень уж далеко их везти – из самых дальних районов области. Но думаю, в следующем году мы сделаем прихожанам такой сюрприз", - отметил отец Сергий.

В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Совсем необязательно, что это должно быть что-то дорогое, главное, чтобы это было от сердца. С давних времен существует традиция колядования на Рождество, когда дети и взрослые ходили по домам и славили Христа. За радостную весть о Рождении Спасителя их одаривали конфетами, сладкой выпечкой.

Праздничные дни, которые называются рождественские святки, длятся двенадцать дней, до Крещения Господня. В эти дни надо также посещать храмы, творить добрые дела. С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки. В этом периоде нет постных дней, люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.

***

Главный вопрос: зачем же вочеловечился Сын Божий? О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, “взял на себя наши немощи и понес наши болезни” (Ис. 53 гл.).

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся. Углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово.

«Мы прикасаемся к событию, смысл которого настолько велик, что проникновение в него способно коренным образом изменить жизнь человека, как само Рождество коренным образом изменило жизнь и течение всей человеческой цивилизации. Рождество открыло новые горизонты и выявило тот смысл человеческого бытия, до которого не додумывались и которое не могли осознать даже самые выдающиеся умы древности. И смысл заключается в том, что Бог не где-то там далеко. Это не тот бог, которого боялись древние. Бог — это Тот, Кто пожелал стать человеком, Кто явился в мир, Кто реально стал человеком, одним из нас», - это слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Поздравляя верующих с великим праздником, он отметил, что «Бог пришел не в громе и в молнии, не в образе могущественных земных владык, а в тихом образе простого человека. Он стал одним из нас, и потому судьба каждого из нас близка и понятна Ему. Он вместе с нами, потому и провозглашаем на богослужении: «С нами Бог!»».

А вот строки из нынешнего Рождественского послания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «На протяжении истории человечество напряженно искало Бога, тоскуя по утраченному общению со своим Создателем. И в ответ на эти усилия, в ответ на устремленные к небу сердца и руки Господь явил Свою любовь к роду человеческому и Сам простер нам Свою спасительную руку. Во Иисусе Христе после долгих тысячелетий встретились, наконец, Бог и человек, и соединилось небесное и земное…Ныне мы знаем, «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир был спасен чрез Него»».


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Небесное и земное"
10.01.19

Поделиться статьёй: