Самал Еслямова поделилась своими впечатлениями о работе над фильмом «Айка»

Приехавшая на родину к родителям Самал Еслямова рассчитывала, по ее собственным словам, «выспаться и отдохнуть». Однако победительницу 71-го Каннского фестиваля вновь ждали красная ковровая дорожка, вспышки фотокамер и пристальное внимание зрителей. На этот раз североказахстанских. Родившаяся в СКО актриса теперь в одном списке с известными Кейт Бланшетт, Кирстен Данст, Жюльет Бинош, Пенелопой Крус и Мерил Стрип.

Своими впечатлениями о работе над фильмом «Айка», историей становления в профессии обладательница золотой пальмовой ветви Канн поделилась с журналистами на брифинге в региональной службе коммуникаций СКО.

«Айка» - кинодрама о незаконной мигрантке из Кыргызстана, которая приехала в Москву на заработки, родила ребенка и оставила его в роддоме, чтобы продолжать работу. Когда материнские чувства возьмут верх, девушка кинется на поиски сына. Режиссер Сергей Дворцевой снимал картину в Москве и Подмосковье долгих шесть лет. Все это время Самал занималась исключительно этим проектом. Только однажды во время отпуска отвлеклась на роль в казахстанском сериале. А начиналось все в Северном Казахстане.

- Я не шла к актерской профессии целенаправленно. Так получилось, что именно в тот год, когда я окончила школу, был экспериментальный курс, который впервые на территории СКО набирал Оразалы Акжаркын-Сарсенбек. Это был курс казахского отделения. Я попала на него случайно. И вот - я в профессии. А вообще-то я очень хотела быть журналистом. Это была моя настоящая мечта, - говорит Самал.

- Как вы познакомились с режиссером Дворцевым?

В 2003 году, когда я еще училась в Петропавловском колледже искусств и работала во вспомогательном составе казахского драматического театра, у Сергея был кастинг по всему Казахстану. Мы с моими однокурсницами решили сходить на него. Получилось так, что меня пригласили на фильм «Тюльпан». Тогда мне было 19 лет, я должна была играть 27-летнюю маму троих детей. Вообще мне везет с ролями матерей. Например, летом прошлого года я снималась в сериале, где сыграла маму Карасая батыра.

Кстати, фильм «Тюльпан» тоже был номинирован на Каннскую премию и получил приз «Особый взгляд». Спустя несколько лет, когда Дворцевой взялся за «Айку», он снова пригласил Самал.

- Насколько сложной была работа над вашей героиней?

- Сергей - беспрецедентный режиссер, который настроен только на хорошее качество. А хорошее качество требует времени, сил, веры. Мы делали эту картину шесть лет и пять зим. В нашей картине было всего четыре-пять профессиональных артистов, а остальные - непрофессионалы. Им нужно было больше репетиций. К тому же все действия происходили в снегу, все зависело еще и от природы. Мы были абсолютно «в материале» все эти годы.

- Как удавалось вживаться в роль молодой мамы?

- Когда меня пригласили на эту картину, я училась в ГИТИСе в мастерской Евгения Борисовича Каменьковича. За четыре года у нас было очень много танцевальных спектаклей, особое внимание уделялось сценическому движению. Когда я пришла в «Айку», я была такой студенткой, которая активно танцевала, у нас была растяжка, мы могли садиться на шпагат. А здесь роль девушки, которая родила буквально на днях. Так как, к сожалению, я еще не была мамой, я не знаю, какой у нее должна быть пластика, только приблизительно. Но это недопустимо в кино, все должно быть достоверно. Во время первых съемок стало понятно, что мои движения слишком «легкие». Поэтому к каждому эпизоду я должна была готовиться не только актерски, но и физически уставать. Я очень-очень много бегала под ритмичную музыку, которую включал режиссер, чтобы организм был уставшим. Непосредственно перед съемками мне необходимо было сбить дыхание и только тогда входить в кадр. Было очень много подготовки.

Моей героине 25 лет, она совсем не похожа на меня. Она очень настроена изменить свою жизнь, жить совсем иначе, по-другому. У нее есть свои цели, ведь происходят такие события, которые меняют все кардинально в ее судьбе. Играть Айку было непросто. Впрочем, что-то делать по-серьезному - это вообще всегда непросто.

- История вашей героини очень непростая и далеко не единичная. Во время съемок вы общались с реальными мигрантками, живущими в Москве, чья история впечатлила вас сильнее прочих?

- Я не могу вспомнить какой-то конкретный случай. Но это очень сложная тема. Ведь часто женщины живут в Москве, в то время как их дети - в Кыргызстане. Это тяжело - жить без мамы. Больше всего этой историей впечатлился Сергей. Он где-то прочитал, что более 200 киргизских девушек бросили детей в роддоме в Москве. При этом он сам 29 лет жил в Шымкенте, то есть неплохо знает наш менталитет. Для него эта цифра стала шоком. Он понял, что это проблема, стал изучать ее и решил снять картину.

- Вы ожидали такого признания и успеха?

- Я ожидала, что фильм будет высоко оценен. У меня были такие мысли. Нам не хватило немного времени перед кинофестивалем, чтобы доработать какие-то нюансы - звуки, сделать цветокоррекцию... Над этой картиной работала вся группа, не только я. Честно говоря, я ждала самой главной пальмовой ветви для нашей кинодрамы. Вся группа заслуживает этого. Мне сказали, что каждая картина-претендент получает только по одному призу, поэтому когда я получила награду, было даже немного грустно. Не одна я работала так самоотверженно. Вся группа (это около двадцати человек) работала в снегу, в холоде. И, конечно, режиссер заслужил высочайшей оценки. Ведь если я спала, например, по пять часов, он - лишь по два.

- Когда массовый зритель сможет увидеть вашу картину?

- Мы ожидаем, что в сентябре. Это законченная картина, но режиссер хочет доделать то, что не успели.

- Планируете ли вы менять гражданство или уехать работать в другую страну? Поступали ли вам уже какие-то предложения?

- С 2007 года я живу в Москве. Но о смене гражданства не думаю. Вообще демографию страны нужно повышать, а я пока не стала мамой, поэтому будет странно, если еще и я уеду. Предложения от казахстанских режиссеров мне уже поступали, но пока о них говорить преждевременно. Думаю, расскажу о них, когда уже непосредственно приступим к съемкам.

А вообще, я думаю, что у творчества нет границ. Не буду загадывать, как получится. Я открыта для предложений и от чистого сердца хочу хороших ролей, если найдутся режиссеры, которые захотят снимать качественный продукт, готова сниматься хоть в Новой Зеландии.

Кстати, по словам Самал Еслямовой, статуэтка в виде золотой пальмовой ветви за лучшую женскую роль есть только у нее. Ведь до этого года все номинанты (кроме «Лучшего фильма») получали только сертификаты. Где будет хранить заветную награду, актриса не уточнила, зато призналась, что очень хочется выспаться и отдохнуть дома.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"У творчества нет границ"
26.05.18

Поделиться статьёй: