С первого июля в стране начнет функционировать новый вид судопроизводства

Теперь при разбирательствах с госорганами суды будут изначально принимать сторону физического или юридического лица.

В ближайшее время разберутся, почему по сути за одинаковый вид браконьерства назначается разный вид наказания и с чем связана разница в ущербе, нанесенном природе от отстрела сибирской косули? Каково качество отправления правосудия в нашей области? Как часто вышестоящие инстанции отменяли решения суда? Сколько человек осудили? Сколько попало за решетку? Об этом и многом другом говорили на брифинге Региональной службы коммуникаций на минувшей неделе. Представители Фемиды подвели итоги ушедшего года.

НОВШЕСТВА

По данным председателя Северо-Казахстанского областного суда Ерлана Айтжанова, в 2020 году суды области провели более 29 тысяч заседаний, из них почти 70 процентов - в онлайн-формате. В основном в классическом варианте рассматривались сложные дела. Такие, где необходимо было присутствие сторон. В основном такие дела рассматривал специализированный уголовный суд по особо тяжким преступлениям.

В прошлом году Глава государства принял Административный процедурно-процессуальный кодекс, разработанный Верховным судом совместно с Министерством юстиции.

Кодекс начнет действовать с 1 июля 2021 года. С этой даты в стране будет функционировать новый вид судопроизводства – административная юстиция, и начнут работать соответствующие суды, назначение которых - облегчить споры граждан с госорганами.

Действующие специализированные административные суды переименуют в специализированные суды по административным правонарушениям. Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет принцип активной роли суда. Судья будет помогать истцу отстаивать его интересы.

К слову, подобные дела, где в качестве сторон выступают гражданин и государство или государство и юридическое лицо, рассматриваются и сейчас. Однако, учитывая штат сотрудников, компетентных специалистов, госорган обладает большей информационной базой, а значит, имеет большую вероятность выиграть в споре. То есть всегда имеет преимущество.

Сейчас каждая сторона в рамках гражданско-процессуального закона сама предоставляет суду доказательства, а у суда - пассивная роль, он только рассматривает дело и принимает решение. Административный процессуально-процедурный кодекс изменит эту ситуацию.

- Это мировая практика, где госорган изначально при подаче на него заявления в суд считается виновным. То есть присутствует презумпция вины госоргана. Соответственно, госорган должен доказать, что он невиновен, и представить доказательства: почему он принял то или иное решение, насколько оно законно и обосновано. Также при рассмотрении дела судья будет обладать более активной позицией. Если есть какие-то формальные нарушения со стороны заявителя физического или юридического лица, он вправе подсказать, что они имеются, подсказать, какие действия могут быть не в интересах этого заявителя, - рассказал Е. Айтжанов.

Кроме того, усилены гарантии независимости судей, реорганизованы органы судейского самоуправления, дана возможность всем судьям участвовать в решении важных вопросов судебной системы. Сейчас существует уже совсем иной процесс отбора в судьи, чем был два года назад. А профессиональная деятельность действующих судей оценивается по новой методике. По ней работает созданная при Верховном суде комиссия по качеству правосудия. Также в ведение Высшего судебного совета перешли все вопросы отбора и назначения судей, формирование кадрового резерва судов и привлечение судей к дисциплинарной ответственности.

УГОЛОВНАЯ СИСТЕМА

По данным председателя судебной коллегии по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда Владимира Кириленко, всего в суды области в 2020 году поступило 1114 уголовных дел, что на шесть процентов больше, чем в предыдущем. Это при том, что в целом в регионе было зарегистрировано на 24 процента меньше уголовных преступлений. А вот число тяжких и особо тяжких увеличилось практически в полтора раза. Этим и объясняется рост числа поступивших в суды уголовных дел, так как прекращение дел о тяжких и особо тяжких преступлениях по нереабилитирующим обстоятельствам на стадии досудебного расследования уголовно-процессуальным законом не предусмотрено. Количество уголовных правонарушений, относящихся к категории средней тяжести, сократилось на 55 процентов.

Рост числа поступивших на рассмотрение уголовных дел произошел в 13 судах области: больше всего в Петропавловском городском суде - на 12,3%, Кызылжарском районном суде - на 29,4% и Мамлютском райсуде - 29,3%.

А вот количество дел, оконченных производством, увеличилось почти на шесть процентов. Значительно возросло число дел по фактам тайного хищения чужого имущества. Стоит отметить, что большинство из них касалось незаконного проникновения в жилище или хранилище, поэтому относится к категории тяжких преступлений. В 2,3 раза стало больше дел по фактам мошенничества. Увеличилось количество преступлений в отношении представителей власти.

В то же время на 9,2%, а в абсолютных цифрах - со 119 до 108, уменьшилось количество дел по незаконному обороту наркотических средств. Рассмотрено меньше дел о преступлениях против личности, таких как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

С 1 января 2020 года были выделены отдельные статьи по фактам краж скота и нарушениям ПДД лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. В течение года по скоту рассмотрели 10 дел и семь - по нарушению любителями горячительных напитков правил дорожного движения.

- С вынесением приговоров суды рассмотрели на 13,1% дел больше, чем в 2019 году. Увеличение числа рассмотренных дел с вынесением приговоров объясняется ростом числа дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. В то же время не рассматривалось ни одного дела с участием присяжных заседателей. Они не были заявлены. Тогда как в 2019 году было четыре таких дела, - рассказал В. Кириленко.

В области обвинительные приговоры прозвучали в отношении 958 лиц, 11 человек были оправданы. Справедливости ради надо сказать, что в целом по республике наблюдается значительное снижение числа оправдательных приговоров. Это связывают с тем, что в суды перестали направлять уголовные дела с сомнительными противоречивыми доказательствами.

В 2020 году в регионе приговор о лишении свободы звучал чаще, чем в 2019-м. Тем не менее из 958 осужденных реальное наказание в виде лишения свободы получили 304 человека, или 31,7%, при среднереспубликанском показателе 31,4%.

Вместе с тем возникают вопросы по назначению наказания за браконьерство и незаконную охоту. Квалификация преступлений по статье 337 УК «Незаконная охота» напрямую зависит от размера причиненного государству ущерба. Изучение же уголовных дел показало, что в одних случаях специалисты охраны окружающей среды указывают, что в результате незаконного отстрела одной косули причиненный государству ущерб составляет 1040 тенге, в других случаях - от 680 до 800 тысяч тенге. Во всех случаях охота производилась на особей сибирской косули. Однако представители Фемиды не понимают, с чем связан такой разбег в оценке ущерба. Возможно, все зависит от возраста косули, пола, места и времени произведения отстрела. Возможно, косулю, отстреленную с будущим потомством или в заповеднике, оценивают дороже.

- На первое полугодие мы запланировали проведение анализа судебной практики рассмотрения уголовных дел по браконьерству, в ходе которого, полагаем, будут вскрыты все эти противоречия с принятием соответствующих мер, - рассказал В. Кириленко.

В 2020 году число прекращенных судами уголовных дел значительно уменьшилось. Это связано с тем, что велась активная работа по сокращению направления в суды уголовных дел, которые могли быть прекращены на досудебной стадии уголовного процесса, если подозреваемый примирился с потерпевшим.

Что касается качества отправления правосудия, то на протяжении последних лет в СКО оно значительно выше, чем среднереспубликанское. Всего в апелляционном и кассационном порядке отменили и изменили приговоры в отношении 45 лиц, или 4,1%, при республиканском показателе 4,8%. При этом подавляющее большинство изменений приговоров происходит по незначительным причинам. Среди них неправильное взыскание суммы процессуальных издержек; неправильное разрешение судьбы вещественных доказательств; неправильное разрешение гражданского иска и неверное определение вида исправительного учреждения, в котором следует отбывать наказание осужденному. Каких-либо существенных причин, которые можно назвать грубым нарушением закона, не было.

ДЕЛА ГРАЖДАНСКИЕ

По данным председателя судебной коллегии по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда Айдара Смагулова, в 2020 году суды области окончили производством 10313 гражданских дел, что на 38 процентов меньше, чем годом раньше. По 6140 делам вынесли решения. Однако этот показатель также ниже прошлогоднего. И такая картина наблюдается по всей республике. Причины уменьшения количества дел и вынесенных решений связаны с внесением изменений в законодательные акты.

В 2020 году с применением примирительных процедур суды области окончили 1289 гражданских дел. В большинстве из них стороны достигли соглашения в порядке медиации.

- Основным показателем эффективности работы судов остается качество отправления правосудия. За отчетный период отменам и изменениям вышестоящими инстанциями подверглось 147 решений судов первой инстанции - 78 отмены и 69 изменений, что в процентном отношении к числу рассмотренных дел составляет 2,4%, - рассказал А. Смагулов.

Апелляционная инстанция отменила и изменила 145, кассационная – два решения судов первой инстанции. Удельный вес отмененных и измененных приговоров увеличился на 0,9%. Отменили и изменили на семь судебных решений больше. То есть качество отправления правосудия судов области по гражданским делам ухудшилось. А средний областной показатель брака выше среднереспубликанского на 0,2%.

- На итоговом совещании Верховный суд обратил внимание, что увеличилось количество дел, по которым апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции, направляет дело на новое рассмотрение. Мы провели анализ. За отчетный период судебная коллегия всего отменила 78 решений судов первой инстанции. Из них с направлением на новое рассмотрение 27 дел, или 34,6%. Это каждое третье дело, по которому решение отменено. Для сравнения: в 2019 году было отменено 72 решения, - рассказала А. Смагулов.

По гражданским делам за 12 месяцев 2020 года в судебную коллегию поступило 488 дел по частным жалобам на определения судов первой инстанции. Из них корректировке подверглось 66 определений, или 13,5% - 61 отменено и 5 изменено. Из отмененных определений о возврате наибольшее число - 11 - приходится на возвраты в связи с неподсудностью.

- Основной показатель качества отправления правосудия для местных судов - результаты пересмотра судебных актов в кассационной инстанции. За отчетный период в кассационном порядке отменили два решения судов первой инстанции. Количество подвергнутых корректировке судебных актов снизилось на три. Грубые нарушения закона указаны в судебных актах апелляционной инстанции по пяти делам, - рассказал А. Смагулов.

На фоне увеличения отмененных и измененных судебных решений в апелляционном порядке указанные данные свидетельствуют об эффективности работы в первую очередь суда апелляционной инстанции.

По делам об административных правонарушениях за 12 месяцев 2020 года рассмотрено 9 648 дел, по жалобам и протестам в апелляционной инстанции пересмотрено 285 дел, что почти в два раза меньше, чем прошлом году. Всего отменено и изменено 44 постановления, или 0,45%, от их количества. А вот в 2019 году эти показатели были лучше. Было отменено и изменено 39 постановлений, или 0,3%. Таким образом, можно сделать вывод, что качество отправления правосудия в сравнении с предыдущим периодом ухудшилось.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Суд да дело"
04.03.21

Поделиться статьёй: