С каждым днем в СКО становится все больше школ, вовлеченных в инклюзивное образование

Первого сентября этого года в средней школе эстетического воспитания №8 г.Петропавловска благодаря участию корпоративного фонда «Болашак» открылся кабинет поддержки инклюзии, а в общеобразовательной школе №2 при поддержке фонда «Дара» - ресурсный центр.

В кабинете поддержки инклюзии занимаются дети с особыми образовательными потребностями. Здесь их не просто учат считать и читать, им прививают нормы правильного поведения в классе, что особенно актуально для детей с расстройством аутистического спектра, а также как общаться с одноклассниками и педагогами. Психолог, учитель кабинета поддержки инклюзии средней школы эстетического воспитания №8 Анастасия Богданова рассказала, что каждый ребенок, а здесь их девять, имеет свою индивидуальную коррекционную программу обучения и тьютора.

- Процесс адаптации детей в школе завершился успешно, они учатся в обычных классах со всеми школьниками, а также проходят обучение в кабинете поддержки инклюзии. Дети разные и к каждому требуется особый подход, - отметила Анастасия Богданова.

Благодаря поддержке корпоративного фонда «Болашак» в классе установлено новое оборудование с необходимыми материалами. Есть спортивный инвентарь и даже мини-батут, чтобы ребенок мог отвлечься. У каждого ученика есть зона для индивидуальной работы - это стол, который представляет собой отдельную кабинку, оборудованную так, чтобы создать для ребенка некое ограждение от внешних помех, чтобы он мог сосредоточиться на выполнении заданий. Ведь зачастую дети, к примеру с расстройством аутистического спектра, могут находиться в классе не больше 5-10 минут. Поэтому таким детям нужно немного больше времени для освоения необходимых поведенческих навыков.

Бибинур Жумабаева второй год работает тьютором.

- Перед тем как стать тьютором, мы проводим диагностику и согласно ей на каждого ребенка составляется индивидуальная программа. Родители приводят ребенка в школу, мы его встречаем, в ходе учебного процесса я помогаю ему, направляю, корректирую его поведение. Когда уроки заканчиваются, мы передаем ребенка родителям. При необходимости мы можем давать родителям рекомендации относительно поведения их ребенка, воспитательного процесса, - поделилась Бибинур Жумабаева.

Большой, светлый кабинет с необходимым оборудованием и материалами для занятий с детьми с различными образовательными потребностями в этом году открыт в средней школе №2. Это стало возможным благодаря поддержке фонда «Дара» в рамках проекта «Разные - Равные».

- Кабинет разделен на четыре зоны. Есть зона для работы с родителями, зона релаксации, зона индивидуальных и групповых занятий, а также зона для работы специалистов. С детьми у нас работают такие специалисты, как дефектолог, психолог, логопед и тьютор. Они проводят как индивидуальные, так и групповые занятия по разным методикам развития, а также ведут беседы, тренинги с учителями, с родителями. А благодаря спонсорам дети выезжают на природу, посещают театры, музеи. Профессиональная помощь специалистов может изменить жизнь к лучшему и дать шанс на достойное и успешное будущее любого ребенка, - рассказала координатор центра Улжан Кожахметова.

Практика работы в инклюзивном пространстве для средней школы №2 не нова. Инклюзивное образование здесь внедрено с 2011 года и весьма успешно.

- Динамика у детей очень хорошая. Для занятий с детьми, помимо основных предметов, добавлены коррекционные, которые носят общеразвивающую направленность, например, для развития речи, коммуникативной функции, социально-бытовой ориентировки - это умение вести себя в любой обстановке, в магазине, поликлинике, что больше подходит для детей старшего звена, - поделилась завуч по инклюзивному образованию Зарина Байбусинова. Она рассказала, что за годы внедрения инклюзии у них уже было три выпуска детей. Большинство выпускников поступили в колледжи, у двух девушек к концу обучения диагнозы сняли. А один мальчик после обучения в коррекционном классе перешел учиться в обычный. Результат работы виден, и это радует педагогов.

- Наших детей мы встречаем в городе, кто-то работает, кто-то отслужил в армии, многие учатся. Приятно, когда наши выпускники успешны, это говорит о том, что наша работа пошла впрок и дети нашли себя в жизни, - поделилась завуч по инклюзивному образованию средней школы №2 Зарина Байбусинова.

В Северо-Казахстанской области уже много лет налажено сотрудничество с частными благотворительными фондами, которые помогают школам открывать классы инклюзивной поддержки, ресурсные центры. В 2018 году при содействии благотворительного корпоративного фонда «Болашак» в средней школе №21 был открыт класс поддержки инклюзии, где занимаются семь детей с расстройством аутистического спектра.

При поддержке благотворительного фонда «Дара» в средней школе №40 им. Д.Карбышева открыт ресурсный кабинет. Сегодня в нем занимаются 20 детей с особыми образовательными потребностями. Класс поддержки инклюзии действует в средней школе №23. Все они укомплектованы педагогами, которые прошли обучение у специалистов фондов, получили необходимое методическое обеспечение, оборудование и мебель.

Большой помощью для родителей детей с расстройством аутистического спектра стало открытие в этом году кабинета психолого-педагогической коррекции «Аутизм. Мир один для всех». Это стало возможным благодаря поддержке акима области Кумара Аксакалова и благотворительного фонда Булата Утемуратова «Асыл Мирас».

Кроме того, по инициативе главы региона в этом году планируется открыть кабинеты поддержки инклюзии в сельских организациях образования. Один такой кабинет уже работает при средней школе №4 города Тайынши Тайыншинского района.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Работа на результат"
29.10.19

Поделиться статьёй: