С большой симпатией отзываются о казахском народе русские исследователи, работавшие в этом крае и оставившие в своих трудах глубокие наблюдения и оценки

Данная подборка подготовлена на основе изданной в 1995 году «Антологии педагогической мысли Казахстана» и некоторых других источников.

Владимир Иванович Даль (1801 -1872), лексикограф, этнограф, писатель - о героине повести «Бикей и Мауляня»: «Откуда в этой дикой красавице, в этой степной певице сверкающий острый ум, тонкая музыкальность, высокий поэтический дар? Ей не нанимали гувернанток, ее не держали в модном пансионате, да знает ли она, что такое книга!.. Безбрежная степь и безбрежное небо, низкие кристальные звезды и далекие мерцающие огоньки кочевий рождали в ее душе слова и музыку – она пела песни, не ведая, что они прекрасны, просто так пела, легко и свободно, как птица, потому что не умела не петь».

Алексей Ираклиевич Левшин (1799-1879), ученый и государственный деятель.

Из труда «Описание киргиз-кайсацких или киргиз-казачьих орд и степей»: «...Близкий к природе образ жизни, простота пищи, беспечность, невредный климат и свежий воздух, которым дышат казахи, делают их здоровыми, долговечными, сильными и крепкими к перенесению голода, жажды и стужи. Солнечный жар не изнуряет их, но комнатная теплота им тягостна и причиняет головные боли, особенно тем, кто редко бывает в пограничных городках и селениях. Зрение их достойно удивления: стоя на ровном месте, они видят небольшие предметы верст за десять и более; где европеец с острыми глазами усматривает только неясные точки, там они различают очертания предметов и цвет...».

Василий Васильевич Радлов (1837-1918), востоковед-тюрковед, академик Петербургской академии наук.

Записки «Из Сибири»: «...Я сам долго жил среди казахов и имел возможность убедиться в том, что у них господствует не анархия, а лишь своеобразные, отличающиеся от наших, но по-своему вполне урегулированные культурные отношения.

На всех публичных празднествах, когда собирается много народа, обычно выступают певцы (акыны), которые развлекают присутствующих как историческими песнями, так и своими импровизациями на состязаниях певцов и при исполнении хвалебных песен. Певцы эти весьма многочисленны. Их повсюду радостно встречают и охотно принимают у себя…

Казах так владеет словом, что он не только может произносить длинные импровизации в стихах, но и обычная его речь отличается определенным ритмом в построении фраз и периодов, так что и она нередко подобна стихам. Она образна, выражения ясны и точны, так что казахов можно с полным основанием назвать французами Западной Азии. Нет ничего удивительного в том, что именно у такого народа, как я уже писал, возникла особенно богатая народная литература».

Николай Иванович Ильминский (1822-1891), член Петербургской академии наук, один из организаторов образования в Казахстане, сподвижник и первый биограф Ибрая Алтынсарина: «Казахи – народ совершенно свежий, не исказившийся закоренелыми предрассудками и фанатизмом, и в то же время даровитый и симпатичный, и потому готовый принять лучшее образование. Народ этот ожидает со стороны русских просвещенного, гуманного воздействия».

Григорий Николаевич Потанин (1835-1920), географ, этнограф, фольклорист, общественный деятель.

Из статьи «В юрте последнего казахского царевича», опубликованной в 1896 году в журнале «Русское богатство»: «Можно предвидеть, что скоро народится «молодая Казахия». Чем она обогатит свой народ, в каком направлении будут работать ее мысли, какие продукты создаст ее ум и ее чувства, чем она поделится с русским обществом в области науки и искусства? Можно предугадать, что казахская народность, подобно малорусской и польской, даст двуязычных писателей, которые будут писать и на казахском, и на русском языках...

Казахи необычайно любят новости (хабары). Это страсть, которая в молодом поколении заменяется любознательностью. В похоронных и свадебных обрядах и судейных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую казахским народом, в преданиях, народной этике, в чертах народного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может составить большой материал ученым для изучения, казахская жизнь найдет впоследствии материал для развития в более здоровом направлении. Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для казахской жизни есть обильный источник сил и средств в духовном организме народа, если сами только казахи от него не отвернутся».

Николай Михайлович Ядринцев (1842-1894), ученый, писатель-публицист, общественный деятель.

Из статьи «Чокан Валиханов и культурные взаимосвязи народов»: «...Вообще говоря, казахская раса отличается наблюдательным умом и необыкновенной энергией мускульной силы. ...Казахский народ – народ глубоко поэтический. Замечательно, что пастушеские народы особенно любят поэзию и богато проявляют ее в сказках, преданиях, песнях, поэмах и балладах. Казахи считают себя самым музыкальным народом. Они говорят, что былина носилась когда-то над землею, там, где она пролетала ниже, народ музыкальнее; себя они причисляют к народам, над которыми она пронеслась ближе всех остальных... В песнях и жизни казахов заметна склонность к сатире и юмору: они бойко отвечают, тонко острят и дают меткие эпитеты... Самым образованным из казахов был, конечно, известный путешественник, покойный Чокан Валиханов. Его путешествия иногда замечательны живым юмором; по рассказам, он был одной из остроумнейших личностей в частной жизни. Усвоив европейское образование и воззрения, он любил насмешкой клеймить всякую пошлость. Вместе с тем это была глубоко художественная натура. А каким бы оригинальным блеском мог засветить гений этого народа в русской литературе!».

Николай Львович Зеланд (1833- 1902), автор работ по медицине и антропологии.

«Казахи. Этнологический очерк»: «...Казах – сангвиник. Расположение духа у него преобладает благодушное, бодрое, улыбка его легко вызывается. Вообще, он подвижен и легко возбудим, но свободен от «нервов» то есть от раздражительности. Условия развития у него этого счастливейшего из темпераментов, вероятно, заключаются в его образе жизни. Напряженные и быстрые телодвижения, к которым относится верховая езда, способствуют правильному кровообращению и обмену веществ; то же бывает вследствие частых перемен температуры, которым подвергается кочевник, и чистота воздуха, который он вдыхает; частичное или полное лишение пищи и питья, случающиеся при передвижениях в пустынях, а отчасти голодание с намерением, ради предписаний религии, поддерживающих энергию аппетита и отправлений кишечного канала, которые имеют столь важное влияние на расположение духа; наконец, что-нибудь значит и непривычка к отравлению нервной системы водкой, опием и табаком. Склад нервной организации отчасти отражается и на нравственном облике человека. Кому легко на душе, тот и к другим расположен относиться с приязнью.

Казах отличается неподдельным добродушием; к числу его похвальных качеств, кроме того, следует отнести честность, сострадательность, гостеприимство, трезвость и терпение при перенесении страданий. Жестокость и мстительность не входят в число характеристических черт казаха...

Гостеприимство, которого казах, как и другие кочевые народы, свято держится, принимает у него иногда более широкие размеры, переходя в бескорыстное подаяние помощи... Наконец, замечено, что казах, стоящий лицом к лицу с неизбежной смертью, встречает ее спокойно. Что касается уступчивости в бою и при нападениях, то она объясняется другим образом. Этот народ более миролюбивый, менее упорный и немстительный; наконец, у него нет привычки ожесточенных схваток... Взяв все сказанное вместе, я думаю, можно предположить, что казахи в виде дисциплинированного войска потягались бы в храбрости с кем угодно».

Александр Васильевич Васильев (1861-1943), деятель просвещения в Тургайском крае, составитель «Букваря для казахов».

«О казахском языке и его транскрипции»: «...По единому свидетельству всех исследователей казахского языка, он принадлежит к числу чистых и самых богатых тюркских наречий. Богатство этого языка сказывается в произведениях устного народного творчества, представляющих обильный материал для исследования духовной жизни казахов. В пословицах (мақал), в рифмованных изречениях (улгили сөз), в сказках и рассказах о древних героях (ертегі), песнях бытовых, исторических (жыр, өлең, мақтау, толгау) и пр. В этих же произведениях исследователю предоставляется полная возможность видеть чистоту языка, удержавшего в себе благодаря патриархальному, кочевому быту казахов формы одного из наиболее древних тюркских наречий – джагатайского».

Дмитрий Львович Иванов (1846 - 1924), этнограф, педагог.

Записки «По степи»: «И степь, и пустыня играли тоже немаловажную роль в истории умственного и нравственного развития народов. В ней явился первый астроном и математик, сколько поэтов вырастила она... В ней, перед лицом этого необъятного простора, под желтым и высоким небом отыскивал человек в своей душе тонкие россыпи, какие мы не видели раньше, среди мелочей и суровостей другой обстановки. Сюда он уходил сосредоточиться, взглянуть широким глазом на нравственный мир человека, и в этой пустынной степи он задумался и замечтался...

Казах – «народ отличный», характеру... мягкого, веселого. Душа у него простая, добрая...».


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Народ отличный"
14.03.20

Поделиться статьёй: