Русская община ассамблеи народа Казахстана посвятила русскому композитору П.И. Чайковскому литературно-музыкальную композицию «Моему лучшему другу»

Тем более что в Петропавловске проживает Н.Г.Римская-Корсакова, она же автор проекта и правнучка его лучшего друга и мецената Надежды Филаретовны фон Мекк.

Оформление сцены Дома дружбы передает атмосферу 19 века: горящие свечи, с обеих сторон установлены столики, за которыми разместились Он (Петр Чайковский в исполнении актера русского театра драмы К.Демидова) и Она (А.Писаренко в роли Надежды фон Мекк), и ведут диалог в форме переписки.

- Итак, эта история – беспрецедентный пример отношений мецената с музыкальным гением - произошла во второй половине 19 века в России, - заинтриговывает зрителей Наталья Георгиевна Римская-Корсакова, правнучка Надежды фон Мекк, приглашая зрителей вглядеться в лица родных для нее людей. - Я помню в своем детстве эти два портрета, висевшие у нас в комнате на стене. Мы, дети, знали, что это бабушка нашего отца – Надежда Филаретовна фон Мекк, а другой портрет – это композитор Петр Ильич Чайковский (но если бы вместо Чайковского был портрет Бетховена или Моцарта, мы, дети, и не удивились бы, т.к. отец работал преподавателем в музыкальном училище). Повзрослев, мы узнали Тайну, что связывала этих людей, Тайну, которую мы хранили, как это делал в свое время наш отец. Дело в том, что мой отец, Георгий Алексеевич Римский-Корсаков, был не только внуком Надежды Филаретовны, но и племянником племянниц Чайковского. В связи с произошедшей революцией произносить имя Чайковского было нежелательно: он считался буржуазным композитором и редко исполнялся. А произносить фамилию фон Мекк было и небезопасно, ведь сын Надежды Филаретовны был объявлен «врагом народа» и расстрелян, а другие ее родные были подвергнуты репрессиям и прошли круги ада в лагерях. Но что же связывало Чайковского с фон Мекк? А связывала их музыка! Но музыку композитора в начале его творческого пути не считали стоящей, хотя уже были написаны четыре оперы, балет «Лебединое озеро», Первый концерт для фортепиано с оркестром, три симфонии, романсы. Надежда фон Мекк первой разглядела в нем Гения и стала покровительницей и близким другом Чайковского. Дружба Петра Ильича и фон Мекк была необычной. Они никогда не встречались, общались только с помощью писем, раскрывая друг другу души, обменивались семейными фотографиями, говорили не только о музыке, но и о поэзии, литературе, религии, здоровье, о детях! Дружба Чайковского и фон Мекк продолжалась 14 лет до самого триумфального признания творчества Чайковского как в России, так и за рубежом.

Надежда Филаретовна, волнуясь, говорила Наталья Георгиевна, не только оценила его гениальную музыку, но и как вдова первого строителя железных дорог в России и обладательница большого состояния предложила ему помощь в размере 6000 тысяч рублей в год, чтобы освободить Петра Ильича от бытовых забот и педагогической деятельности, которая не приносила большого дохода, а времени отнимала много. У Петра Ильича не было своего дома, он проживал временно то у родственников, то у друзей, то снимал квартиру. Надежда Филаретовна предоставляла ему для проживания свои дома, поместья, имения в России и за рубежом.

Самым же главным в их отношениях была душевная поддержка, в которой так нуждался Чайковский. Это можно услышать в его письмах.

Но вот что интересно: не было такой книги, в которой можно было прочесть о Надежде фон Мекк. Отец Натальи Георгиевны, оказавшийся не по своей воле в Петропавловске в годы Великой Отечественной войны и посвятивший себя искусству музыки и балета, написал книгу о своей бабушке «Надежда Филаретовна фон Мекк и её семья». Из книги узнаем, что Надежда фон Мекк была дочерью смоленского дворянина-помещика, виртуозно игравшего на скрипке, а её мать, Анастасия Потемкина, была в родстве со Светлейшим князем Григорием Потемкиным, фаворитом императрицы Екатерины Второй. От матери она унаследовала сильную волю, характер, широту мышления, а от отца ей досталась страстная любовь к музыке. Надежда Филаретовна была хорошо образованна, прекрасно играла на фортепиано, в доме у нее был домашний оркестр. Она всегда помогала музыкантам, нуждающимся в материальной помощи. Её большая семья - 11 детей - была очень дружна с Петром Ильичом Чайковским и его родными. Рукопись книги пролежала в семейном архиве отца Натальи Георгиевны более 50 лет, пока в 2007 году Московское издательство не задумало выпустить новое издание «Переписки Чайковского с фон Мекк» в четырех томах и опубликовать сведения о Надежде фон Мекк для исследования ее личности и изучения ее значимости в творческом наследии композитора. Отдадим же дань восхищения исследовательскому дару Натальи Георгиевны, проделавшей большую работу (все взято из архивных источников и имеет подтверждение в письмах Чайковского и фон Мекк) и открывшей некоторые страницы великой человеческой дружбы мужчины и женщины, дружбы мецената и творца, дружбы композиторского гения и музы вдохновения, почитателя таланта. Здесь к месту видеофрагмент из фильма «Чайковский» с Первым концертом для фортепиано с оркестром.

«Моему лучшему другу» - назвала Н.Римская-Корсакова литературно-музыкальную композицию с посвящением, да не побоимся это утверждать, двум гениям – величайшему композитору всех времен и первооткрывательнице дара творить и созидать, без поддержки которой мы бы не могли наслаждаться созданной им музыкой.

Автор композиции положила в ее основу письма, которые писали друг другу Чайковский и фон Мекк, обращаясь как к «моему лучшему другу». 14 лет переписки! Конечно же, они важнейший источник изучения личности музыканта. Ведь из 4000 писем, написанных Чайковским, 1220 относятся к периоду 14-летней переписки с покровительницей его таланта Надеждой Филаретовной фон Мекк.

Трудно пришлось представать К.Демидову и А.Писаренко – соответственно, в образах Чайковского (несомненно внешнее сходство!) и Надежды фон Мекк, читая от их имени письма, а как ведущим задавать вопросы, по сути, и самим себе, сегодняшним. А поклонники классической музыки с интересом следили за нитью расследования, так сказать, в прямом эфире. Один из них такой: как сказались в судьбе и творчестве Петра Ильича Чайковского 14 лет переписки с Надеждой фон Мекк, о которой мало кто знал, и они, что удивительно, даже никогда не встречались, какие шедевры за это время были написаны и кто такая Надежда фон Мекк, которую он назвал своим «Лучшим другом», посвятив ей Четвертую симфонию, и что было бы с Чайковским, если бы она не появилась в его жизни?

А дело было так: Надежда Филаретовна фон Мекк обратилась через своего секретаря к Чайковскому – педагогу Московской консерватории с просьбой сделать переложение для фортепиано его струнного квартета для домашнего музицирования. Об этом факте помогает вспомнить фрагмент из автобиографического фильма «Чайковский». Надежда Филаретовна дала высокую оценку его сочинению, созвучную его мыслям и чувствам. Причем она не стремилась к встрече с ним. Ей достаточно его фотографии, в которой она ищет тех вдохновений, тех чувств, под влиянием которых он писал музыку. Звучит первая часть Первого струнного квартета. Тончайше подобранный иллюстративный материал, Наталья Георгиевна!

А письма – та же музыка в устах оценившего поддержку близкой по духу поклонницы музыканта. Как же не менее задушевно не спеть романс Чайковского на слова Алексея Толстого «Средь шумного бала» (исполняет Виктор Быков, концертмейстер Андрей Слезко)!

Посвящает Петр Ильич Надежду Филаретовну и в тонкости своей неудачной женитьбы: «Я впал в глубокое отчаяние, тем более ужасное, что не было рядом, кто мог бы поддержать и обнадежить меня…». Со стороны Надежды Филаретовны - глубокая боль и слова сочувствия Петру Ильичу. Грусть и страдание в романсе «Забыть так скоро» (на слова Алексея Толстого в исполнении Натальи Здоровец), в произведении «Ноябрь» из цикла «Времена года» и фортепиано Андрея Слезко. Вы только послушайте, как в унисон этим возвышенным чувствам звучит «Сентиментальный вальс» (скрипка Ольги Свистковой и фортепиано Галины Гранкиной).

Надежда Филаретовна продолжает заботиться о композиторе, приглашая Петра Ильича побывать у нее в имении на Украине. «Я много наслаждения испытал в Вашем имении. Сколько благ, сколько счастливых дней приносит мне Ваша дружба!». Именно в такие минуты Петру Ильичу хочется читать присланные Надеждой Филаретовной стихи Фета, Толстого, Мея, Тютчева, чтобы он мог написать новые романсы под дыхание дружеских чувств к Надежде Филаретовне. Что же, так и рождаются столь пленительные романсы: на стихи Алексея Толстого - «Благославляю вас, леса» и «День ли царит», и есть в нашем камерном хоре областной филармонии солисты Виктор Быков, Наталья Здоровец, концертмейстер Андрей Слезко, способные донести до слушателей всю их трепетную прелесть.

Во время чтения письма с экранными слайдами Италии, с виллы Оппенгейма, где отдыхал Чайковский, демонстрируются и декорации балета «Щелкунчик», написанного во Флоренции, а петропавловский хореографический ансамбль АРТ-студии исполняет замечательную сцену из него - «Вальс цветов». А какие еще вальсы писал композитор под воздействием благоприятной и дружеской обстановки! Нашим фанатам классики удалось услышать «Вальс» из «Серенады» Чайковского, которая была написана тоже во Флоренции. Южные мотивы навевал камерный оркестр под руководством Ольги Свистковой.

Встретятся ли, наконец, Надежда фон Мекк и Чайковский? Увы… Но остались шедевры, рожденные под ароматом их дружбы: 7 опер, из них «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», два балета, две симфонии, романсы, стихи, женитьба сына Надежды Филаретовны на племяннице Чайковского Анне, родство с Римскими-Корсаковыми через женитьбу на второй племяннице Петра Ильича Вере, а потом и третьей – Наталье. И прошедшая испытания дружба на годы, а теперь и на века, если и сейчас, благодаря таким энтузистам духовности, как Наталья Георгиевна Римская-Корсакова, ее страницы мы продолжаем бережно перелистывать…


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
«Моему лучшему другу…»
27.06.25

Поделиться статьёй: