Руководитель департамента по защите прав потребителей СКО Лазьм Мияшева в прямом эфире ответила на вопросы североказахстанцев

Касались они в основном правоотношений покупателей с производителями и продавцами.

В начале онлайн-трансляции руководитель ведомства отметила, что в Казахстане введена трехступенчатая система защиты прав потребителей. Первый уровень подразумевает рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно либо через институты досудебного урегулирования споров. Второй - направление жалобы в уполномоченный орган. И только на третьем предусмотрена подача жалобы в суд.

«За шесть месяцев к нам поступило порядка 60 обращений и больше всего - из сферы торговли. В основном нарушаются права потребителей при покупке бытовой техники и гаджетов. Каждый случай рассматривается индивидуально», - сказала Лазьм Мияшева.

Далее она ответила на вопросы североказахстанцев, которые они задали в социальных сетях.

- Купила сестре сертификат на косметические услуги, но в связи с семейными обстоятельствами срок его действия закончился. Обратилась в салон красоты, чтобы вернуть деньги, но мне отказали. Подскажите, что делать?

- У нас много жалоб поступает от потребителей касательно сертификатов. Такое условие продавца, что, если срок сертификата истекает, то деньги не возвращаются - незаконно. Таким образом ущемляются права потребителя. Согласно статье 8 (прим. 1) Закона о защите прав потребителей, при условии, если потребитель сам по каким-то причинам не выполнил обязательства по договору, продавец имеет право удержать не более 30 процентов от стоимости сертификата. Если продавец вам не возвращает деньги, нужно обращаться в суд и писать исковое заявление.

- Сейчас, в условиях карантина, многие совершают покупки онлайн. Подскажите, на что обращать внимание и как не оказаться жертвой интернет-мошенников в этом случае?

- Этот вопрос очень актуален на сегодняшний день. Действительно, многие совершают онлайн-покупки, но не всегда, к сожалению, обращают внимание, на каком сайте они это делают. Нужно внимательно смотреть, как оформлен сайт. Там должны быть указаны все реквизиты, налажена обратная связь, должно быть описание товара и обязательно - отзывы. Не нужно делать покупки на непроверенных и иностранных сайтах. К примеру, у нас было обращение от потребителя, который в апреле этого года сделал заказ в украинском интернет-магазине, и товар дор сих пор к нему не пришел, и нет никакого ответа. В связи с тем, что магазин находится на территории другого государства, там регулируется все другими законами, поэтому нужно быть осторожными.

- Купила детскую одежду на рынке в одном из бутиков, по возвращении домой выяснилось, что она не подходит ребенку. Хотела вернуть, но на следующий день рынок закрыли из-за коронавируса, скажите, как быть в данной ситуации? Продавец может не согласиться на возврат денег или обмен?

- Рынок был закрыт по постановлению главного санитарного врача, поэтому все обязательства согласно закону будут выполняться продавцом после того, как его откроют. Если товар не подошел вам по размеру, цвету или еще по каким-то параметрам, но он надлежащего качества, должны быть сохранены все его потребительские свойства - этикетка, упаковка и так далее, и желательно сохранить чек, чтобы доказать факт покупки именно в этом бутике.

- Хотела купить часы за 34 тысячи тенге, оставила задаток 50% продавцу, но позже поняла, что не смогу выкупить и пошла к продавцу вернуть деньги, но он отказывается это делать. 17 тысяч тенге для меня - немалая сумма, помогите советом.

- Согласно 337 статье Гражданского кодекса, задаток обязательно должен быть оформлен в письменном виде, то есть должен быть на руках договор, если же его нет, то задаток считается недействительным.

- Если нет чека, можно ли отстоять свои права?

- Наличие чека не является обязательным при возврате или обмене товара, здесь также можно ссылаться на свидетельские показания, на фото- или видеофиксацию. Кроме этого, можно ссылаться на другие документы: когда вы покупаете, например, бытовую технику, вам выдают технический паспорт к нему или накладную.

- Заказала онлайн футболку и шорты, товар пришел по почте, но оказалось, что внутри не те вещи. В интернет-магазине мне отказали в возврате, у меня есть только чек, а данные магазина не знаю, кроме номера оператора.

- Если у вас нет данных продавца, то на контрольном чеке обязательно должны быть его ИИН и БИН. Вы можете обратиться в органы внутренних дел с заявлением о том, что в отношении вас совершены мошеннические действия, там есть специальный отдел, который занимается данными фактами.

- Купила чайник за 16 тысяч тенге из нержавеющей стали, но через месяц на нем образовалась накипь. Позвонила и сходила в магазин, но мне отказываются вернуть деньги, обращаются неуважительно.

- Часто происходит такое злоупотребление правом или, как сейчас модно говорить, «потребительский терроризм». Здесь нужно обязательно знать, что даже если чайник изготовлен из нержавеющей стали и вы пользуетесь простой водопроводной водой, то накипь все равно будет. Многое зависит от того, правильно ли вы им пользовались. Необходимо сделать экспертизу товара и обратиться с исковым обращением в суд.

- Как защитить себя от обмана заранее?

- Желательно ходить в магазины, которые выдают чеки. Например, на рынке «Алтын Арман» многие предприниматели работают по патенту, и согласно налоговому законодательству они не обязаны иметь контрольно-кассовую машину, но у них можно попросить так называемый мягкий чек, где указаны наименование товара, его цена, есть печать ИП и так далее. Если нет возможности получить эти документы, то нужно ходить за покупками не одному, делать фото и видео того, что вы покупаете. Продавец не имеет права запретить вам это делать.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Покупайте с умом!"
16.07.20

Поделиться статьёй: