Российский центр науки и культуры в РК вновь стал одним из организаторов необычной выставки в Петропавловске

Границы сотрудничества расширяются, и у жителей областного центра появляются новые возможности прикоснуться к прекрасному. На этот раз на суд зрителей представили выставку, посвященную 110-летию выдающегося писателя, культуролога и переводчика Юрия Осиповича Домбровского, имя которого самым тесным образом связано с Казахстаном.

На выставке «Гонцы», организованной и подготовленной Российским центром науки и культуры в РК и Северо-Казахстанским областным музейным объединением при поддержке управления культуры, архивов и документации акимата СКО в музее изобразительных искусств, представлены работы казахстанских художников Абылхамна Кастеева, Николая Хлудова и других, с описаниями их в различных произведениях Юрия Домбровского.

Взглянуть на произведения, жизнь и творчество известных казахстанских художников совершенно другими глазами - именно это предстоит посетителям выставки. Тот, кто читал Домбровского, знает о картинах, представленных здесь, но зачастую многие представляли в своем воображении совершенно другие зарисовки, часто вообще далекие от оригинала.

Главные произведения Ю. Домбровского – «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей», сборник эссе «Гонцы» - стали для многих поколений российских читателей книгами, открывшими им богатейшую культуру, древнюю историю, волшебную природу Казахстана.

Благодаря переводам Домбровского советскому читателю стали известны лучшие произведения казахской литературы - творения Сабита Муканова, Ильяса Есенберлина, Бердыбека Сокпакбаева, Беимбета Майлина.

Почти 20 лет Юрий Домбровский прожил в Алматы, где работал искусствоведом, археологом, журналистом, а также занимался педагогической и переводческой деятельностью. Алматы можно по праву считать его вторым домом и полноправным героем его романов. В этот город он был сослан в 1933 году. Туда же возвращался после лагерей, работал здесь в музеях, театрах, газете, журнале, писал первые художественные и литературоведческие работы.

И сам собой напрашивается вполне закономерный вопрос: «Почему же тогда выставка проходит в Петропавловске?». А дело вот в чем.

Действительно, Домбровский работал в Алматы, и неделю назад там также прошли творческие мероприятия с участием интеллигенции Казахстана. В числе прочих их посетили выдающийся казахский поэт и писатель Олжас Сулейменов, а также вдова писателя Клара Турумова-Домбровская, которая была моложе мужа на целых 30 лет.

Выставка открылась в Петропавловске, так как во многих своих книгах Домбровский писал об известных художниках Казахстана и оказалось, что работы некоторых из них находятся именно в этом музее.

О таком счастливом стечении обстоятельств представители Российского центра науки и культуры в РК узнали во время своего прошлого визита в Петропавловск, когда открывали выставку, посвященную блокаде Ленинграда. Еще тогда коллеги договорились, что найдут возможность и проведут совместную выставку, которая будет весьма необычна и сможет заинтересовать широкую аудиторию.

- Сегодня открываем выставку, посвященную 110-летию Юрия Домбровского, который долгие годы жил в Алматы и создавал уникальные произведения, благодаря которым очень много читателей Советского Союза узнали о Казахстане. Эта выставка уникальна, ведь она смогла объединить в себе сразу два вида искусства – живопись и литературу. Весь зал здесь наполнен картинами и стендами с изображениями работ известных казахстанских художников. Об этих художниках мы узнаем из произведений Домбровского. В итоге посетители, с одной стороны, знакомятся с шедеврами изобразительного искусства, а с другой стороны у них появляется интерес к литературе, - рассказал советник посольства Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Коропченко. – Я сам перечитал с большим удовольствием последние произведения Домбровского и рекомендую прочитать их всем.

Не случаен и тот факт, что выставка была организована именно в Музее изобразительных искусств. По одной из версий, которая не подтверждена, но и не опровергнута, это здание, возможно, было спроектировано архитектором Андреем Зенковым, которого очень любил Домбровский и о котором много писал. В его произведениях нередко встречаются описания работ этого архитектора. Он автор многих известных объектов архитектуры нашего города.

- Музей для Домбровского - это не просто хранилище каких-то старых вещей, это то, чем он должен стать и для нас, современных людей, которые достаточно потребительски относятся ко многим вещам, в том числе и к музеям, - рассказала преподаватель, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы СКГУ им. М.Козыбаева Ольга Васильева, открывая выставку. - Для Домбровского художники были особенными фигурами. Наверное, нет в мире литературы больше писателей, которые бы рассказывали так много и так проникновенно о художниках. Поэтому очень интересно посмотреть и увидеть своими глазами то, о чем ты читал у Домбровского.

Точность в описании сложных характеров, талантливые наблюдения позволяют нам и сейчас осязаемо представить себе, как жили и творили известнейшие казахстанские художники. Читаешь описание и представляешь себе совершенно другую картину, иногда далекую от оригинала. В восприятии Домбровского все предстает в несколько другом, преломленном свете, будто смотришь на все сквозь «розовые очки». Возможно, только гениям и мастерам дано увидеть в картинах нечто особенное, в их глазах они как будто оживают. Простому же обывателю очень сложно настолько проникнуться произведением художника.

Уже здесь и сейчас, прочитав описание Домбровского того или иного шедевра, смотришь на картину совершенно другими глазами. Это очень интересный эксперимент, в котором организаторам действительно удалось совместить и в то же время противопоставить между собой искусство живописи и слова. Только полет фантазии, полет мысли может сделать картину настолько удивительной для восприятия, и тем, кому не хватает собственного воображения, Домбровский с лихвой помогает восполнить этот «недостаток».

Вы только взгляните на картину, а потом послушайте, как Юрий Осипович Домбровский ее описывает:

«Я часами могу простаивать в Центральной художественной галерее Казахстана, например, перед пылающим предгорьем, этим спокойным морем тихого рыжего огня с картины Лизогуб («Вечер над Талгаром») или натюрмортом Галимбаевой, где все играет и светится, - и голубая скатерть, и глиняная миска, круглые хлебцы, и кошка с красными узорами, и груды плодов – все создает неповторимый всплеск цвета, полыхание тонов – голубых, зеленых, желтых - и не ярких, раздражающих, а тихих, умиротворенных и поэтому очень чистых, ясных, спокойных. Это мирный стол, и застлан он для мирных людей. В годины войны и кровавых потрясений так столы не накрывают».

А теперь проведите эксперимент и снова взгляните на оригинал. Отличается? Думается теперь, ни одна деталь, ни один мазок кисти не останется для вас непонятным и загадочным. Теперь смотришь на картину совершенно по-другому, с той же теплотой и проникновенным взглядом, каким смотрел на них Юрий Осипович Домбровский.

Тот, кто уже побывал на этой выставке, с полной уверенностью может сказать: это успешная попытка совместить изображение и слово, показать, как творчество одного гения преломляется в сознании и восприятии другого выдающегося мастера.

Не упустите момент, спешите тоже взглянуть на полотна и прикоснуться к прекрасному. Ведь выставка будет действовать в музее в течение целого месяца.

Справка «ДВ»:

Юрий Осипович Домбровский - советский писатель, прозаик, поэт, литературный критик. Более 20 лет провел в ссылке и лагерях. Практически не издавался в СССР. Основная тема творчества: противостояние тоталитарного общества и индивидуального человека с его нравственными и моральными ценностями.

Рос в интеллигентной семье. В 1932 году окончил Высшие литературные курсы. В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату.

Второй арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943-м был досрочно, по инвалидности, освобожден (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по творчеству Уильяма Шекспира.

Третий арест пришелся на 1949 год. Место заключения - Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, а потом ему разрешили прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой.

Роковым для жизни писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году. В 1978-м этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович, которому только что исполнилось 69 лет, был смертельно избит и скончался в больнице на исходе весны 1978 года.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Тандем искусства и литературы"
04.07.19

Поделиться статьёй: