Режиссёр Сергей Дворцевой перед премьерой фильма "Айка" честно предупредил собравшихся: история тяжелая

Шаманский рецепт, природная алхимия, ежесекундное страдание - все это о фильме режиссера Сергея Дворцевого с нашей землячкой Самал Еслямовой в главной роли. Остаться к происходящему на экране равнодушным невозможно.

Сюжет

«Девушка из Киргизии Айка, только что родившая здорового малыша, через окно убегает из московского роддома. Причина банальна - долг людям, с которыми лучше не только в финансовых отношениях никогда не состоять, а вообще ни в каких. Об этом напоминает ее мобильный, ежеминутно разрываемый звонками. Она ощипывает кур в подпольном цеху, а за работу вместо обещанной суммы получает... курицу. Что, конечно, жизнь не облегчает. Айка блуждает по заснеженной Москве, ищет, где подработать, моет полы, в перерывах корчится от боли после родов, кровотечения, сцеживает невостребованное молоко...

Хэппи энда зрители могут не ждать. Это кино как экскурсия в неприятный параллельный мир гастарбайтеров в мегаполисе, которые снимают однушку на 40 (!) человек, платят за место для матраса по 4 тысячи рублей, а остальной заработок отправляют в солнечную Киргизию родне.

«Айка» - остросоциальное фестивальное кино. Уникальное. Потому что в список 20 лучших картин Каннского фестиваля попало с 40 первыми смонтированными минутами киноистории (при общем хронометраже в час сорок). Но не попасть в этот список кино не могло. Об этом режиссеру сказала председатель жюри Кейт Бланшетт, которой фильм и игра Самал очень понравились: «Это решение было принято членами жюри единогласно после просмотра фильма».

Взгляд режиссера

- Сергей, как родилась эта идея?

- Это история, о которой я узнал из прессы и Интернета, о самом этом факте. В 2011 или 2012 году около 250 киргизских женщин отказались от своих детей в московских роддомах. Мне стало это интересно, потому что я родился в Казахстане, в Шымкенте, я знаю, как азиатские женщины внимательны к детям, что многодетные семьи очень часто бывают. Это было странно для меня, почему бросают? Я начал выяснять и постепенно понял, что нужно делать такой фильм. Плюс там же все специфично в этой истории, это первые пять дней после родов, это очень сильные изменения в организме женщины. И эту историю нельзя было рассказать, не затрагивая физиологии. Женщина очень сильно меняется, это гормональная атака, меняется тело, все меняется. Молоко начинает идти, нужно было все это очень точно и подробно изучить. Когда вы увидите фильм, вы поймете, что история вся - на физиологии, на реакции тела, на ее изменении.

Когда я начал все это изучать, я даже подумал, может быть, я зря за это взялся, может быть, женщина должна была это делать? Но постепенно втянулся в процесс и уже не мог остановиться.

- Как вы познакомились с Самал?

- Когда я делал первый фильм «Тюльпан», мои ассистенты проводили кастинг по всем городам страны, они заезжали в Петропавловск и сняли ее на видео. Я потом посмотрел и понял, сработала режиссерская интуиция, что из нее может получиться очень хорошая актриса, что-то в ее ответах было, в ее глазах. Это чувствуешь просто. И я почувствовал, что с ней можно работать. А после, когда уже начал работать с ней на «Тюльпане», понял, что у нее есть несколько качеств, важных для актера. И талант есть, трудолюбие, добросовестное отношение к работе, преданность фильму, работе. Все это вместе - хорошее сочетание для актрисы. Когда я задумал «Айку», я уже знал, что именно она будет играть ее, для нее сценарий писался. Я был уверен, что она это сделает, я в ней не ошибся, она просто самородок, надо было просто его взять и немного с ним поработать.

- Хотели бы еще снимать Самал?

- Я бы с удовольствием работал с Самал, буду рад и дальше, ведь она реально актриса мирового уровня, с ней многие режиссеры хотят работать. И я в том числе. Но посмотрим, если будет роль подходить. Мы друзья с ней, она мне близка по тому, как она к работе относится, она понимает мою режиссуру.

- С Самал понятно, а сложно ли было работать с непрофессионалами?

- Нет. У меня есть своя система тренинга, как их научить. С ними сложно было в том плане, что они быстро очень передвигались по Москве, могли уехать, быть депортированы. Когда проводишь работу, а человек исчез, начинаешь заново искать, в этом смысле сложно. А так, мне легче работать с непрофессиональным актером, у которого нет опыта, чем с профессиональным, у которого плохой опыт и очень много штампов. Я не люблю штампы, я предпочитаю начинать с чистого листа.

- А вы планируете снимать кино в Казахстане? Какие у вас творческие планы?

- Да, я планирую, я 29 лет прожил в Казахстане, у меня очень много идей. Но посмотрим, может, следующий фильм или через фильм. Какой жанр? Не знаю, может быть, это будет драма или комедия, я никогда не загадываю слишком далеко, есть несколько идей, я их развиваю. Я хочу снимать серьезное кино, вот и все. А комедия тоже может быть серьезным кино.

- Как вы считаете, «Айка» станет кассовым кино?

- Смотря что вы понимаете под «кассовыми фильмами». Это ведь авторское кино. Если вы имеете в виду блокбастеры, то, конечно же, нет. Наше кино серьезное, это искусство, это драма. Для нас важно, чтобы люди это смотрели.

Как ученые-нейробиологи говорят, человеческий мозг нуждается в серьезной литературе, кино, иначе он деградирует, нельзя смотреть развлекаловку одну, нужно что-то серьезное, тогда человек не деградирует.

- Первые показы в Казахстане уже прошли, вы довольны реакцией зрителя на кино?

- Доволен. Она примерно везде одинаковая, в разных странах. А мы показывали его в Японии, Китае, Америке, Европе, России, Казахстане... Тема нелегалов всех волнует сейчас. Героиня всех трогает очень сильно, бьет в самое сердце. А люди везде примерно одинаковые. Я уверен, если ты делаешь фильм точно, если ты снимаешь о реальном человеке, ты вкладываешь в него душу, людей будет трогать это.

- Нет ностальгии по проекту? Ведь работали над ним долго...

- Конечно. Мы снимали зимой, частично весной, в сумме 6 лет. До сих пор, когда снег в Москве идет, группа созванивается и говорит, что пора ехать снимать... Мы привыкли за эти годы: если снег, значит, нужно готовиться на выезд, рано вставали, выезжали в центр Москвы, через пробки... Это рефлекс уже!

Слово актрисы

У героини Самал Еслямовой очень мало слов в фильме. Играть приходилось молча. Айка сложная роль для нашей землячки еще и потому, что у нее самой пока нет детей. Она просто не знала, как это играть. Признается, что долго работали над тем, чтобы замедлить ее движения, сломать легкость. Для этого было много физических упражнений, нагрузок, чтобы добиться ощущения изможденности на экране. Съемочная группа многое обсуждала, меняла и пробовала, все события на экране были четко выверенными, отрепетированными.

- Моя жизнь после кино никак не изменилась, кроме того, что меня стали больше узнавать, больше предложений стало поступать. Весной начну работу над художественной картиной в России. У меня главная роль, буду играть российскую казашку. Меня «Айка» научила тому, что надо трудиться, ничего в этой жизни просто так не дается, с легкостью, если ты хочешь делать настоящее искусство, ты должен быть к этому готов. Нужно посвятить этому время, всю себя... Когда изучали эту роль, готовились к ней, мне сложно было сделать пластику родившей женщины, было много наблюдений, разговоров с женщинами.

Эта такая непростая картина, психологическая драма. Не могу сказать о глобальных изменениях в себе. Только хочу сказать зрителям, что мне не было больно, если бы я болела, не смогла бы сделать такую картину, она требовала больших физических затрат, психологических усилий. Надеюсь, вам понравится наше кино.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"Айка". Московский "гастарбайтер-блюз"
16.02.19

Поделиться статьёй: