Рекомендация Евразийской экономической комиссии меняет правила для защиты потребителей на маркетплейсах

Об этом сообщили в Комитете по защите прав потребителей МТИ РК.

В ведомстве отметили, что сфера электронной торговли динамично развивается. Но наряду с увеличением покупок через электронные площадки отмечается и рост обращений потребителей. Если за 2022 год в Комитет по защите прав потребителей и территориальные департаменты поступило 2663 обращения касаемо сферы электронной торговли, то за аналогичный период 2023 года – 7732.

«Основные обращения поступают в адрес маркетплейса Wild-berries, а точнее - касательно отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагаемого товара описанию, отказе сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб касательно участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках», – сообщил главный эксперт управления контроля и координации КЗПП Жансая Дадын.

«Зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда маркетплейс отстраняется от проблем потребителя, объясняя это тем, что он не продает товар, а только лишь дает информацию о товаре, который продает другой продавец на этой площадке. Такого быть не должно. Маркетплейс должен нести ответственность перед потребителем и принимать максимально возможные меры, чтобы на его площадке он не был обманут. Недобросовестных же предпринимателей не должны допускать к работе на торговой площадке», – уверен исполняющий обязанности руководителя управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.

Отмечается, что сейчас у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах. Они в рамках гражданского законодательства в частном порядке могут заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями. Однако наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано.

Этот вопрос решается. В июне вступила в силу рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), определяющая общие подходы к защите прав потребителей в электронной торговле. Она разрабатывалась всеми странами союза, и ее положения основаны на результатах масштабного опроса потребителей государств-членов ЕАЭС и сфокусированы на самых основных вопросах, с которыми сталкиваются граждане при покупке товаров (работ, услуг) на интернет-площадках.

Основная идея и цель документа заключается в том, что субъекты электронной торговли должны нести ответственность перед потребителями. Одна из главных рекомендаций ЕЭК касается маркетплейсов: «Оператор электронной торговой площадки оказывает содействие продавцам и потребителям в коммуникации и разрешении споров между ними, а также принимает меры по соблюдению продавцами требований законодательства о защите прав потребителей».

Следует понимать, что документ, принятый комиссией, носит рекомендательный характер. Объем и полноту предлагаемых механизмов защиты прав потребителей будут определять сами страны союза.

«Вместе с тем уже сейчас при реализации бизнесом положений рекомендации на практике мы можем отработать и оценить предложенную схему торговли электронными площадками», - отметил исполняющий обязанности руководителя управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.

Большая часть рекомендаций уже включена в новый проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», который был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 29 июня 2023 года. Законопроект предлагает дополнить основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, а также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих их права и законные интересы. Также предлагается закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок по обязательному включению положения о соблюдении требований Закона РК «О защите прав потребителей» при заключении с предпринимателями договора.


Марина Глазова
газета "Северный Казахстан"
"Уникальный шаг"
08.02.24

Поделиться статьёй: