Региональное заседание экспертного клуба «SARAP» в Петропавловске собрало за «круглым столом» экспертов страны и представителей гражданского сектора СКО

Они обсудили ключевые вопросы, обозначенные в Послании Президента: участие граждан в принятии государственных решений, новую общественно-политическую культуру, экологические риски и безопасность, а главными темами стали перспективы развития атомной промышленности и общенациональный референдум по строительству АЭС.

Свободная дискуссия, совещательная демократия

Модератором мероприятия стал руководитель Центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития Тасым Риззат.

- В Послании глава государства вновь подтвердил курс на построение в Казахстане совещательной модели демократии, основанной на качественной политической коммуникации всех заинтересованных общественных групп с властью и между собой. Ее суть - в нахождении наиболее удобных, рационально обоснованных решений, полученных в результате свободной, содержательной, компетентной дискуссии. Референдум - это не просто голосование, а возможность активно участвовать в формировании политики и принимать решения, которые непосредственно затрагивают жизнь общества. Важно развивать такие инструменты прямого участия граждан, тем самым создавая основу для ответственного и прозрачного управления. Главное, что такие экспертные площадки позволяют проводить политику, основанную на данных. Полагаем, что решения, основанные на данных, важны для совершенствования государственной политики, решения проблем регионов, обеспечения прав граждан. Важно, чтобы каждая инициатива принималась на основе мнения общества и анализа экспертов.

Сначала информация, потом решения

Прежде чем принять решение на референдуме, важно изучить вопрос, убеждены организаторы встречи, ведь атомная промышленность - узкая сфера, требующая определенных знаний. Поделились последними с собравшимися представители отрасли.

Заместитель директора «Института атомной энергии» Национального ядерного центра РК по онлайн-связи Ерболат Коянбаев экспертно рассказал о дефиците энергии в стране, кадровых вопросах и в целом развитии атомной отрасли. Он считает, что строительство АЭС неизбежно даст толчок местной промышленности за счет развития компаний, повышения квалификации кадров и создания рабочих мест.

Заместитель главного инженера НИИ «Национальный ядерный центр» Денис Зарва провел обзор развития атомной отрасли в Казахстане, рассказал об устройстве современных реакторов, их принципиальном отличии от предшественников первого и второго поколений, наработках современных ученых.

- Все мы знаем, что угрожающими темпами нарастает энергодефицит в Республике Казахстан. Уже сегодня мы вынуждены закупать электроэнергию у наших соседей. В энергетическом балансе до 2035 года планируется ввести порядка 26,5 ГВт новой генерации, - отметил он, добавив, что в этой структуре потенциальная АЭС может занять 10% генерированной базовой мощности. - Основная проблема на сегодняшний день связана с тем, что у нас до 70% базовой мощности генерируется при помощи тепловых станций, использующих углеводородное топливо. Эти станции были построены еще во времена Советского Союза, большинство из них уже неоднократно продлевали срок эксплуатации. Учитывая все эти тренды, а также ежегодный рост потребления электроэнергии, возникает необходимость вводить новую генерацию.

Спикер отметил, что эту необходимость рождают и имеющиеся экологические проблемы: 78% от всех источников эмиссии – это энергетический сектор (углекислый газ, метан, закись азота).

- Чтобы решать эти проблемы комплексно, энергодефицит и экологические, нам необходимо развивать энергетику комплексно, по всем возможным направлениям. Этим вопросом озадачен весь мир, это всемирный тренд на декарбонизацию энергетического сектора, - отметил Денис Зарва, пояснив, что сравнимая по мощности с АЭС тепловая электростанция выбрасывает огромное количество углекислого газа, продуктов горения, даже радиоактивный фон вблизи ТЭЦ до пяти раз может превышать норму из-за ископаемого топлива, где в большом количестве находятся природные радионуклеиды, которые также попадают в атмосферу с продуктами горения.

Представитель НИИ отмечает, что решать проблему нужно комплексно, поэтому в РК большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии. Порядка 3 ГВт энергии от введенных объектов уже получены. Их доля составляет 6%, но, к сожалению, эти источники имеют свою узкоспециализированную нишу и зависимы от внешних факторов. При доле промышленных потребителей более 70% необходима круглосуточная, стабильная генерация 24 на 7, ВИЭ такой не дадут.

- ВИЭ не смогут полностью покрыть энергодефицит, мы не сможем обойтись без источников базовой мощности. Коэффициент используемой установленной мощности в АЭС - 90%, а максимальный показатель ветровой - 35% и солнечной - 18%. Есть ветер - крутится генератор, нет - не работает, то же самое и с солнышком. Во всем мире сейчас активно развиваются методы накопления энергии, но, к сожалению, я думаю, что нескоро эти станции смогут значимо повысить коэффициент использования установленной мощности. Также нагляден срок службы: у АЭС - это проектно 60 лет с возможностью продления до 80 и даже до 100, уже такие технологии имеются. Тогда как объекты возобновляемой энергии не могут этим похвастаться, к сожалению, - говорит Д. Зарва.

Прогноз МАГАТЭ - положительный

- В настоящий момент в 31 стране мира работают 415 энергоблоков. Лидеры - США, Франция и Китай. Мы даже не успеваем следить за базой строящихся АЭС, буквально вчера было 60, сегодня - уже 62 энергоблока. Вектор развития атомной энергетики сместился в сторону Азии, лидер по количеству строящихся объектов - Китай. И, по прогнозу МАГАТЭ, доля атомной энергетики будет только расти. То есть к 2050 году ожидается двукратное увеличение установленной мощности АЭС, - отметил спикер, добавив, что сегодня в РК имеется все для развития этой отрасли. - Мы находимся на первом месте по добыче урановой продукции и на втором месте в мире по разведанным запасам. Это серьезное подспорье, которое может помочь нам диверсифицировать наш энергетический сектор, использовать добываемое нами сырье здесь у себя в стране, давая продукцию самого высокого передела, готовую электрическую энергию.

История начинается... не сегодня

В целом работы по развитию атомной энергетики в РК проводятся очень давно.

- С 90-х годов прошлого века вопрос строительства АЭС рассматривается в Казахстане, было проведено много технико-экономических изысканий, - отмечает представитель НИИ. - Национальный ядерный центр являлся участником всех без исключения работ такого характера. Ранее рассматривалось большее количество районов для строитель-ства АЭС. В 2015 году была создана межведомственная комиссия, на которой наиболее перспективными районами были признаны район города Курчатова в области Абай и район поселка Улькен в Алматинской области. В первую очередь район диктуется энергетиками. И первую атомную энергетическую станцию именно по этим соображениям планируется построить в районе поселка Улькен, поскольку у нас дефицит электро-энергии наиболее ярко выражен на юге, станцию целесообразно строить к центру нагрузок. 70% всех базовых электростанций на угле в РК сосредоточено в северо-восточном энергетическом узле. В дальнейшем, конечно же, когда эти станции будут выводиться из эксплуатации по наработке, вторая площадка, она также выглядит перспективно. Эти два района предварительно были исследованы нами с позиции безопасности размещения, природно-климатических явлений, как вы знаете, мы уже неоднократно принимали у себя различные миссии МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), в том числе по верификации наших выводов. Было признано, что никаких препятствий для строитель-ства АЭС в Улькене нет.

По информации докладчика, в 2018 году по заказу ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» консорциум разработал так называемый маркетинговый раздел технико-экономического обоснования. В его рамках были сформулированы критерии для реакторных установок, которые хотели бы использовать в Казахстане, их дорабатывали с французской компанией «Assystem».

- Первое и самое важное правило – это должен быть референтный блок, то есть иметь положительный опыт эксплуатации, он должен быть уже построен где-то. Второй момент – мы выбрали для себя двухконтурные водо-водяные реакторы на тепловых нейтронах под давлением. На сегодняшний день они составляют основу реакторного пара в мире, то есть порядка 80% реакторов именно такого типа. Он имеет исключительно положительный опыт эксплуатации. Исходя из этого, получили необязывающие коммерческие предложения. Фирмы-поставщики по строительст-ву, которые выразили интерес к строительству АЭС РК, - из Китая, Кореи, России и Франции, - сказал он.

Все эти реакторы, по словам Зарвы, отвечают всем необходимым требованиям безопасности и относятся к поколению 3 и 3+.

- Как показывает мировой опыт, строительство атомно-электрической станции - это не только решение проблемы энергодефицита, это огромный социальный эффект, поскольку до 8000 человек будут участвовать на стадии строительства, плюс станция потребует 2000 человек эксплуатационного персонала. Конечно же, тогда мы можем наиболее рационально использовать собственную топливную базу. Мы уже производим ядерное топливо для реакторов в Китае. У нас практически вся цепочка в ядерно-топливном цикле имеется, - говорит зам главного инженера. - Это еще и экономический эффект, поскольку повышается инвестиционная привлекательность.

О том, что волнует...

Участники заседания задали экспертам свои вопросы. Так, председателя областного совета ветеранов Искендира Илеюсизова волновало, как может сказаться на водном балансе Балхаша работа потенциальной АЭС, срок эксплуатации которой может достигать 80 лет. Денис Зарва заверил его, что существуют различные методы охлаждения конденсаторов турбины, можно обойтись вообще без водоема, используя более дорогой dry cooler, но в мире принято прибегать к водным источникам, пока рассматривают его.

Искендир Исмакович также отметил, что еще свежа в памяти населения история аварии на Чернобыле, отсюда и большая волна негатива к АЭС. Поэтому он попросил кратко пояснить, что стало ее причиной.

- Об этой аварии пишут книги, но могу рассказать очень коротко, как это случилось. Во-первых, реактор большой мощности канальный (РБМК), который работал на Чернобыльской АЭС, уже в мире не строится. Чернобыльская авария, наверное, в большей степени и повлияла на этот момент. Этот реактор был лишен ловушки расплава. В целом реактор был построен, разработан и внедрен как раз таки в целях экономии капитальных затрат и снижения сроков строительства, - ответил Зарва. - Он имел ряд особенностей, которые после Чернобыльской аварии были доработаны. И, как вы знаете, реакторы такого типа до сих пор находятся в эксплуатации, они дорабатывают свой проектный ресурс. В ту ночь смена рабочего персонала проводила эксперименты по, так скажем, обоснованию живучести станции. Сработал еще и человечески фактор. Все это в конечном итоге привело вот к такому печальному повороту событий. Это не был ядерный взрыв, это был тепловой взрыв, который разрушил энергоблок. К сожалению, тот реактор не обладал теми мерами безопасности, которые в настоящий момент мы имеем у современных реакторов.

Депутат городского маслихата Закиржан Мамлютов интересовался, как именно современные реакторы защищены от человеческого фактора.

- После двух аварий, в Три-Майл-Айленд и Чернобыле, как раз активно стали внедряться именно пассивные системы безопасности и физические барьеры. Этого не хватало тем реакторам. После Фукусимы в 2011 году предусмотрена уже защита и при природных стихиях. То есть сама по себе эта вероятность уже очень низкая. Она на два порядка ниже, чем МАГАТЭ регламентирует. Но даже если такая авария случается, реактор окружает герметичный контур. Это то, что не дает выйти радиоактивным веществам, то есть расплавится зона, мы потеряем дорогостоящую технику, но радиоактивные вещества уже за пределы площадки не выйдут. И сама физика реактора сейчас устроена таким образом, что при неконтролируемом разгоне реактора, наоборот, снижается мощность. То есть все сейчас сделано для того, чтобы исключить тяжелые аварии в принципе, а в случае, если даже авария случается, избежать последствий по выходу радиоактивных веществ за пределы площадки, - сказал Зарва, добавив на вопрос о коррупционных рисках от депутата следующее: - На публичных обсуждениях есть топ-10 вопросов, которые 100% зададут. И это всегда вопрос про коррупцию. Гражданское строительство - это совершенно другая история. У атомного строительства иные подходы. Первое, конечно же, контроль МАГАТЭ. Мы видим его уже в настоящий момент, мы работаем с организацией, на каждом этапе этой прог-раммы есть миссии, когда эксперты приезжают, смотрят готовность нашей инфраструктуры по 19 основным направлениям. И самый важный момент, строительство атомных электрических станций – это многомиллиардный бизнес. Не очень много в мире компаний, которые эти технологии продвигают, предлагают и участвуют, здесь цена репутации очень высока, отношение точно будет иное. Даже если захотеть, как говорится, не очень честно сработать, в атомном строительстве этого не получится!

От автора

Через несколько недель казахстанцы на референдуме смогут взвесить все за и против и сделать свой выбор, 6 октября придя на участки. А пока у каждого из нас остается время, чтобы изучить вопрос, послушать экспертов, задать вопросы и сделать выводы.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"На повестке дня - экологические риски и энергобезопасность"
12.09.24

Поделиться статьёй: