Реформы в техническом и профессиональном образовании РК направлены на переход от теоретических знаний к практическим навыкам при подготовке квалифицированных специалистов

Существуют так называемые «постепенные инновации» - небольшие, повседневные улучшения процессов, которые производятся не великими изобретателями, а вдумчивыми решениями проблем специалистами, которые ежедневно внедряют и тестируют новые процессы и продукты.

Общая цель профессиональной подготовки двоякая: с экономической точки зрения ожидается, что она создаст широкую основу, на которой хорошо подготовленные, квалифицированные специалисты смогут выполнять различные функции и реагировать на меняющиеся потребности в деловом сообществе. С индивидуальной точки зрения цель состоит в том, чтобы способствовать мобильности и уменьшить зависимость работников от конкретных организаций. Такой подход обеспечивает баланс между обучением навыкам, которые в настоящее время актуальны для конкретной компании.

Таким образом, в Республике Казахстан появилась система дуального профессионального обучения будущих специалистов. Сочетание теоретических знаний в колледже с практическим обучением на базах предприятий социальных партнеров не только гарантирует решение кадрового вопроса, но и обеспечивает выпускникам быстрое трудоустройство. Основная цель - подготовить квалифицированных специалистов с гибкой квалификацией, которые мобильны и способны работать в выбранных ими областях.

В совокупности дуальное обучение отражает интересы общества, бизнеса и специалиста. В число документов, подтверждающих трудовую деятельность, добавлен договор о дуальном обучении, поэтому срок прохождения студентом обучения в этом формате будет ему засчитываться в трудовой стаж. Это увеличит шансы выпускников колледжей трудоустроиться с уже имеющимся опытом работы.

Отдельно стоит отметить, что дуальное обучение решает проблему разрозненности предоставляемых образовательными учреждениями теоретических и практических знаний уже на уровне разработки образовательных программ, которые формируются при активном участии работодателей. Как результат, студенты в учебных аудиториях изучают в первую очередь то, что действительно пригодится им в будущей профессиональной деятельности.

В Казахстане систему дуального обучения внедрили в 2012 году, а в 2014-м разработали дорожную карту «Внедрение дуального обучения», которая охватила 83 специальности в рамках 11 приоритетных отраслей. В Высшем Северо-Казахстанском профессионально-педагогическом колледже эта система действует с 2015 года по специальностям «Энергетика» и «Транспорт».

В рамках реализации программы дуального обучения 12 июня 2024 года состоялась торжественная церемония подписания меморандума о сотрудничестве между Высшим Северо-Казахстанским профессионально-педагогическим колледжем и ТОО «СТ Эсэмбли».

ТОО «СТ Эсэмбли» - это совместное предприятие по сборке сельскохозяйственной техники CLAAS и HORSCH. Здесь выпускают зерноуборочные комбайны CLAAS TRION, зерновые жатки CLAAS, тракторы CLAAS XERION 4500, а также широкозахватные посевные комплексы HORSCH Sprinter. Одна из основных задач компании - содействие в развитии сельского хозяйства Казахстана. Задача Высшего Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа – подготовить специалистов, которые смогут поднять сельское хозяйство на новый уровень. Поэтому совместная работа в реализации проекта по дуальному обучению – это инвестиции в будущее, в подготовку высококвалифицированных кадров, которых так не хватает сейчас в отрасли сельского хозяйства.

С 2020 года ведется подготовка специалистов по кредитно-модульной системе обучения с применением дуального подхода. Образовательные программы разрабатываются совместно с работодателями и социальными партнерами. Так, работодатели внесли изменения результатов обучения в учебном плане. Каждый модуль, помимо теоретического и практического обучения, завершается производственным обучением, на которое выделено более 216 часов.

В колледже налажено тесное взаимодействие с профильными предприятиями и организациями Северо-Казахстанской области. Подписано более 50 договоров о социальном партнерстве, в том числе 31 - о дуальном обучении.

Учебные планы и программы составлены таким образом, что производственное обучение и практика составляют не менее 60% от общего количества часов, проводимых на предприятиях. Студенты проходят там оплачиваемую производственную практику, где сумма заработной платы может составлять до 180 тысяч тенге.

Уже в следующем учебном году по программе дуального обучения планируется набор студентов по специальности «Механизация сельского хозяйства». Я уверен, что совместно с ТОО «СТ Эсэмбли» мы сможем подготовить отличных профессионалов в области сельского хозяйства.

Генеральный директор ТОО «СТ Эсэмбли» Сергей Жолик отметил, что работа с персоналом и его обучение играют важную роль в развитии предприятия. Много усилий направлено на подготовку кадров на местах.

«Особое внимание уделяется поиску талантливых и мотивированных людей, которые будут расти вместе с нами и работать на нашем предприятии. Именно по этой причине мы планируем реализовать в Казахстане внедрение системы дуального обучения. Эта система, успешно применяемая в Германии и других странах присутствия CLAAS, позволяет сочетать получение образования в профессиональном учреждении с работой на производстве, объединяя тем самым теорию и практику. В настоящее время активно прорабатываются программа и учебный план в сотрудничестве с Высшим Северо-Казахстанским профессионально-педагогическим колледжем», - сказал Сергей Жолик.

Практика показала, что дуальное обучение не только формирует профессиональные компетенции, но и повышает качество подготовки, способствует развитию профессионального и креативного мышления студентов, опыту творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличению доли трудоустроенных выпускников и, самое важное, повышает престиж рабочих профессий.

Реализация дуального обучения в Высшем Северо-Казахстанском педагогическом колледже позволит создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособных специалистов.


Еркин Жакупов
газета "Северный Казахстан"
"Трамплин для развития профессионализма"
20.06.24

Поделиться статьёй: