Развитие системы образования СКО рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики региона

Об этом сказал первый заместитель акима СКО Марат Тасмаганбетов, приветствуя участников традиционного августовского педагогического совета, который каждый год проходит накануне нового учебного года. В этом году тема большого педсовета «Digital Kazakhstan: образование в новой реальности».

Качественное образование, доступное каждому

На совещании руководитель управления образования Айнагуль Сураганова отметила, что на сегодняшний день доля детей в возрасте от двух до шести лет, посещающих детские сады и мини-центры региона, составляет 93,9%. Тем не менее в областном центре сохраняется очередность в детсады.

- Для сокращения очередности в 2024 году запланировано открыть 300 новых мест, что позволит обеспечить охват дошкольным воспитанием 95% детей. Для обеспечения открытости и прозрачности распределения мест в дошкольных организациях разработана единая база учета очередности детей. Апробацию этого проекта с ноября 2023 года проводили на базе 48 дошкольных организаций Петропавловска. Необходимо отметить, что для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием при организациях образования, создано 343 консультационных пункта, - поделилась Айнагуль Сураганова.

Она рассказала, что в области запущено несколько региональных проектов, вошедших в Дорожную карту «Качественное образование, доступное каждому» и направленных на сокращение разрыва между городом и селом. В рамках проекта «Город – селу» 13 городских школ стали наставниками 41 малокомплектной школы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

Региональный проект «Бірлестік» направлен на профессиональный рост педагогов 16 предметных ассоциаций. Только в прошлом учебном году в рамках проекта провели 39 тематических семинаров, из них семь выездных зональных диалоговых площадок, которые охватили более тысячи педагогов малокомплектных школ.

Для обеспечения условий для повышения профессиональных компетенций педагогов, обеспечения эффективности учебного процесса, формирования единой цифровой базы заданий суммативного оценивания с января текущего года реализуется образовательный кейс «Сабақ», в рамках которого уже разработано и размещено 276 материалов.

В фокусе внимания находятся молодые педагоги со стажем работы до трех лет, для поддержки которых реализуются два проекта - «Жаңа қадам» и конкурс «Дебют». Сегодня в регионе насчитывается более 200 молодых учителей.

Акцент - на цифровизацию и таланты

Активными темпами в регионе идет работа по созданию равных условий обучения учащихся сельских школ.

- С 2021 года успешно реализуется совместный проект фонда «Қазақстан Халқына» и АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» по развитию потенциала опорных школ в сельской местности. За два года современным оборудованием оснастили пять школ. Полностью обновлена материально-техническая база учебных кабинетов, оборудованы мастерские, библиотеки, столовые, кабинеты дополнительного образования. В сентябре этого года будет оснащено еще пять школ районных центров. Для повышения качества образования разработан комплекс мероприятий, в том числе через цифровые решения. Так, в 65 сельских школах запустили совместный проект Национальной академии образования имени Ыбрая Алтынсарина и компании Microsoft, в рамках которого уже 107 учителей прошли обучение. Реализация проекта позволяет сельским школьникам учиться онлайн у лучших учителей-предметников не только своей школы, но и других школ, повышает их шансы на поступление в высшие учебные заведения. Совместно с Astana Hub запущена образовательная онлайн-платформа по обучению школьников основам программирования с использованием искусственного интеллекта. От нашей области в проект вошли три школы - IT-школа-лицей имени Магжана Жумабаева, Первый городской общеобразовательный IT-лицей, школа-лицей «Дарын». Это 258 учеников 10-11-х классов. С 1 сентября мы запускаем проект «Цифровой учитель», направленный на поддержку детей-выпускников из малообеспеченных семей. Для успешного старта данного проекта определено 126 школ участников проекта, 833 педагога прошли курсовую подготовку в НЦПК «Өрлеу», а также сформированы списки детей из социально уязвимых слоев населения. Это 729 школьников, для которых будут проводиться дополнительные занятия в онлайн-формате лучшими педагогами области. В настоящее время в рамках благотворительного проекта «+1 Илон Маск» ведется подготовительная работа по обеспечению сельских школьников компьютерной техникой. Порядка 11 тысяч сельских ребят получат ноутбуки для свободного доступа к цифровым образовательным платформам, - рассказала Айнагуль Сураганова, отметив, что реализация всех этих мер позволит повысить качество образования и сократить разрыв между школами города и села.

Актуальным вопросом остается работа с талантливыми и одаренными детьми. Для этого по решению руководства области в прошлом году был открыт центр «Қызылжар дарыны». Его задача - повысить уровень подготовки школьников к интеллектуальным турнирам и конкурсам. Их каждый год проводится не менее 80.

По итогам прошлого года в активе команды нашей области 95 призовых мест, включая 17 золотых, 26 серебряных и 52 бронзовых. Это на 18 мест больше по сравнению с прошлым годом.

В этом году впервые в стране провели республиканскую олимпиаду для сельских школьников. Команда Северного Казахстана завоевала 21 призовое место, пять из которых - первые. Кроме того, сборная СКО признана одной из лучших олимпийских команд 2024 года и награждена дипломом третьей степени.

- Особую гордость вызывают достижения выпускника Первой гимназии города Петропавловска Егора Глухих, который по результатам республиканской лингвистической олимпиады стал лучшим и представлял нашу область и нашу страну на международной олимпиаде в Бразилии. Сегодня Егор стал студентом Северо-Казахстанского университета имени Манаша Козыбаева. Также хочу отметить, что в ежегодный республиканский рейтинг «ТОП-100 лучших олимпийских школ» вошли четыре школы. За право стать лучшей олимпийской школой боролось 590 школ страны, - подчеркнула руководитель управления образования. Айнагуль Сураганова рассказала, что в новом учебном году воспитательная работа в учреждениях образования будет организована в соответствии с основными положениями программы «Біртұтас тәрбие». Впервые в концепцию воспитания заложены принципы личной безопасности, правил безопасного поведения, которые будут прививаться на уроках безопасности.

Важный и неотъемлемый компонент системы образования - создание условий для развития талантов, укрепления здоровья и творческого труда школьников. Сегодня в регионе функционирует более 3100 кружков по интересам, около 2000 спортивных секций, в которых занимается 63,5 тысячи детей. Однако в системе дополнительного образования есть еще нерешенные вопросы.

- Нужно признать, что кружки технической направленности, в том числе робототехники, развиты слабо. Необходимо развивать кружки туристического направления. Система дополнительного образования испытывает дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, квалифицированных кадрах. Сегодня мы ставим перед отделами образования задачи проработать вопрос открытия кружков и секций в шаговой доступности детей, обеспечить доступность бесплатными кружками и секциями с учетом возрастных особенностей и интересов детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и из числа социально уязвимых слоев населения. Необходимо охватить всех детей группы риска дополнительным образованием, решить вопрос повышения качественного состава педагогов и руководителей организаций доп-образования, - подчеркнула Айнагуль Сураганова.

Она рассказала, что для укрепления здоровья детей и становления личности в области функционирует 10 летних оздоровительных лагерей, из них три находятся в доверительном управлении. Всеми видами отдыха этим летом было охвачено 64 тысячи школьников. В летних оздоровительных лагерях отдохнуло около 6000 детей.

Впервые в этом году на ремонт в семи детских оздоровительных лагерях выделили 755,4 млн тенге. После паводков полностью были восстановлены два лагеря в Кызылжарском районе - «Серебряный бор» и «Орленок». Сейчас идет разработка Дорожной карты по модернизации детских оздоровительных лагерей, которые должны стать современными, комфортными центрами оздоровления и отдыха детей.

С учетом кадровой потребности

Продолжается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», который дает возможность молодежи получить бесплатно первую рабочую специальность. С 2017 года бесплатным обучением охвачено более 18 тысяч человек. В этом году государственный образовательный заказ в организации технического и профессионального образования региона увеличили на 200 мест. В целом планируется охватить более 3500 человек.

Айнагуль Сураганова отметила, что подготовка кадров ведется в тесном взаимодействии с работодателями. Только по дуальной форме обучается около 2500 студентов в 21 колледже.

По модульным и кредитно-модульным технологиям обучения студенты осваивают две или три родственные специальности, что дает возможность выпускникам ТиПО успешно адаптироваться на современном рынке труда.

Для создания комфортных условий для проживания иногородних студентов построено два общежития на 488 мест.

- Остается актуальной проблема профилизации организаций ТиПО. Это связано в первую очередь с переориентацией ТиПО на запросы рынка труда путем сокращения дублирующих специальностей и открытия новых, востребованных на рынке труда, - подчеркнула руководитель управления образования. Айнагуль Сураганова отметила, что развитие системы образования невозможно без квалифицированных и мотивированных кадров. Сегодня в системе образования области работает около 17 тысяч педагогов, из них только 56% имеют категории педагогического мастерства.

Для обеспечения квалифицированными кадрами, владеющими современными компетенциями управления и лидерства, по поручению главы государства Министерством просвещения РК разработан проект подготовки кадрового резерва «1000 лидеров изменений в образовании» по примеру Президентского молодежного кадрового резерва. От нашей области обучение уже прошли девять заместителей директоров школ. В этом году шесть педагогов прошли второй этап обучения.

Вместе с тем в повышении статуса педагогов, по словам Айнагуль Сурагановой, требуют решения такие проблемы, как недостаточный уровень профессиональных компетенций и профессионального развития педагогов, недостаточный уровень квалификации педагогов по развитию IT-компетенций, тайм-менеджмента, по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а также отсутствие базы данных высокопрофессиональных педагогов.

- Исходя из вышесказанного, мы определили для себя основные задачи на предстоящий учебный год. Необходимо обеспечить условия по использованию цифровых технологий и искусственного интеллекта для создания интерактивной образовательной среды с целью повышения качества образования, разработать и организовать проведение курсов для педагогов по использованию нейросетей в профессиональной деятельности, осуществлять экологическое воспитание в рамках проекта «Всеказахстанское экологическое движение креативной молодежи «Амбассадоры Земли». Важно расширить спектр специальностей в рамках дуального обучения, обеспечить постоянное взаимодействие колледжей и работодателей, расширить сеть секций и кружков в шаговой доступности, разработать Дорожную карту по модернизации летних оздоровительных лагерей, - резюмировала Айнагуль Сураганова.

Инвестиции в будущее

Приветствуя педагогов, первый заместитель акима СКО Марат Тасмаганбетов подчеркнул, что качественное развитие системы образования зависит от нескольких факторов. Прежде всего это инфраструктура, развитие которой возможно только при стабильном и достаточном финансировании.

- Мы продолжили тенденцию наращивать объем финансирования сферы образования и увеличили его на 13,5% по сравнению с прошлым годом. Это порядка 19 миллиардов тенге. Сегодня бюджет отрасли образования составляет 33% бюджета области. За последние три года расходы в отрасли увеличены на 58,2 млрд тенге. Это дает возможность строить новые школы, улучшать их инфраструктуру, укреплять материальную базу, - подчеркнул Марат Тасмаганбетов.

Первый заместитель акима области отметил, что по поручению главы государства в прошлом году взамен аварийных были построены две школы в Тайыншинском районе. В этом году к 1 сентября завершится строительство еще одной школы на 120 мест в селе Драгомировка Тайыншинского района.

В целом в течение трех лет в регионе планируется построить семь школ.

Особое внимание уделяется сокращению дефицита ученических мест и очередности в дошкольные организации, проведению капитального ремонта организаций образования, улучшению материально-технического оснащения школ. Как отметил Марат Тасмаганбетов, последний детский сад был построен в 2016 году. Поэтому принято решение о начале строи-тельства двух детских садов на 420 мест в развивающихся микрорайонах города. Уже начато строительство детсада на 90 мест в новом строящемся микрорайоне «Бирлик», где также запланировано возведение школы на 600 мест.

В этом году капитальными ремонтами охвачено 53 объекта образования. Это самый высокий показатель по стране. На эти цели направили 6,1 млрд тенге.

6,4 млрд тенге выделено на укрепление материально-технической базы школ, что на 2 млрд больше, чем годом ранее.

Первый заместитель акима области рассказал, что во время поездок в районы встречается с индивидуальными предпринимателями, которые душой болеют за свою малую родину и хотят принести пользу. В их числе руководители ТОО «Полтавское», ТОО «Дайындык», «Агрокомплекс-Сулышок», «Гермес Агро», КТ «Зенченко». Общая сумма инвестиций составила порядка миллиарда тенге.

- Считаю, что проектам в сфере образования, которые реализуются посредством социальной ответственности бизнеса, стоит уделить особое внимание. Ведь инвестиции в образование – это инвестиции в будущее. В конечном итоге затраченные на эту сферу средства и усилия вернутся многократно и оправдают себя, - подчеркнул Марат Иманбаевич.

В этом году на обеспечение организаций образования специализированной охраной и системами безопасности направлено свыше 1,3 млрд тенге. Для обеспечения безопасного подвоза более 2500 учащихся подготовили 147 единиц автотранспорта, из которых 38 приобрели в этом году.

По поручению главы государства с 1 сентября бесплатным питанием будет обеспечено более 30 тысяч учащихся 1 - 4-х классов и детей из малообеспеченных семей, посещающих детский сад. На эти цели выделили свыше 3 млрд тенге.

- Принимаемые меры по созданию условий для получения детьми качественного образования, соответствующего международным стандартам, уже дают положительные результаты. Мне сегодня приятно отметить достижения североказахстанских школьников в международных исследованиях ПИЗА-2022, которые заняли четвертое место в республиканском рейтинге, а по креативному мышлению показали самый высокий результат в Казахстане. В ежегодном республиканском исследовании «PISA для школ» североказахстанские школьники стали лучшими в стране - 1-е место среди регионов в общем зачете. Весомым показателем качества образования служит поступление выпускников в высшие учебные заведения. Для каждого родителя очень важно, чтобы его ребенок не просто поступил в престижный вуз, а поступил на грант. Нас очень радует, что в этом году доля выпускников, поступивших на грант, выросла на 5,5% по сравнению с прошлым годом и составляет 72,4%, - подчеркнул Марат Тасмаганбетов.

Он отметил, что сегодня некоторые отрасли национальной экономики испытывают кадровый голод, особенно по техническим и рабочим специальностям. Поэтому образовательная система технического и профессионального образования должна трансформироваться, выстраивая с потенциальными работодателями долгосрочные партнерские отношения, быть предельно открытой и гибкой.

Первый заместитель акима области сказал, что в регионе реализуется уникальный проект стратегического партнерства с Университетом Аризоны, разработанный по поручению главы государства. В рамках проекта ожидается подготовить около 5000 специалистов по международным стандартам. При этом популярность проекта среди молодежи растет. Так, если в первый год на эту программу поступило 140 абитуриентов, в прошлом - 411, то в этом - уже 507.

Для развития научного потенциала построили новый учебно-лабораторный корпус, завершается строительство двух студенческих общежитий на 1200 мест.

- Наша область может и должна стать привлекательной для молодежи со всего Казахстана. У нас для этого есть все ресурсы. Поэтому перед нами стоит задача – совместить проводимые политические и экономические реформы с социокультурными переменами в обществе, - подчеркнул Марат Иманбаевич.

Он отметил, что от педагогов во многом зависит будущее нашей страны, а потому каждому учителю важно направить все свое мастерство, весь свой профессионализм на развитие и воспитание подрастающего поколения, чтобы каждый ученик был конкурентоспособным в современном мире и мог с успехом участвовать в реализации судьбоносных для нашего региона и всей страны проектах. Особые слова признательности и уважения - в адрес ветеранов педагогического труда, которые заложили крепкий фундамент знаний и вложили свои души в дело воспитания детей.

Со словами поздравлений и пожеланий доброго здоровья, благополучия, новых творческих идей и успехов в новом учебном году первый заместитель акима области Марат Тасмаганбетов вручил педагогам региона заслуженные награды. Первой на почетное место пригласили директора Первого городского общеобразовательного IT-лицея Оксану Новикову. В этом году лицей стал победителем республиканского конкурса «Лучшая организация среднего образования». В награду Марат Иманбаевич вручил директору лицея сертификат на 68 миллионов тенге.

В торжественной атмосфере педагогов отметили почетными грамотами и благодарностями профильного ведомства, а также наградили медалями «Ветеран труда», нагрудными знаками «Ыбрай Алтынсарин» и «Почетный работник образования». Дипломом за высокие результаты по итогам мониторинга образовательных достижений обучающихся за 2024 год отмечены средняя школа имени Есима Шайкина района Шал акына и Благовещенская средняя общеобразовательная школа Жамбылского района.

Для детей и педагогов

Участники педсовета также могли ознакомиться с разработками и достижениями учреждений образования региона. На первом этаже Дворца школьников развернулась тематическая выставка. Детский сад «Ақ бота», следуя тенденциям современного образования, сделал акцент на IT-технологии и искусственный интеллект. Заведующая дошкольным учреждением Жанна Абилова рассказала, что в их детском саду активно внедряются цифровые технологии и искусственный интеллект. Все это существенно облегчает воспитательный процесс педагогов, избавляя от излишней бумажной работы. На выставке они представили дидактические и учебные материалы, которые сгенерированы искусственным интеллектом на двух языках.

- Можно взять любую тему для любого возраста, чтобы получить учебный материал. Это разработали наши педагоги, чтобы детям было интересно учиться, - рассказала Жанна Абилова.

Она отметила, что в современном мире повсеместно внедряются продукты цифровизации. Сфера образования - не исключение, ведь детям важно с малых лет знать и уметь применять цифровые технологии ради успешного будущего. Для этого педагоги детского сада «Ақ бота» изучили программу «CoSpaces» и разработали около 50 проектов. К примеру, проект по виртуальному погружению позволяет при наведении камеры на простой бумажный куб увидеть, как он оживает под звуки музыки.

Жанна Абилова рассказала, что этот проект они разработали сами, как и другой проект с применением QR-кода. Эта технология позволяет при наведении камеры смартфона на одну или другую сторону куба начать просмотр мультфильма или сказки.

Активно в детском саду используют 3D-проектирование и голограммы. Для этого педагоги из обычного оргстекла собрали конус и изготовили что-то типа тоннеля с затемнением, внутри которого дети могут смотреть сказки, которые педагоги даже озвучивают сами на двух языках.

Педагог детского сада «Ақ бота» Асель Дюсекина продемонстрировала возможности программы, которая позволяет на большом экране изучать, к примеру, строение лошади или того объекта, который интересует детей. Программа работает на двух языках в различных проекциях с применением анимации и музыкальным сопровождением.

- Здесь идет аудио- и видеовизуализация. Дети совершают всего несколько действий - и уже идет длительное запоминание пройденного материала. С 3D-моделированием мы работаем два года, а возможности искусственного интеллекта стали применять в этом году, - поделилась Асель Дюсекина.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Digital Kazakhstan - новая реальность"
22.08.24

Поделиться статьёй: