Рассмотрение дела о взятке экс-руководителю Петропавловского завода тяжелого машиностроения завершилось в специализированном межрайонном суде по уголовным делам СКО

Он признан виновным и получил наказание в виде 11 лет лишения свободы. Приговор в законную силу не вступил.

Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Северо-Казахстанской области (СМУС СКО) рассмотрено уголовное дело о коррупционном преступлении. На скамье подсудимых оказались трое – это Айдын Оразханов, назначенный в феврале 2021 года генеральным директором АО «ПЗТМ» (Петропавловский завод тяжелого машиностроения»), Ирина Ковалева, которая в том же году, но только в декабре, из кресла начальника отдела маркетинга и сбыта переместилась в кресло исполнительного директора АО, а также индивидуальный предприниматель Александр Савин. Первый обвинялся в получении взятки в особо крупном размере, вторая – за пособничество в ее получении и последний – за дачу взятки.

«В июле – августе 2022 года между АО «ПЗТМ» и индивидуальным предпринимателем в рамках государственного оборонного заказа заключены договоры купли-продажи товаров на общую сумму 283 360 000 тенге, - указано в приговоре СМУС СКО. - В обмен на общее покровительство и беспрепятственное исполнение договоров, Оразханов, являясь генеральным директором АО, действуя через посредника – исполнительного директора, потребовал от Савина взятку в сумме 45 000 000 (сорок пять миллионов) тенге. Савин, реально опасаясь возможности создания препятствий по исполнению договоров, согласился и передал Оразханову через посредника Ковалеву указанную сумму денег. Вина подсудимых установлена признательными показаниями Савина, письменными доказательствами. Прокурор, поддержав обвинение, просил назначить подсудимым наказание, связанное с реальным лишением свободы».

Однако подсудимый Оразханов вину не признал и просил его оправдать. Ковалева просила квалифицировать ее действия как мошенничество, то есть по ст.190 ч.4 УК РК, и назначить наказание условно. Подсудимый Савин просил его освободить от уголовной ответственности, ссылаясь на то, что он добровольно сообщил в соответствующий орган о даче им взятки. Защитники поддержали позицию подсудимых.

Но суд признал Оразханова виновным по ст.366 ч.4 УК (она предусматривает наказание в виде лишения свободы от 10 до 15 лет), обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, не установил и приговорил к 11 (одиннадцати) годам лишения свободы.

«Действия Ковалевой суд переквалифицировал на ст.368 ч.2 УК, как посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием своего служебного положения, - сообщили в СМУС. - Санкция этой статьи, помимо штрафа, предусматривает лишение свободы на срок до шести лет. Суд, не установив у Ковалевой отягчающих обстоятельств, признал смягчающим – ее активное способствование раскрытию уголовного правонарушения. Приговором суда она осуждена к 4 (четырем) годам лишения свободы. Местом отбытия наказания Оразханова и Ковалевой определено учреждение уголовно-исполнительной системы средней безопасности. Осужденные пожизненно лишены права занимать должности на госслужбе. В доход государства конфискована квартира стоимостью 40 000 000 (сорок миллионов) тенге, приобретенная на деньги, являвшиеся предметом взятки. Оставшаяся часть взятки в размере 5 000 000 (пяти миллионов) тенге взыскана с осужденных с определением доли каждого в сумме 2 500 000 (два миллиона пятьсот тысяч) тенге».

Савина от уголовной ответственности освободили. Такое решение суд пояснил следующим образом: ИП сам добровольно обратился в правоохранительный орган с заявлением о даче взятки. Приговор суда не вступил в законную силу.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Взятки не гладки"
18.04.24

Поделиться статьёй: