Проект Кодекса об охране здоровья граждан РК вызвал неоднозначную реакцию среди казахстанцев

Его нормы и статьи активно обсуждают в социальных сетях и средствах массовой информации. Именно представители этой сферы стали активными участниками заседания депутатской фракции партии «Nur Otan» при Северо-Казахстанском маслихате. Вместе с депутатами журналисты искали ответы на вопросы, от которых зависит здоровье граждан в будущем.

Прививки, скрининги

Какие изменения ожидают казахстанцев с принятием нового Кодекса, рассказал заместитель руководителя управления здравоохранения Нурлан Айманов. Он отметил, что в настоящее время документ находится на рассмотрении Мажилиса Парламента и до его принятия есть время для доработок, в том числе по вопросу согласия и отказа родителей прививать своих детей.

- Количество отказов за 2019 год увеличилось в сравнении с 2017 годом на 29%. Рост непривитых приведет к формированию неиммунной прослойки населения, снижению напряженности коллективного иммунитета, вспышкам вакциноуправляемых инфекций, - подчеркнул Нурлан Айманов. Он отметил, что сегодня регистрируются случаи возникновения заболеваний, которые удалось победить благодаря вакцинации прошлых лет, - столбняка, коклюша, которые в основном (до 83%) зарегистрированы среди непривитых. Говоря о качестве вакцин, спикер подчеркнул, что в Казахстане закупаются только те, которые одобрены Всемирной организацией здравоохранения и имеют сертификат соответствия. При этом он подчеркнул, что за последние пять лет тяжелых случаев неблагоприятных реакций, связанных с качеством вакцин, в стране не регистрировалось.

В проекте Кодекса статья 91 закрепляет обязанность, а не право, подвергаться скрининговым исследованиям. За отказ от участия в них граждан предлагается отстранять от работы. При этом работодатель обязан предоставлять своим работникам время для прохождения скринингов.

Неоднозначную реакцию вызвала норма, которая позволяет ребенку, достигшему 16 лет, самостоятельно принимать решения по вопросам медицинских манипуляций (кроме абортов) и способов лечения. Разработчики не исключают, что подростки смогут самостоятельно обращаться в медорганизации за помощью и это поможет разобраться в ситуации, которая сложилась в стране с суицидами среди детей. Их за 10 месяцев 2019 года зарегистрировано 148. Чаще всего подростки идут на такой шаг из-за ранней сексуальной жизни (33,3%), разного рода насилия (13,7%), употребления психоактивных веществ (18,7%).

О донорах и органах

Немало вопросов и возмущений у участников встречи, как и у пользователей соцсетей, вызвал вопрос вывоза изъятых у умерших граждан страны органов и тканей за рубеж, в частности для нужд иностранцев. По этому поводу Нурлан Айманов подчеркнул, что вывоз органов и тканей человека с территории Казахстана осуществляется исключительно при необходимости оказания медпомощи гражданину РК и его близким родственникам, получающим или находящимся на лечении за рубежом, а также казахстанцам, проживающим за пределами Казахстана, которые нуждаются в трансплантации.

- Данная норма будет реализована на основании разрешительного документа на вывоз, выдаваемого уполномоченным органом. Более того, статьей 222 проекта Кодекса о здоровье предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для вывоза органов и тканей человека, - подчеркнул Нурлан Айманов. Он также отметил, что в последнее время участились случаи сокрытия причин наступления смерти от близких родственников. К слову, за 2014-2018 годы в стране выявлено 50 неучтенных случаев материнской смертности.

Согласно новой редакции Кодекса прекращение искусственных мер по поддержанию жизни без согласия близких возможно в случае необратимой смерти мозга. Этот факт устанавливает только консилиум врачей.

С 45 до 10 дней сокращен срок на опознание и востребование неопознанных умерших лиц, которые в дальнейшем могут передаваться для биомедицинских исследований. При этом для исследований не могут передаваться трупы лиц, умерших в результате суицида, несчастного случая, убийства. Для передачи трупа для исследования создается специальная комиссия. Если же человек не хочет, чтобы у него изымали органы после смерти, он должен оформить отказ при жизни.

- Указанная норма регламентирована для предоставления презумпции согласия каждому совершеннолетнему и дееспособному гражданину. Кроме того, законными представителями понимаются родители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели или другие заменяющие их лица, имеющие документы, удостоверяющие их полномочия. Принудительное изъятие органов или тканей человека и их пересадка запрещаются. Следует отметить, что в действующем Кодексе и проекте Кодекса речь идет о прижизненном согласии человека стать донором после смерти, - подчеркнул Нурлан Айманов.

Трансплантология как спасение жизни

Говорили участники встречи и о том, что новый Кодекс наделяет участковых и врачей общей практики правом диагностики и лечения легких психических и поведенческих расстройств. При более тяжелых случаях диагноз будет устанавливать только врач-психиатр.

Главный внештатный трансплантолог региона, врач-анестезиолог-реаниматолог областной больницы Сергей Ишин остановился на тех пунктах Кодекса, где речь идет о трансплантации. Он отметил, что «донорами органов могут выступать человек, труп человека или животного». Принудительное изъятие органов или частей органов и тканей человека, принудительная пересадка, запрещаются, как и продажа органов. Изъятие органов от живого человека может происходить только с нотариально заверенного согласия. А вот у трупа изымать органы нельзя, если человек при жизни от этого отказался. Изымать органы можно только тогда, когда смерть наступила бесспорно, что устанавливает консилиум, в который, к слову, не входят заинтересованные врачи, то есть те, кто занимается трансплантацией.

- Для обеспечения трансплантации органов и тканей формируется регистр, в котором находится лист ожидания трансплантации органов, реципиентов органов, доноров органов, не согласных на посмертное донорство органов, - рассказал Сергей Ишин. Он также озвучил позицию республиканского координационного центра по трансплантации по поводу изменений в Кодексе. Центр выступает против исключения прав родственников по препятствию изъятия органов для трансплантации, как и против разрешения вывоза органов за рубеж для нужд иностранцев. В частности, центр, как и участников заседания фракции, возмутила формулировка «…а также реципиентам, проживающим за рубежом и ожидающим трансплантацию». Ведь изъятые органы должны использоваться исключительно для пересадки казахстанцам. Также в этом перечне - недовольство по поводу прекращения мер искусственной поддержки жизни пациента без согласия родственников, сокращения сроков на опознание и востребование неопознанных умерших.

Сергей Ишин рассказал, что Северо-Казахстанская область в службу трансплантологии включилась с 2014 года. На наш регион приходится более 30% заборов органов от республиканского показателя. При этом у нас, по словам врача, не было ни одного случая забора органов без согласия родственников.

- На базе областной больницы, 3-й городской больницы, в общей сложности, было осуществлено 18 мультиорганных заборов органов. Всего по Казахстану их было 95. От трупных доноров за 2012-2019 годы было изъято и трансплантировано 368 органов. По Казахстану за этот период было произведено 1804 трансплантации, - рассказал Сергей Ишин. Он отметил, что сам лично выступает за презумпцию согласия при заборе органов. А то недоверие, которое сегодня выражают казахстанцы к вопросу донорства органов, по его мнению, вполне оправданно, и виной всему - коррупция, которая есть во всех сферах, не только в медицине. Однако даже на фоне этого развивать трансплантологию необходимо, ведь это помогает спасать жизни людей. Донорские органы помогли спасти жизнь Гульмире Есимгожиной. Женщина пережила две трансплантации почек, одну - в Китае, вторую - в России. При этом семье это обошлось в стоимость двухкомнатной квартиры. Пройдя через такое испытание, женщина понимает важность развития трансплантологии.

В завершение заседания депутатской фракции партии «Nur Otan» ее председатель Юрий Белоног подчеркнул, что право на отказ от прививок, отказ от донорства, скрининга для казахстанцев должно быть реализовано максимально просто.

- Этот вопрос я ставил перед депутатами Сената. Человек свое конституционное право должен реализовать максимально легко. Не должен он ходить к нотариусу и оформлять какое-то завещание. Должна быть единая база данных, доступная на уровне egov, на уровне ПМСП, - отметил Юрий Белоног. Он подчеркнул, что итогом данной встречи станет обращение в центральный аппарат партии с рекомендациями депутатам Сената и Мажилиса Парламента РК с учетом выработанной позиции.


Елена Мертюкова
газета "Северный Казахстан"
"Задели за живое"
30.01.20

Поделиться статьёй: